14:16
В плане протоколов Вы сомневаетесь в искренности партии «Справедливость и развитие»?
Если протоколы должны получить отказ или ратификация протоколов будет отложена на месяцы и годы, я засомневаюсь в искренности партии «Справедливость и развитие», а также в правительстве Турции. Переговорный процесс шел без какого- либо обсуждения карабахской темы. Это были переговоры вокруг установления и развития двусторонних отношений. Конечно, если стремимся к региональному миру и стабильности, нам необходимо, в первую очередь, урегулировать наши отношения. Однако проект пакетного разрешения региональных проблем, даже если будет выдвинут с благими намерениями, все равно, не прагматичен, если имеем в виду восприятие угроз странами расширенного кавказского региона, разницу их союзов или устремлений. Я не хочу исключить и тот факт, что правительство Турции в переговорах руководствовалось помыслами, что сумеет нейтрализовать попытки давления турецких националистов и азербайджанцев. Следовательно, подробно не анализировало формы преподнесения этой политики ее вероятным противникам. А посему сперва — после опубликования в апреле дорожной карты, а затем – после подписания протоколов процесс натолкнулся на «непредвиденное» давление. Однако одно следует прояснить: хотя Турция закрыла границу с Арменией в 1993-ем году в связи с Карабахом, однако мы должны понять, что Турция никогда — начиная с 1991-го года – т.е. независимости Армении- не имела с Арменией дипломатических отношений.
Если, как заявляют армянские должностные лица, Турция в согласованные сроки не ратифицирует протоколы, есть ли альтернативный сценарий? Или Вы полагаете, что весь процесс сведется на нет?
Безусловно, подобная опасность есть. Министр иностранных дел Турции замечает, что ситуация должна развиваться в положительном свете. По понятным причинам, Армения желает скорейшей ратификации, что само по себе придает положительную направленность развитию отношений на двустороннем уровне. Армения не желает в урегулировании карабахской проблемы подпасть под искусственный прессинг. Это противостояние вбирает в себя три стороны: Армению, Нагорный Карабах и Азербайджан, и здесь осуществляют посредническую миссию страны–сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Тогда как посредством Турции Азербайджан представляет международному сообществу, что в переговорах по Карабаху прогресс зависит от готовности Армении пойти на уступки. Тем самым, подпав под фактор азербайджанской обусловленности, Турция может угрожать Армении навечно заморозить подписанные протоколы.
Добавлю также, что Турция может использовать одно лишь существование не ратифицированных протоколов, предусматривающих создание подкомиссии «на политической плоскости», для воспрепятствования международному признанию Геноцида армян. Однако, если даже Турция растянет этот процесс, тем не менее, в конечном итоге она не сможет приостановить признание или осуждение Геноцида армян.
Вы не полагаете, что 24-е апреля в какой-то степени — естественный крайний срок ратификации?
Вероятно, 24-е апреля – конечный срок ратификации, данный Турции международным сообществом. Армения не представляет какого-либо конечного срока. Международными посредниками и руководством Армении используется выражение «разумные сроки». Подобный срок означает ратификацию не в течение лет, а в течение месяцев.
Михаил Галустян поборол панду