Об этом сообщил президент США Барак Обама в опубликованном интервью вашингтонскому политическому еженедельнику National Journal.
По его словам, нынешнее правительство США с момента прихода к власти руководствовалось «теорией о том, что нам следует идти на взаимодействие с Ираном, дать ему возможность сделать правильный выбор, одновременно имея в арсенале карательные меры и используя их, если они (т.е. иранцы) не будут отвечать взаимностью». «Думаю, мы реализовали данный политический курс настолько хорошо, насколько можно было только ожидать», — цитирует главу Белого дома ИТАР-ТАСС.
Согласно изложенной им информации, «независимые аналитики были поражены тем, насколько значительно введенные против Ирана (Советом Безопасности ООН) санкции сказались на его экономике». «Тем не менее, речь идет о крайне идеологизированном режиме, и мы все еще не знаем, перевешивают ли теперь затраты, связанные с разработкой ядерной программы», выгоды от ее реализации по оценке Тегерана, заявил Обама. В связи с этим, подчеркнул он, «мы собираемся продолжать давить» на Иран, добиваясь от него полного прояснения направленности ядерной программы.
В соответствии с данными, которые были на днях обнародованы в Вашингтоне недавно ушедшим в отставку заместителем помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востоке Джоном Лимбертом, курировавшим отношения с Тегераном, Обама дважды направлял послания руководителю и духовному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи. Ответа на второе письмо американский лидер якобы не получил. Между тем, по сведениям из этого же источника, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад также дважды направлял послания Обаме, но оба раза безответно.
Напомним, в начале августа президент США Барак Обама заявил, что США готовы к диалогу с Ираном, однако он должен своими действия доказать, что не разрабатывает ядерное оружие. «Очень важно очертить перед иранцами четкий перечень шагов, которые мы сочтем достаточными, чтобы показать, что они не разрабатывают ядерное оружие, — подчеркнул американский лидер. — Они должны знать, на что они могут дать положительный ответ».
Обама отметил также, что готовность Белого дома к диалогу с Ираном предусматривает и обсуждение с ним афганской проблематики. Он считает, что Иран мог бы участвовать в региональных консультациях по стабилизации ситуации в Афганистане. «Иран должен быть частью этого процесса и мог бы быть конструктивным партнером», — считает глава администрации.
Как ранее сообщалось, летом 2010 года США ввели санкции против ряда иностранных компаний и организаций, которые, как считает американская сторона, находятся под контролем Ирана и оказывают содействие развитию его ядерной программы. В числе стран, на территории которых, по данным США, находятся эти компании, названы Япония, Германия, Италия, Люксембург и Белоруссия.
Одновременно правительство США ввело санкции против ряда физических лиц и организаций Ирана, обвиняемых в поддержке террористов. В «черном списке» оказались четыре старших офицера спецслужбы «Аль-Кудс», входящей в структуру Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Все они обвиняются в «поддержке террористов», в том числе афганских талибов. Впервые карательные меры против КСИР и входящей в ее структуру спецслужбы «Аль-Кудс» были использованы госдепартаментом и Минфином США 25 октября 2007 года. КСИР был тогда обвинен в нарушении международных режимов нераспространения, а «Аль-Кудс» — в поддержке террористической деятельности посредством оказания «материального содействия» движению «Талибан».
Ранее Совет Безопасности ООН принял предложенную США резолюцию 1929 о введении новых международных санкций против Ирана. Затем дополнительные односторонние санкции в отношении Исламской Республики были объявлены администрацией США, а 26 июля пакет односторонних антииранских мер одобрили министры иностранных дел стран ЕС.
Речь идет о санкциях в отношении предприятий иранского энергетического сектора, внешней торговли, транспортных и финансовых организаций. Среди них — решение о сокращении экспорта бензина в Иран. Стоит отметить, что с бензином в этой средневосточной стране имеются большие сложности.
Кроме того, расширяется список иранских чиновников и бизнесменов, которым будет запрещен въезд на территорию Евросоюза. В документе идет речь о замораживании активов ряда иранских банков и других бизнес-структур, которые «могут быть использованы для финансирования военных разработок». Санкции затронут и сотрудничество с Тегераном в отраслях, продукция которых может быть использована в иранской ядерной программе.
Также ЕС запретил компаниям союза помогать в развитии иранского ТЭКа – передавать технологии, оказывать техническую помощь и делать инвестиции. Кроме того, иранским грузовым авиа-и судоходным компаниям запрещено действовать на территории Евросоюза.