10:25
Учитывая, что Армения является одной из немногих стран в мире, имеющей две закрытые границы, она находится в совершенно уникальном, но незавидном положении. Из-за оккупации около 17% территории соседнего Азербайджана (Нагорный Карабах и семь других районов), Ереван оказался исключенным из региональных инициатив, в том числе прибыльных энергетических и транспортных проектов. Об этом сообщает NEWS.am.
Безработица остается проблемой, и уровень заработной платы остается низким. Коррупция является проблемой, и уровень бедности по-прежнему высок, увеличившись с 23,5% до 31,5% в 2010 году в связи с сокращением денежных переводов. Страна сильно пострадала от мирового финансового кризиса, и в довершение был отмечен большой спад важного для Армении урожая абрикоса, который снизился примерно на 40% по сравнению с урожаем прошлого года в 85 000 тонн.
Тем не менее, Армения является страной бойцов, и она продолжает выживать. Ее экономика держится на плаву за счет денежных переводов из армянской диаспоры, иностранной помощи и инвестиций из России – с 5,5-процентным ростом ВВП в первом квартале 2010 г. Ереван также меняется и превращается из небольшого, ветхого города в советском стиле в более современную, динамичную, зеленую столицу с привлекательными кафе под открытым небом и дружелюбными людьми.
С закрытыми западной и восточной границами Армения зависима от России и Ирана, которые она традиционно рассматривает в качестве противовеса традиционным врагам – Турции и Азербайджану. Россия имеет все возрастающее влияние на Армению (энергетика, безопасность, экономика) – у нее военные базы в Гюмри, и русские солдаты укомплектованы вдоль турецкой и иранской границ. Грузия также имеет важное значение притом, что 85% торговли Армении проходит через территорию Грузии. Однако, как было доказано в ходе войны между Россией и Грузией, этот маршрут делает Армению уязвимой из-за внешнеполитических споров между ее соседями. Армения была одной из самых горячих сторонников «Восточного партнерства» ЕС, и Ереван воодушевлен в связи с переговорами, которые начнутся 19 июля, относительно соглашения об ассоциированном членстве. Это неудивительно, поскольку оно дает возможность стать менее зависимой от России. Вместе с тем, Армения хотела бы видеть конкретные результаты со стороны ЕС в качестве следствия реформ, которые она будет осуществлять, чтобы достичь подписания договора о свободной торговле и либерализации визового режима. Все это ценится, поскольку торговое соглашение даст Армении доступ на рынок ЕС в ряде сфер, в то время как режим либерализации визового режима сделает проще поездки в ЕС.
Хотя сближение с Турцией находится в тупике, большинство армян по-прежнему выступают за нормализацию отношений и открытие границы. Турция находится в 30 километрах от Еревана, но в настоящее время бизнесмены, желающие преодолеть торговое эмбарго и закрытые границы, должны пройти «живописный маршрут» через Грузию, товары официально должны перейти из рук в руки в Грузии через посредников или компании, созданные турецкими экспортерами. Действительно, от открытия границы больше всего пострадает Грузия. Хотя перспективы достижения прогресса в ближайшем будущем выглядят мрачными, важно сохранять импульс, даже если это будет подходом второго пути, уделяющим особое внимание мерам по укреплению доверия, которые могли бы быть разработаны в ходе этой «паузы».
Армению все больше беспокоит возобновление войны. Массивное Министерство обороны Армении на вершине холма за пределами Еревана является свидетельством того, что большое значение уделяется безопасности. Хотя Армения считает, что Азербайджан готовится к новой войне, чтобы вернуть свои территории, Ереван уверен, что он сможет победить Баку, так как многие утверждают, что военные Азербайджана – даже несмотря на то, что были потрачены миллиарды долларов – слабые и непредсказуемые, разделенные, коррумпированные, не находящиеся под контролем и в некоторых районах неадекватно или недостаточно оборудованные. Хотя это, вероятно, преувеличение, никто не захочет выяснить это. Однако с каждым днем вероятность войны возрастает. Прогресс в ведущихся мирных переговорах сохраняет ситуацию спокойной и, как правило, приводит к тому, что из Баку меньше говорят о военной интервенции, которая является его законным правом (в соответствии со статьей 51 Устава ООН). Возобновление войны будет иметь катастрофические последствия для всего региона. Хотя, вероятно, ни одна сторона не пожелает начать войну, тем не менее, нельзя исключить возможность «случайной войны».
Решение Турции связать сближение с прогрессом по Карабаху сместил баланс, и теперь даже крошечный компромисс со стороны Армении будет рассматриваться как повод для Турции, чтобы открыть границу. Международное сообщество должно быть жестким, и Турции необходимо сказать, чтобы она держалась в стороне от переговоров, иначе они рискуют остаться в тупике, что может привести к дальнейшей фрустрации и увеличению количества нарушений режима прекращения огня. Обе стороны должны быть привержены «основным принципам» и подготовить свое население к компромиссам. Армении необходимо проинформировать население, что оккупированные территории будут возвращены, и убедить Азербайджан, что их намерения искренни. Азербайджан должен сдерживать себя от разговоров о войне. Международное сообщество должно положить конец своему видимому «равнодушию» и начать готовиться не только к постконфликтному урегулированию, но и к войне, в том числе к быстрой ответной реакции, если худшие сценарии претворятся в жизнь.
Армения будет полноценно процветать только тогда, когда она примирится со своими соседями. Она не может делать это в одиночку. Рассеять призраки прошлого никогда не легко, но для будущего народов этого региона руководство всех трех стран должно проявить политическую волю и дальновидность, чтобы предпринять смелые шаги вперед.
Айко и Анаит Симонян