23.04.13
18:29
Турецкое общество пока не готово принять на себя вину за Геноцид армян

Проблема признания Геноцида армян 1915 года в Османской Турции все еще остается краеугольным камнем преткновения в отношениях между Арменией и Турцией. Какие изменения произошли за последние несколько десятков лет в сознании армянской и турецкой общественности, готова ли Турция признать этот исторический факт и громогласно покаяться, насколько актуален вопрос компенсации за совершенное злодеяние? Эти и другие вопросы в преддверии 98-й годовщины Геноцида армян в интервью агентству «Новости Армения» затронул директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян.

- Приближается очередная годовщина Геноцида армян. Хотелось бы узнать, поменялось ли отношение армянского общества за годы независимости к этой тематике. Появились ли какие -то новые тенденции, взгляды, какое-то новое осмысление данной проблемы?

 — Думаю, да. И, в первую очередь, появилась тенденция, которая все больше набирает обороты, и она сводится к тому, что процесс признания Геноцида армян рассматривается не только в политическом поле, но и получает правовое толкование.

То есть, проще говоря, в Армении появляется все больше сторонников того, чтобы не просто  бороться за признание и осуждение Геноцида, но и быть готовым к осуществлению практических шагов, направленных на получение от Турции возмещения ущерба за это преступление. Это новая тенденция, которой не было в советский период.

Во-вторых, конечно, появление независимой Армении на политической карте сыграло огромную положительную роль в общемировом процессе признания Геноцида армян. Одно дело, когда речь идет о признании Геноцида против народа, который является частью многонационального советского государства, а другое - когда речь идет о признании и осуждении чудовищного преступления в отношении народа, имеющего свое независимое государство.

В период после достижения независимости процесс признания и осуждения Геноцида во всем мире стал намного более активным и масштабным. Конечно, это тоже новая тенденция и тоже результат независимости Армении.

 - Господин Сафрастян, Вы упомянули новую тенденцию, связанную с вопросом компенсации. Однако до сих пор Армения на официальном уровне не выдвигала претензий к Турции по поводу компенсаций за понесенный в результате этого преступления материальный ущерб, затрагивая лишь нравственный аспект этого вопроса, а именно, требуя лишь признания и осуждения Геноцида. Хотелось бы узнать, какова позиция армянских властей в этом вопросе сегодня, и насколько она созвучна позиции армянской диаспоры в мире?

 — Я думаю, что официальная позиция Армении должна основываться на Декларации о независимости Армении от 23 августа 1990 года, в которой есть пункт о том, что Армения будет бороться за международное признание и осуждение Геноцида во всем мире, в том числе и со стороны самой Турции. Политика властей Республики Армения в течение этих двух десятилетий основывалась именно на этом документе, который вошел и в Конституцию нашей страны. Я думаю, это нормально: одно дело — официальная политика, а другое дело - позиция общественных, научных, интеллектуальных кругов как в самой Армении, так и в Диаспоре.

Эта новая тенденция, о которой я говорил, набирает силу именно в армянском обществе, и вы правильно заметили, насколько я могу судить, пока что на официальном уровне мы за эту политику не выступали. Однако, не исключено, что в какой-то период это может стать реальностью.

В этом вопросе, я считаю, не следует торопиться. Это очень сложный вопрос, потому что мы имеем дело с Турцией, с государством, которое имеет очень сильные позиции не только в регионе, но и во всем мире и имеет многочисленных союзников. Мы должны четко осознавать, что в случае официальных обвинений и претензий с нашей стороны, Турция будет всячески противодействовать и бороться. 

 - Но мы готовы к этому?

 - Пока что, думаю, по большому счету, мы к этому не готовы. Это очень серьезный вопрос, и без серьезной подготовки выступить с претензиями к Турции - значит погубить все, что было сделано в этом направлении.

Ранее предпринимались какие-то шаги, но сейчас, на мой взгляд, пришла пора, когда надо создать комиссию, состоящую из ведущих специалистов - историков, политологов, экспертов по международному праву, причем не только граждан Армении, но представителей Диаспоры. Надо привлекать также крупнейших зарубежных специалистов в этой области. Эта комиссия должна очень серьезно проработать ряд вопросов: кто должен требовать компенсацию - Республика Армения, Диаспора или какие-то организации; что именно, где и когда надо требовать, какой вид компенсации и так далее. Это очень сложные вопросы, и я думаю, что в этом направлении надо попытаться консолидировать интеллектуальные возможности всего Армянского мира.

 — А какие шаги предпринимает в этом вопросе Турция?

