21:25
– Не будем скрывать, что мы знакомы с 1992 года. Так что обновим знакомство, это называется. Первый мой вопрос к вам к чрезвычайному и полномочному послу. Во время визита в Москву президента Армении Саргсяна, президенту Медведеву было передано приглашение посетить Армению в августе. Армения является стратегическим партнером России, членом ОДБК. Скажите, посетит ли Дмитрий Медведев Армению в августе?
- После недавней встречи президентов в Санкт-Петербурге армянская сторона заявила о том, что получила согласие президента России Дмитрия Анатольевича Медведева и государственный визит президента России состоится. Я думаю, в ближайшее время состоится и в моей стране очень внимательно, очень тепло очень с нетерпением ждут этого визита. Полагаю, что этот визит станет новым этапом развития армяно-российских отношений.
– Какой вам видится сегодня в июне повестка дня в августе? Вы будете что-то вписывать, что бы вы вписали президентам на двусторонней встрече?
- С учетом уровня и характера армяно-российских отношений эта система единая система армяно-российского сотрудничества охватывает все сферы сотрудничества. Экономика, политика, культура, военно-политическая сфера. Региональная и международная политика. И естественно все эти вопросы будут темой, повесткой дня переговоров.
– Я очень не люблю делать интервью с дипломатами. Можно поконкретнее?
– Безусловно, будут такие вопросы, как я надеюсь, проблема международно-правового урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Двусторонние экономические и политические вопросы, вопросы, связанные с участием наших стран в работе региональных и международных организаций. Возможно армяно-турецкое урегулирование. И так далее. То есть наиболее важные и принципиальные вопросы нашей внешней политики.
– Давайте может быть начнем с экономики. Скажите, пожалуйста, я буквально два часа назад расстался с нашим президентом РЖД, господином Якуниным, который сейчас едет в Ереван, и он мне порассказал про строительство ветки на Иран. Железной дороги. Давайте вы для наших слушателей скажите, в каком сейчас состоянии находится проект строительства с помощью РЖД железной дороги на иранское направление.
- В целом принципиальное решение, политическое решение по данному вопросу в Армении давно принято. Вопрос согласован заинтересованными сторонами. Я бы сказал, что сейчас находится на стадии разработки этого проекта. Это безусловно важнейший экономический проект. В решении которого примет участие не одна Армения, а естественно ряд других стран и вполне допускаю, что визит очередной господина Якунина в Армению, там-то в повестке дня уж точно будет обсуждение этого вопроса.
– Во что упирается? В инвестиции или то, что грузопоток не очень большой пока, во всяком случае, на Иран у Армении?
- Сейчас сложно однозначно ответить на этот вопрос. Думаю, здесь вопрос не только грузопотока, грузопоток если даже на начальной стадии будет не таким уже великим, но с учетом, что это все-таки главное важное стратегическое с точки зрения экономической стратегии направление север-юг, то здесь проблема, скорее всего, будет связана с инвестициями. Точнее не проблема, а главный вопрос, в котором нуждается решение, уточнение, это прежде всего вопросы инвестиционного плана. Раз мы коснулись армяно-российских отношений в сфере экономики…
– Подождите, я с железными дорогами не закончил. Меня же брифинговал начальник железных дорог. Скажите, пожалуйста, удовлетворена ли Армения, как работает ветка через Грузию, с которой у России сейчас нет дипломатических отношений, все-таки как сейчас идут грузопотоки из Армении в Россию, из России в Армению, есть ли проблемы?
– Проблема, прежде всего, в том, что это не прямое железнодорожное сообщение. Это… паромным переправам с одного берега в другой. Это значительно усложняет вопросы переправки грузов, экспорт, импорт и тут дело даже не в дороговизне самого маршрута, а в техническом выполнении всех проектов, связанных с грузопоставками.
– Какой выход?
– Выход - это последующее открытие прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией. Через Грузию. Но это уже связано с решением ряда серьезных политических вопросов.
– То есть это упирается в политическую известную проблему.
- Да, но раз вы спрашивали о концептуальном решении вопроса, то концепция именно в этом и заключается. Другое направление это естественно, то, о чем мы вначале говорили, строительство нового витка железной дороги на юг. И в далекой перспективе после решения я надеюсь, всех проблем и конфликтов в нашем регионе, и еще через соседние республики, тоже в Россию.
