22:52
Главным событием недели стал Санкт-Петербургский экономический форум. Ставшее уже традиционным место встречи отечественного бизнеса, властей и крупнейших мировых корпораций в этом году привлекло более восьми тысяч участников и гостей из семидесяти стран мира.
Главная тема форума - мировой кризис: как из него выйти, что будет дальше, и как в будущем не допустить подобных катаклизмов?
Репортаж Сергея Семенова, передает Первый канал.
Еще до начала Санкт-Петербургского экономического форума эксперты назвали его "мировым антикризисным мозговым центром". Здесь на одной площадке собрались руководители крупнейших транснациональных корпораций и финансовые аналитики.
Почетные гости форума - президенты Армении, Азербайджана, Финляндии и Филиппин. Приехали экс-премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми и бывший федеральный канцлер Герхард Шредер. Но прежде чем начать "мозговой штурм", участники попытались ответить на вопрос: где у кризиса дно?
Роберт Манделл, профессор экономики Колумбийского университета: "Мне кажется, мы находимся где-то на середине кризиса. По тому, что происходит в Америке, мне кажется, что дно кризиса будет пройдено где-то в июле-августе, потому что сейчас я не вижу значительного оживления инвестиций".
Дмитрий Медведев, выступая на открытии форума, отметил, что худшего сценария, все же, удалось избежать, но ликовать пока рано.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "В последние недели, предшествующие форуму, на основных финансовых рынках стали наблюдаться определенные симптомы оживления, что дало основание ряду аналитиков говорить о том, что дно кризиса достигнуто, его наиболее тяжелая фаза близится к завершению, и недалеко начало оживления.
Но, на мой взгляд, шампанское открывать еще рано. Недаром кто-то из экономистов подметил, что финансовый кризис - это такое многолетнее и очень живучее растение. Закрыться от глобального кризиса не удалось никому".
По словам Президента, лидерам стран пока не удалось найти "антикризисный рецепт", который бы устроил всех. При этом все отдают себе отчет, что с кризисом невозможно справиться в одиночку.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Нужно договориться о порядке разработки новых стандартов регулирования финансовых рынков, финансовых институтов. Нужно реализовать решение "двадцатки" и в части реформирования международных финансовых организаций. И здесь (и в этом заключается наша твердая позиция), нельзя ограничиваться косметическими изменениями, как бы того не хотелось отдельным государствам, а может быть, и самим международным финансовым организациям.
Это, в конечном счете, должны быть принципиально новые финансовые институты, где не будет доминирования отдельных политических сюжетов, политических мотивов или доминирование отдельных государств, или отдельных стран".
Медведев особо отметил, что абсолютный приоритет в условиях кризиса - социальная защита россиян.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Наша задача - это на сегодняшний день формирование интеллектуальной, если хотите, умной экономики и соответствующего общества в целом. Это подразумевает и значительно более высокое качество жизни, и преобладание в обществе среднего класса, способность быстро меняться и быстро реагировать на изменяющийся мир".
Далее разговор продолжился в форме дискуссии. Дзюнъитиро Коидзуми, который почти каждый год приезжает на форум, отметил, что Япония пережила тяжелый кризис в начале девяностых. И, по его словам, история повторилась, только уже в масштабах всего мира.
Обвал экономики в Стране восходящего солнца тоже начался с банкротства ипотечных компаний. И Коидзуми предложил использовать "японский рецепт" по выходу из кризиса. Это переход на энергосберегающие технологии и сокращение неэффективных расходов.
Дзюнъитиро Коидзуми, в 2001-2006 годах - премьер-министр Японии: "Нет необходимости России и США иметь столько оружия, чтобы разрушить мир. Существующий сегодня кризис будет способствовать разоружению. И все расходы, которые идут на ядерное вооружение, можно сократить и направить на развитие собственных экономик. Хотелось бы, чтобы правительства России и США это сделали".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Для всех нас не менее важными являются не только те действия, которые предпринимают Россия и Америка, а мы свою ответственность сознаем, но и нерасширение "ядерного клуба". Потому, как неконтролируемое расползание ядерного оружия грозит, конечно, всему человечеству".