 - Я не случайно сказал, что мы имеем дело с Турцией - серьезным государством, которое будет до последнего отстаивать свои позиции. С 2001-2002 гг. в Турции действует специальная комиссия, возглавляемая лицом по должности равносильным вице-премьеру, в которую входят представители правительственных кругов, военно-разведывательного сообщества, ученые. Эта комиссия в течение более 10 лет очень серьезно работает над непризнанием факта Геноцида армян. Примечательно, что члены этой комиссии заседают в том же здании, которое было построено специально для Совета национальной безопасности и считается одним из самых  защищенных сооружений современной Турции, где принимаются самые важные решения, касающиеся внешней и внутренней политики.

Большей частью работа комиссии засекречена, и лишь небольшая информация о ее деятельности просачивается в прессу, благодаря чему мы можем делать выводы о том, насколько серьезно там занимаются этим вопросом.

В частности, года три-четыре тому назад в турецкой печати обсуждалась утечка информации, согласно которой эта комиссия якобы подготовила документ, точнее, целый файл по программе действий для упреждения армян. Согласно этой программе, в частности, в случае предъявления армянской стороной в судебном порядке претензий к Турции, они должны в первую очередь обвинить Армению в попытке опорочить эту страну. Стало известно, что к работе комиссии привлекались лучшие зарубежные специалисты. То есть здесь рассматривается не только чисто оборонительная тактика, но и делается попытка разработать шаги, которые бы носили упреждающий характер.

 — Хотелось бы уточнить, можно ли в рамках международного права призвать современную Турцию к ответственности за преступление, совершенное в Османской империи, были ли подобные прецеденты в истории, и есть ли в международном праве механизмы, которые можно применить в данной ситуации?

 — Очень сложный вопрос, я не специалист по международному праву. Скажем, насколько современная Турция является правопреемницей Османской империи, и можно ли предъявить ей претензии за преступление, совершенное почти сто лет назад в другом государстве?    Конечно, определенная правопреемственность существует. Турция взяла на себя эту правопреемственность в финансовом плане, но насколько это справедливо в отношении других вопросов?

Плюс к тому, Конвенция 1948 года о Геноциде обходит стороной вопрос участия и наказания государства за преступление Геноцида. Там только обсуждается вопрос о наказании физических лиц, которые виновны в проведении политики Геноцида, вопрос государства там фактически умалчивается. Это тоже препятствие.

С другой стороны, возникает также вопрос, насколько возможно предъявление каких-то претензий к Турции за преступление, которое было совершено до принятия Конвенции 1948 года. Есть такое правило юриспруденции — закон обратной силы не имеет. Это тоже очень сложный вопрос. Поэтому я говорю, что все это надо досконально изучать.

Были ли прецеденты? Определенные прецеденты были. Конечно, сразу приходит на ум Холокост и позиция Германии. Дело в том, что когда в 1946 году создавался Нюрнбергский трибунал, предполагалось, что он будет судить нацистских преступников, в том числе за геноцид. Но ООН не успела принять Конвенцию к 1946 году, поэтому нацистских преступников не судили за геноцид, а судили за преступления военного времени.

Однако в 1952 году Германия взяла на себя ответственность за геноцид еврейского народа, поскольку в 1951 году Конвенцию подписало 51 государство, и Конвенция о геноциде вступила в силу. А в 1952 году немцы, конечно, под политическим давлением, признали факт геноцида и извинились за уничтожение миллионов евреев. А Турция такую ответственность брать на себя не собирается.

Есть прецедент, когда, скажем, государство обвиняется не в совершении геноцида, а в бездействии. Например, проблема геноцида на Балканах в 90-х годах. Республика Босния и Герцеговина в Гаагском международном трибунале выступила с иском против Республики Сербии, обвинив ее в том, что та своим бездействием потворствовала совершению геноцида мусульманской части населения Боснии и Герцеговины. Интересно, что Гаагский трибунал не только принял к рассмотрению и к производству это дело, но и признал Республику Сербию виновной в бездействии и назначил какое-то символическое наказание. То есть какой-то определенный прецедент есть, и это при том что в Конвенции 1948 года о роли государства не говорится.

 — А какие изменения произошли в турецком обществе и во власти в отношении вопроса Геноцида армян, учитывая то, что сейчас в Турции к власти пришли противники кемалистской идеологии?