– Я не могу обойти по поводу конфликтов. Мы конечно к ним вернемся. Но я задам вам вопрос, который пришел к вам, вы будете улыбаться – из Бишкека от нашего пользователя. Он задает вопрос там: как себя должна вести Армения в свете санкций ООН к Ирану и значительного товарооборота с этой страной? Классный вопрос на самом деле. Это действительно проблема, это ваш сосед…
- Спасибо за вопрос. Вы знаете, Армения очень внимательно следит, что происходит в соседних странах, в том числе в Иране. Потому что ни одна страна не может быть безразлична к тому, что происходит непосредственно у себя на границе. Учитывая еще то обстоятельство, что у нас традиционно вполне нормальные были взаимоотношения с Ираном, и в годы экономической блокады, которая, к сожалению, до сих пор продолжается, для Армении, единственная дорога повседневного пользования это на Иран. Мы также следим за событиями, происходящими по отношению к Ирану, и очень надеемся, что только путем исключительных переговоров Иран и с другой стороны мировое сообщество все-таки придут к взаимоприемлемому решению.
- Господин посол, санкции коснутся вашего товарооборота? Принятые уже Советом Безопасности.
- Я думаю, на сегодня рано подытоживать какие-то итоги, потому что их еще нет. Но я бы хотел здесь говорить вот о чем. Ведь я уже сказал о закономерности торгово-экономических отношений с соседями – раз, но и с другой стороны ведь сама ситуация вынуждает Армению уделить особое внимание этому направлению, коммуникационных возможностей…
– Я об этом вас спрашиваю.
- Я думаю, с пониманием должны относиться к ситуации, в которой находилась Армения. Я думаю, наша страна будет учитывать все обстоятельства за и против и примет верное решение.
– Всегда так говорят послы, что страна примет верное решение. Еще один вопрос, на этой неделе в том числе в Армению пребывает госсекретарь США Клинтон, вообще у нее поездка по Кавказу. И накануне этого посол Ирана, мы остаемся в этой проблематике в Армении, Сайед али Сагаян на пресс-конференции в Ереване сказал фразу, которая вызвала очень много вопросов. «Мы не допустим размещения в зоне Карабахского конфликта миротворцев из США, - заявил посол Ирана в Армении. Эти сведения, я просто цитирую для вас, из неофициальных источников: но на сегодняшний день Иран единственная страна, которая находится по соседству с зоной конфликта, и будем защищать свою национальную безопасность. По моим сведениям, - сказал посол Ирана в Армении, - американские миротворцы возможно будут размещены в районе города Физули. Мы этого не допустим». Что вы по этому поводу можете сказать? Мы не поняли ничего.
- И до этого в прессе я читал подобную информацию. О якобы размещении американских сил в зоне Физули, российских сил в зоне Кельбаджара. На такие доводы стараться ответить притом основательно, думаю, очень сложно и вообще не стоит.
– Но это официальное лицо…
- Сколько мне известно, страны сопредседатели и страны, стороны конфликта, участвующие на переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ, пока публично, по крайней мере, не заявили о размещении каких-то сил в зоне конфликта. И раз такое еще не случилось, думаю, недостаточно серьезно будет с нашей стороны комментировать то или иное высказывание относительно размещения сил.
– Но это обсуждалось на встрече в Санкт-Петербурге например между президентами Саргсяном, Медведевым и Алиевым? Такие возможности. Вы же были там.
- Возможности…
– Размещения миротворцев из стран Минской группы.
- Я не могу однозначно ответить, потому что сам не принимал участие на этих переговорах. Но вопросы, судя по заявлению глав трех государств, стран-сопредседателей Минской группы недавно в рамках G8 президентов России, США и Франции там в этом заявлении изложены все принципиальные вопросы, связанные с Нагорно-Карабахским урегулированием.
– То есть вопрос миротворцев не принципиален?
- Нет, принципиален, в том числе там высказана позиция относительно размещения. Но это недостаточное основание утверждать, что будут эти силы размещены именно в указанных точках. И именно эти силы. Поэтому как любое рассуждение по данному поводу слишком преждевременное.
– Олег Есаян, посол Армении у нас в эфире. Я хочу напомнить нашим слушателям, что Олег Исаевич был премьер-министром Нагорно-Карабахской области в 1992 году. И был спикером парламента Нагорно-Карабахской республики с 1998 по 2005 или с 1999?