По мнению Герхарда Шредера, мировая финансовая система, так называемая "бреттон-вудская модель", безнадежно устарела. Она была создана еще в 1944 году и ориентировалась на доллар, как на мировую резервную валюту. Кроме того, до сих пор нет простых и понятных правил игры на мировом финансовом рынке, которые будут едины для всех.
Герхард Шредер, председатель комитета акционеров компании "Северный поток", экс-канцлер ФРГ: "Чего нам не достает, так это большей прозрачности, большего регулирования на финансовых рынках. Ни в коем случае, не в национальном масштабе, а на международном уровне. Я считаю, меры, которые были приняты в Лондоне не без помощи российского президента демонстрируют позитивный результат многолетней дискуссии".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "По всем этим вопросам у нас очень близкие позиции, и это меня все-таки настраивает на позитивный лад".
По мнению Президента Филиппин, пока недооценена роль России в мировой экономике.
Глория Макапагал-Арройо, президент Филиппин: "Нужно обсуждать не только кризис, но и развитие экономики России в этих условиях. Чтобы этот потенциал был востребован в XXI веке, чтобы он стал главным локомотивом роста всей мировой экономики".
Дискуссии на форуме одновременно идут на многих площадках. В этом зале эксперты обсуждали, как мировой кризис повлиял на политический расклад. Как правило, большинство стран, спасая экономику, постарались закрыть свои рынки. Обратная картина - в СНГ. Вместе проще переживать трудные времена.
Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации: "В середине 90-х годов в условиях некоторой стабилизации национальных экономик их стремление к региональной интеграции ослабло. Иные внешнеэкономические и внешнеполитические приоритеты показались более привлекательными.
Нет пророка в своем отечестве, и интерес к самим себе у нас был достаточно низким. Мы искали более интересные интеграции с другими государствами, не находя здравого зерна в том, чтобы эту интеграцию углублять там, где она исторически уже была образована.
Как учил наш общий классик, прежде чем объединяться, надо было размежеваться. Теперь постепенно мы становимся свидетелями и участниками новых процессов интеграции, сближения наших стран".
Как отмечали участники дискуссии, в кооперации проще искать новые рынки в посткризисном мире.
Андрей Кобяков, заместитель премьер-министра Белоруссии: "Выход из кризиса для нас может быть только через интеграцию. Только опираясь друг на друга, мы можем так подняться".
Сергей Тигипко, председатель совета инвесторов при правительстве Украины: "Не смотрите на то, что Украина иногда отдаляется. Поверьте мне, смена элит в Украине будет достаточно быстрой, придут более молодые, более прагматичные. Я вас уверяю! И они начнут думать об экономических интересах, а не о каких-то национал-патриотических "шароварных" вещах".
В одном из павильонов обсуждался один из ключевых вопросов мировой экономики - цена на энергоносители. Гости форума дискутировали на тему: "Сколько стоит нефть?"
Игорь Сечин, заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель Совета директоров ОАО "Роснефть": "Справедливая цена на нефть должна учитывать инвестиции в развитие месторождений, безусловно, должна включаться стоимость освоения новых месторождений, стоимость строительной инфраструктуры, строительства новых трубопроводов, новой энергетики, транспортной инфраструктуры, дорог. Это все войдет в справедливую цену".
Понятно, что у продавцов и покупателей принципиально разные подходы к определению "справедливой" цены. Насколько они расходятся, попытались выяснить с помощью интерактивного опроса.
Сначала голосовали потребители, затем - руководители энергокомпаний. И результаты почти совпали. Справедливой ценой большинством голосов признали коридор в 70-80 долларов за баррель.
Сейчас цена за нефть растет, и почти вплотную приблизилась к этой цифре. России, как одному из крупнейших в мире поставщиков энергоресурсов это выгодно. Но, как отметил Президент в разговоре с бизнесменами во время делового ланча, сырьевая экономика - это тупиковый путь развития.
