13:03
В то же время это были наиболее реалистичные слова, прозвучавшие на продолжавшихся 4 дня встречах, повестка которых была насыщена дипломатическими и политическими вопросами. Потому что исторические связи, существующие между двумя обществами, остаются в тени исторических проблем. А это можно увидеть практически во всех сферах жизни. Не удивительно, что в ресторанах можно встретить блюда, начиная от манты до долмы. В армянском языке есть ряд слов, которые используются в турецком.
Больше общего, чем схожего. Вероятно, самое важное из них – Агры Даг. Гора Агры Даг, которую армяне называют Араратом, имеет священное значение. Из каждого уголка Еревана, расстеленного в роскошной тени Агры Дага, глаза армянина устремлены в сторону горы, и его пронзает тоска по землям Турции, а точнее Анатолии...
А «известные» вопросы затеняют существующее по ту сторону границы сходство и оправдывают фразу, высказанную американским аналитиком армянского происхождения...
Вопрос «геноцида»
То есть события 1915 года... По вопросу этих событий, которые армяне называют «геноцидом», а турки - «депортацией», не легко достичь решения и согласия. В Армении этот вопрос является очень чувствительным. Даже более чувствительным, чем полагают некоторые.
С одной стороны, Турция осуждается за то, что не считается с собственной историей и прошлым, с другой стороны, обсуждение вопроса в Армении – табу.
Выражение «армянские тезисы» подвергается в Армении противодействию со стороны всех - от наиболее умеренных до наиболее радикальных. В ответ на это сразу же говорят: «Никакие это не тезисы. Геноцид – факт. Выйдите на улицу. Вы не найдете ни одного армянина, у которого предки не почувствовали бы на себе влияние геноцида».
А другие убитые?
В Армении некоторые люди признают, что в начале 20-го века в Анатолии, помимо армян, были убиты и представители других национальностей. Согласно этой точке зрения, армянские отряды, в ответ на осуществленное против них насилие, «мстили», совершая «убийства». То есть это была «самооборона». Они даже не говорят, что в годы Первой Мировой войны армяне при поддержке России поднялись на ноги с целью создания независимого государства на территории Османской империи.
А в «Музее геноцида» есть всего лишь одна фотография, на которой изображены армянские отряды.
Представители музея объясняют это тем, что не могут получить из Турции документы, но в то же время говорят, что по этому вопросу и не обращались.
Историческая комиссия
В этих условиях большинство вопросов по части протоколов, подписанных между Анкарой и Ереваном, связано с положением о формировании исторической комиссии, которое считается, вероятно наиболее важным.
Ранее Турция предлагала создать комиссию для изучения утверждений о «геноциде» и заявляла, что откроет архивы.
В протоколах, подписанных в Цюрихе и предусматривающих открытие границы, речь идет о формировании подкомиссии, занимающейся историческими вопросами. Для Турции это означает, что, наконец, на стол будут выложены утверждения о «геноциде». Однако в Ереване картина совершенно иная.
Должностные лица заявляют, что на нынешнем этапе нет нужды обсуждать этот вопрос, и оставляют формирование комиссии на будущее.
Аналитики, близко знакомые с темой, говорят, что комиссия не будет обсуждать факт «геноцида», при формировании повестки и обсуждаемых тем в комиссии будут исходить из того, что «геноцид был».
А историки отмечают, что критерии членства в комиссии никому не известны. И ни у кого нет цели в случае предложения подключиться к работам комиссии.
Формирование доверия
Вопреки сходству, существующему между обществами двух стран, недоверие, имеющее исторические корни, очевидно.
Открытие границы и установление дипломатических отношений между двумя странами могут стать только шагом на пути урегулирования отношений между обществами. А в условиях, когда продолжаются переговоры представителей дипломатического корпуса и правительства, становится ясно, что формирование атмосферы доверия между двумя обществами не может быть привязано к графику, зафиксированному в протоколах.
Концерт Тиграна Амасяна в Москве