- С 1998.
– То есть вы очень хорошо и не понаслышке и не снаружи знаете проблему в широком смысле Нагорного Карабаха. В этой связи мы очень долго и много слышим о работе Минской группы. Вот уже сменились представители, послы в этом году практически все. Вы оптимист в том плане, что разрешение проблемы всем, кто проживает в этом регионе, можно достичь мирным путем? Или вы видите нарастание другого пути, военных возможностей решения проблемы?
- Прежде всего, в чем я очень твердо убежден, то это в одном – что военного пути решения подобных проблем, нашей проблемы в частности просто не существует. Доводы самые простые. Во-первых, одна война, навязанная Карабаху, завершилась. С определенным конкретным итогом. Проблема продолжает оставаться с точки зрения необходимости международно-правового урегулирования. Что даст вторая война? Вне зависимости от итогов. Абсолютно вне зависимости, какая разница кто теперь будет готовиться к третьей. Война уж точно никакие вопросы не решит, а обострит старые и добавит новые. Я, вы правы, не понаслышке. Те, которые о войне, о возможности возобновления войны, о необходимости решения вопросов военным путем, я прошу вас следить повнимательнее, имели ли они хоть какое-то отношение, непосредственное отношение и все ли они имели отношение к прежней первой скажем так войне. Нет. Поэтому альтернативы мирному решению просто не существует. Да, вопрос непростой. Вопрос сложный. Усложненный. Каждый новый факт, свидетельствующий о напряжении в том или ином обществе на линии соприкосновения, вот чего стоило, скажем, сразу после переговоров трех президентов событие, сразу буквально несколько часов спустя на линии соприкосновения. Это разве не провокация? Это разве направлено на решение вопроса…
– Вы имеете в виду обстрел…
- Да, я имею в виду вероломство во всех, и в плане политического понимания этого слова, и военно-стратегического понимания. Вот такие даже элементы отбрасывают настроение сторон по решению конфликта, а вы представьте тут еще и война.
– То есть вы пессимист.
- Нет, наоборот, я оптимист в том плане, что вопрос решится путем переговоров.
– Но это продолжается уже сколько.
- Степень сложности вопроса, потом подготовить общество, вот ни один раз сопредседатели обратили на это особое внимание. Последнее время Азербайджан на самом высоком уровне и самым серьезным образом говорит о необходимости, о возможности практически необходимости возобновления военных действий.
– Президент говорил Ильхам Алиев, самый высокий уровень.
- Все и очень часто. Это что? Подготовка общества к мирному решению? Если я говорю подготовить общество, то имею в виду настраивать их на мирное решение. Все равно этим народам придется жить по соседству. Поэтому эти призывы отбрасывают переговорный процесс.
– А он идет, господин посол? Честно говоря, внимательно смотря на переговорный процесс, когда в прошлом году мы делали интервью со всеми тремя сопредседателями, с американцем, французом, россиянином. Послами. Что-то особой уверенности, что движение есть, до чего-то дошли и встали. Поэтому у меня к вам вопрос: а что решила тройка президентов в Санкт-Петербурге? Было ли какое-то продвижение или оно просто зафиксировало позиции и все в очередной раз.
- Я не думаю, что после каждой встречи можно и нужно объявить о каких-то результатах. Потому что это единый процесс. И предполагает не одну, а очень много встреч, обсуждений не одного, а очень много подвопросов маленьких, больших и так далее, сложных, не совсем сложных, очень сложных. И поэтому каждый раз подытоживать, хотя общество, безусловно, ждет такого обобщения, это сложно и не всегда возможно. А может быть даже нужно. Хотя еще раз говорю, все мы хотим знать, есть продвижение вперед, какое продвижение. Потом есть еще ряд обстоятельств, связанных с переговорным процессом. Вот нежелание Азербайджана участия представителей Нагорно-Карабахской республики на переговорном процессе. Я хочу просто мои размышления вслух сделать в виде вопросов и естественно, не требуя ответа, потому что я тут отвечаю. Может ли Карабах принять на себя обязанности выполнить то или иное постановление, решение при обсуждении и принятии которого Карабах не принял участие. Конечно же, нет. Поэтому неслучайно, что руководство моей страны постоянно подтверждает, утверждает, подчеркивает необходимость привлечения к переговорному процессу как полноправной стороны конфликта руководство и представителей Нагорно-Карабахской…
– Вы сказали: моей страны. Но я не понимаю, сейчас вы представляете Армению, но все-таки вы были в Карабахе очень долго.