Эско Ахо, вице-президент компании "Нокиа", Финляндия: "Считаю необходимым повышать производительность труда не только в частном, но и в государственном секторе, используя современные технологии. Это поможет решить множество проблем".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Здесь для нас пока непочатый край работы. К сожалению, переход нашей экономики на инновационный сценарий пока не удается. Именно поэтому я вынужден был специально создать комиссию при Президенте для того, чтобы дать хотя бы несколько таких толчков, которые позволят сдвинуть процесс.
И особенно важно это в период кризиса, потому что, может быть, такой удачной ситуации для того, чтобы постараться перевести экономику на инновационные рельсы, провести технологическую модернизацию, даже при всех сложностях кризиса, больше не будет".
Инвесторы жаловались Президенту на российскую бюрократию.
Клаус Клянфельд, президент компании "Алкоа Инк.": "В своем выступлении вы как-то коснулись темы налогообложения. Так вот, хочу сказать, что в прошлом году в Самаре от нас потребовали 47 тысяч страниц".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Могу ли я спросить - эти 47 тысяч страниц - это что?"
Клаус Клянфельд, президент компании "Алкоа Инк." (США): "47 тысяч ксерокопий документов - столько потребовали налоговики. При этом многие из этих документов были продублированы по пять-семь раз".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Дело в том, что, к сожалению, у нас пока, во-первых, очень громоздкая отчетность, не только в нашей стране. Но у нас она действительно очень громоздкая. Во-вторых, к сожалению, практически не развит электронный документооборот. Мы, конечно, будем стараться этот учетный пресс ослаблять".
Что же касается конкретных итогов 13-го Санкт-Петербургского экономического форума, то за два дня работы крупнейшие мировые компании заключили контракты на несколько миллиардов долларов.
Глобальный экономический кризис еще больше обострил кризис продовольственный. В мире сейчас голодает почти 1 миллиард человек, то есть, каждый шестой житель планеты. Такие цифры прозвучали на 1-м Всемирном зерновом форуме.
Впервые эту идею - собрать вместе крупнейших потребителей и производителей зерна - Президент высказал еще в прошлом году, во время саммита "большой восьмерки". Мировые лидеры идею поддержали.
В Санкт-Петербург приехали министры сельского хозяйства 65 стран. По данным экспертов, уже через 40 лет, чтобы прокормить население Земли, зерна потребуется вдвое больше, чем производится сейчас.
Жак Диуф, генеральный директор Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН: "Ваша страна - один из ключевых игроков на мировом зерновом рынке. За прошлый год Россия произвела рекордное количество зерна. И это помогает решать проблему продовольственной безопасности".
Как отметил Президент, на зерновом рынке цены сильно колеблются. И постоянная неопределенность отпугивает крупных инвесторов, которые могли бы вкладывать деньги в развитие сельского хозяйства.
Чтобы сделать этот рынок более стабильным и предсказуемым, Дмитрий Медведев предложил крупнейшим экспортерам скоординировать ценовую политику.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "В прошлом году резкое повышение цен на продовольствие больнее всего ударило, конечно, по бедным слоям населения, которые тратят до 80% своего бюджета просто на то, чтобы прокормить себя.
Поэтому необходимо прийти к общему пониманию этой ситуации. Следует разработать такие механизмы, которые будут способствовать преодолению дисбаланса между спросом и предложением.
И нам необходимо добиться того, чтобы экспортеры все же координировали свои программы для поддержания приемлемых цен на зерновых рынках. Фактически, речь может пойти о формировании новой политики в области производства и международной торговли зерном".
Продовольственный кризис и кризис в экономике - это отмечали все участники дискуссий - несомненно "переформатирует" современный мир. Появятся новые экономические модели.
"Какие"? - конкретного ответа на этот вопрос пока нет. Но все идеи, которые прозвучали за эти три дня в Санкт-Петербурге, обязательно будут востребованы.
Концерт Тиграна Амасяна в Москве