13:39
«Кнопка «перезагрузки» сработала и… мы двигаемся в правильном направлении», подчеркнул президент США Барак Обама (Barack Obama) после своей четвертой встречи с президентом Дмитрием Медведевым 15 ноября этого года, и оснований для такого рода заявления было предостаточно. Оба президента значительно улучшили атмосферу в отношениях, сгустившуюся год назад в мрачные дни после войны России против Грузии.
Американские и российские чиновники высокого уровня теперь больше общаются друг с другом, чем это было раньше с момента прихода к власти администрации бывшего президента США Джорджа У. Буша (George W. Bush). Двусторонняя президентская комиссия стала механизмом, способствующим расширению контактов и реализации достигнутых президентами договоренностей. Еще более важно то, что инициатива с перезагрузкой приближается к своим первым практическим результатам, к числу которых следует отнести создание российского коридора для военных грузов, направляемых в Афганистан для военных контингентов США и НАТО, а также заключение нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, который предусматривает более значительное сокращение с обеих сторон «ядерных арсеналов».
Вместе с тем, отношения между двумя государствами продолжают оставаться хрупкими. Правительственные чиновники в обеих странах продолжают с подозрением наблюдать за действиями своих коллег. Американские и российские средства массовой информации продолжают использовать старые стереотипы и либо изображают авторитарную, настроенную против Запада Россию с одной стороны, либо гегемонистски и русофобски настроенные Соединенные Штаты с другой. К сожалению, мало внимания уделяется объяснению и анализу тех сложных вопросов, по которым позиции сторон в американо-российских отношениях не совпадают.
Если рассматривать начальный этап перезагрузки, то обе стороны должны сделать так, чтобы нынешняя волна доброй воли продолжилась и не закончилась прискорбным образом, как это происходило с хорошими начинаниями во время правления администрации Билла Клинтона (Bill Clinton) или Джорджа Буша. Но для укрепления этих основ в американо-российских отношениях нужно достичь трех важнейших целей.
Во-первых, и это самое главное, нужно создать стратегические рамки для двусторонних отношений. Хотят ли Соединенные Штаты установления долгосрочного стратегического сотрудничества, или они просто используют временное потепление для получения тактического преимущества? Какое количество времени загруженный работой президент США и его высокопоставленные чиновники готовы уделить работе над сложными и подчас проблематичными отношениями, не обещающими достижения быстрого успеха? Как далеко каждая из сторон готова пойти для того, чтобы помочь другой стороне обеспечить ее интересы в обмен на поддержку при достижении своих собственных целей?
В идеальном варианте американский и российский президенты должны дать ясные ответы на эти вопросы в публичных заявлениях стратегического характера. Это придаст новый импульс и поможет дисциплинировать бюрократические структуры. Если этого не произойдет, то эта задача перейдет тогда к министру иностранных дел Сергею Лаврову и государственному секретарю Хилари Клинтон (Hilary Clinton). Если такого рода заявления не будут сделаны, то это само по себе будет важным посланием, смыл которого будет заключаться в том, что американо-российские отношения не являются приоритетными ни для одной из сторон. Частые контакты на высоком уровне не могут заменить хорошо разработанной стратегии. Президенты Владимир Путин и Джордж Буш встречались лицом к лицу пять раз, и их первая встреча произошла в Словении в июне 2001 года, потом на московско-петербургском саммите в мае 2002 года, и мы знаем, на каком уровне находились эти отношения к моменту окончания сроков их полномочий.
Во-вторых, обе стороны должны ясно продемонстрировать способность действовать совместно для достижения общих целей. Одного продолжения договора СНВ I, хотя он и очень нужен, будет недостаточно, так как договоры по контролю над вооружениями предполагают наличие фундаментального соперничества, а не партнерства. Есть две области, в которых лучше всего можно было бы сделать быстрый старт для основательного партнерства, - это строительство гражданских атомных реакторов в третьих странах, а также создание общей системы противоракетной обороны. Сотрудничество в ядерной области могло бы способствовать поддержке наблюдаемому в настоящее время ренессансу в области мирного использования атомной энергии за счет объединения имеющихся в распоряжении обеих сторон уникальных технологий и выдающихся научных талантов. Все это могло бы способствовать созданию более эффективных и надежных реакторов, которые бы не наносили ущерба окружающей среде и обладали бы надежной защитой против распространения ядерных технологий. Совместная система противоракетной обороны представляла бы собой мощный символ того, как Соединенные Штаты и Россия вместе работают над защитой своих территорий и важнейших объектов от ракетного нападения. Очевидно, что система противоракетной обороны – это более сложный вопрос, чем мирное использование атомной энергии, так как Соединенные Штаты продвинулись далеко вперед в реализации своей собственной системы, а русские, по понятным причинам, не захотят присоединяться к ней на правах младшего партнера. Однако такая система, которая бы объединила более совершенные американские возможности боевого управления и более продвинутые российские технологии в области ракетных двигателей, была бы более эффективной, чем то, что создается в настоящее время.
В-третьих, обе страны должны найти способ для более активного вовлечения в этот процесс широкой общественности. Часто подвергаемая незаслуженной критике рабочая группа по гражданскому обществу, возглавляемая главным советником Обамы по России Майклом Макфолом (Michael MacFaul) и первым заместителем главы администрации президента Медведева Владиславом Сурковым могла бы сыграть важную роль для определения тех вопросов, которые вызывают озабоченность у обеих сторон, и затем они могли бы предложить американским и российским неправительственным организациям, исследовательским учреждениям и университетам вместе поработать над разрешением этих проблем. Здесь речь может идти о таких внутренних проблемах как эмиграция, коррупция, здравоохранение и образование, а также о таких вопросах внешней политики как, например, Иран или трансатлантическая безопасность. Помимо этого, правительствам обеих стран следовало бы предпринять совместные усилия для того, чтобы для облегчить выдачу виз и снять таможенные ограничения с целью создания стимулов для развития более интенсивной торговли и проведения инвестиций, а также усиления поддержки бизнеса для улучшения отношений между двумя странами.
Если обе стороны будут способны добиться прогресса в этих областях, то это могло бы способствовать переходу от первой фазы перезагрузки, в которой главное место занимала риторика, ко второй фазе – к конкретным действиям.
Томас Грэм занимал должность старшего директора по российским вопросам в Совете национальной безопасности США с 2004 по 2007 год.
Оригинал публикации: Strengthening the Reset
Опубликовано: 27/11/2009 11:31
InoSmi.ru
Концерт Тиграна Амасяна в Москве