- Я был в Карабахе, я есть в Карабахе.
– То есть это не отдельная страна или отдельная страна в вашем понимании?
- Нагорно-Карабахская республика это отдельная страна.
– В вашем понимании это отдельная страна и будет отдельным государством. Я правильно понимаю?
- В моем понимании - да. Но никто у карабахцев не отнял, и они не потеряли это свое величайшее желание объединиться со своим народом, со своим государством. Но на данном этапе Нагорный Карабах, провозглашение Нагорно-Карабахской республики это было веление времени и творение ее народа. Хотя немножко многие иронически смотрят на такое заявление, но я еще раз подчеркиваю, что это было компромиссное решение. Эта республика могла стать республикой не только армян. Но и азербайджанцев, которые тогда к этому времени там проживали.
– Мы не затронули с вами вопрос о тех районах, на которые Карабах не претендует, которые сейчас находятся под контролем Карабаха. Я имею в виду азербайджанских районов. Они выделены в отдельную проблему для вас на переговорах или это комплексная проблема, возвращение этих районов? Как процесс идет?
- Понимаете, в моем понимании нет отдельно вопроса карабахской проблемы. Это все одно целое. И поэтому все вопросы могут быть рассмотрены. Невозможно сегодня договориться по одному вопросу и решить, хотя конечно решать придется поочередно. Не все вопросы сразу решить. Но обо всем надо договориться и решение надо принять по комплексу…
– Сначала «Дорожная карта».
- Смотрите, Армения считала и считает главным вопросом во всем переговорном процессе окончательный статус Нагорно-Карабахской республики, Нагорного Карабаха. Второе - что не может переговорный процесс в конечном итоге вернуться к исходному пункту ко всему тому, с чего все началось. То есть к прежней ситуации. Что Карабах и Армения должны иметь четкую сухопутную связь. Вполне необходимую и достаточную для обеспечения и нормального развития функционирования этой республики и обеспечения безопасности.
– Господин посол, мы с вами получили гуманитарное советское образование, мы знаем, что такое Данцигский коридор и чем он закончился
- Да, поэтому отдельно взятый один коридор это не решение вопроса. Речь идет об огромном комплексе, множестве вопросов. Но среди этого приоритетным для нас является право этого народа на самоопределение.
– У нас Георгий спрашивает: а почему тогда Армения не признала Абхазию и Осетию, Цхинвальский район?
- Скажите, пожалуйста, а Армения могла ли признать…
– Это ваша страна…
- Независимость Абхазии и Южной Осетии при этом, не признав независимость Нагорно-Карабахской республики.
– Конечно не могла.
– Если, исходя из каких-то соображений и интересов того же переговорного процесса, Армения пока что не признала де-юре независимость Нагорного Карабаха, то Армения просто не могла себе позволить, это было бы непонятно, я думаю, если не все, то очень многие со мной или с позицией Арменией согласны.
– Господин посол, еще с одним своим знакомым я беседовал, я имею в виду Сергея Кириенко. Главу Росатома. Россия рассчитывает стать совладельцем атомной электростанции в Армении, - говорит Кириенко. Сегодня на какой стадии находится переговорный процесс об атомной электростанции?
- Пока что управление атомной станции передано российской стороне. Я не могу конкретно по пунктам ответить на этот вопрос, чтобы было достаточно четко, но на данный момент речь идет о передаче управления этой станцией.
– Это повод, чтобы придти в следующий раз. Я напоминаю, в прямом эфире «Эхо Москвы» был Олег Исаевич Есаян, посол Армении. Я думаю, что через небольшое время мы снова с вами встретимся. Или перед визитом президента Медведева или сразу после визита президента Медведева. В этой студии и поговорим с вами уже об итогах. Дайте обещание в прямом эфире нашим слушателям.
- Считайте, что уже дал обещание, и я думаю, лучше это сделать после приезда главы российского государства. Будет, о чем побеседовать, и мы будем с вами в числе первых, которые коснутся итогов этого визита.
– Спасибо большое, господин посол.
Эхо Москвы
Айко и Анаит Симонян