— То, что в определенных кругах интеллигенции и студенчества, то есть в более просвещенной части современного турецкого общества, хотя и весьма небольшой, наблюдается какой-то новый подход к этому вопросу - это факт. На протяжении нескольких лет мы являемся свидетелями этого. Конечно, многие стараются не использовать выражение «Геноцид армян» и  говорят о большой трагедии. Некоторые говорят о трагедии армянского народа, некоторые о трагедии армянского и турецкого народов и так далее. Но, есть такое движение, и это движение фактически выражает стремление как-то взять на себя моральную ответственность и извиниться перед армянским народом. Но я еще раз повторяю, надо обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, это очень малочисленное движение, а во-вторых, там не говорится о политической ответственности Турции. Все это переносится в чисто моральную плоскость, а наша общественность, как я уже сказал, сегодня уже требует компенсации, и вопрос из чисто политического переносится в правовую плоскость.

Это новое явление, но в целом, я считаю, что турецкое общество пока не готово принять на себя вину за Геноцид армян, хотя бы даже в моральном смысле, и ему предстоит пройти определенный, довольно долгий путь для этого.

Что касается политики властей Турции, тут есть тоже какие-то изменения, и квинтэссенция этих изменений была выражена в письме Эрдогана президенту Армении Роберту Кочаряну в апреле 2005 года. Эрдоган написал следующее: «Мы не знаем, был или не был геноцид, давайте вместе изучать». Это новое явление в Турции, до этого официальные власти говорили, что никакого геноцида не было, а была депортация армян.

Я думаю, надо подчеркнуть, что новая позиция Анкары более хитроумна. Ведь фактически, ставится под вопрос сам факт Геноцида. Что означает этот призыв? Это все равно, что сказать, давайте изучать, была или не была Первая мировая война. Согласитесь, это абсурд.

Но, если смотреть с позиций Запада, современного западного постмодернистского мировосприятия, то там могут сказать: «Смотрите, было табу на тему (геноцид армян), а сейчас они открывают архивы, готовы изучать. Давайте, вместе изучайте, вместе познавайте истину, устанавливайте факты». Для современного западного политика или среднестатистического интеллектуала, который не слишком искушен в вопросах истории, это звучит довольно убедительно.

Вот в этом и кроется опасность новой позиции турецких властей, и тут необходим жесткий  подход. Поэтому отвечать на это нужно следующим образом: «Исторические факты уже установлены, факт Геноцида армян установлен, и если турки этого не принимают, если у них есть необходимость более глубокого изучения, пусть изучают, это их дело».

Геноцид армян - это общепризнанный исторический факт. Скажем, в США не найти более или менее серьезного специалиста, который бы усомнился в факте Геноцида армян или настаивал бы на необходимости изучения вопроса на предмет наличия Геноцида. Поэтому здесь надо действовать осторожно и не попасть в ловушку.

 – Через два года, 24 апреля 2015 года, будет отмечаться столетие Геноцида армян. В армянском обществе укоренилось мнение, что эта дата является своеобразным рубиконом, и мы до этого либо чего-то добьемся, либо возможность признания Геноцида будет утеряна. Вы согласны с этим мнением, и чем вызвана такая позиция?

 — Я думаю, что объективных причин для такой позиции нет. Конечно, 100 лет имеет чисто психологическое значение для нас как для народа, который подвергся Геноциду, который чувствует несправедливость, потому что за это преступление никто не ответил. Турция не понесла справедливого наказания. А ведь мы потеряли большую часть нашей исторической Родины - Западную Армению, потеряли 1,5 млн. человек, потеряли все, что мы создавали своим упорным трудом в течение тысячелетий, нашу цивилизацию, которая существовала на территории Западной Армении - все было потеряно, и за эту потерю никто не понес наказание.

Мы не получили никакого морального возмещения, даже больше - факт Геноцида, который признан историками, многие государства отказываются признавать. В связи с этим армяне испытывают чувство огромной несправедливости, которое создает определенный психологический настрой у нашего народа. У людей создается впечатление, что к 2015 году либо все изменится, и те, кто не признает Геноцид, одумаются, а если этого не будет - то тогда уже всему конец.

Нет, это не так, надо продолжать бороться, бороться за справедливость, бороться за то, чтобы это тяжелейшее преступление - первый Геноцид XX века, было осуждено, и чтобы армянский народ получил какую-то компенсацию: материальную, финансовую или даже территориальную. Я думаю, что и после 24 апреля 2015 года надо продолжать бороться с еще большими усилиями.

Загрузка...
Загрузка...
 
 


СВЕТСКАЯ VIP PARTY

Critical Error: Unable to connect to the MySQL server

Армяне США собирают средства для оказания помощи сирийским армянам

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

Подписаться на новости




 

Все права защищены © 2006-2013. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47