13:49
Эксклюзивное интервью израильского историка и геноцидоведа Исраэля Чарни агентству «Новости-Армения»
- Господин Чарни, существуют ли на Ваш взгляд, эффективные механизмы предотвращения геноцидов в современном мире?
- Их очень немного, и в основном они сводятся к рычагам и возможностям, которые использует один лидер для оказания давления на других. Сейчас происходит становление тех институтов и структур, о которых мы мечтали, в их числе международные суды (это очень большой прогресс), суды, которые могут вынести приговор даже бывшим премьер-министрам государств, совершившим геноцид. Появляются механизмы дипломатии и политики, нацеленные на предотвращение геноцидов. Таким образом, у нас есть некоторые инструменты противодействия геноцидам.
- Как Вы думаете, Турция когда-нибудь признает Геноцид армян, как это было в случае Германии, признавшей Холокост?
- Думаю, что да. Но для этого потребуется терпение и мудрость. На мой взгляд, то, что сейчас уже есть большое число представителей турецкой интеллигенции, которые не боятся признать факт Геноцида, уже большой шаг вперед. Они не боятся говорить об этом, хотя их преследуют и сажают в тюрьмы. Это означает, что есть какой-то процесс демократизации Турции, идущий «снизу».
Но мне кажется, что Турция до тех пор не признает Геноцид армян, пока не сменится правящий режим. За последнее время мы стали свидетелями ряда здоровых перемен в Турции, что позволяет надеяться на позитивный исход. Да, мы победим, однако нам надо быть очень осторожными в финальной части, которая будет развиваться поэтапно, и первым этапом станет открытие границы между Арменией и Турцией.
Но не следует забывать, что процесс признания Геноцида армян для Турции довольно болезненный, обусловленный некоторыми нравственными факторами, в частности чувством стыда за содеянное, которое они должны будут переосмыслить и превозмочь. На мой взгляд, основной проблемой для турков является именно этот фактор. Стыд, который они не знают, как превозмочь. Это мое личное впечатление, которое я получил во время последнего визита в Турцию.
- Учитывая последние развития в турецко-израильских отношениях, допускаете ли Вы, что Израиль может отказаться от политики негационизма?
- Нет, я не думаю, что Израиль признает Геноцид армян из-за этого. Скорее всего, мы получим еще 20% голосов за признание в Кнессете. Я бы хотел, чтобы Израиль признал Геноцид армян, но я бы не хотел, чтобы это произошло из-за ухудшения отношений с Турцией. Признание должно быть искренним и осознанным.
Между Геноцидом армян и Холокостом евреев есть много общего, но есть и некоторые отличия. Однако важно то, что были убиты миллионы невинных людей, и ни одно из этих преступлений нельзя ставить выше другого. Холокост был признан не потому, что евреи важнее армян. Просто Германия более развитая во всех отношениях страна, которая посчитала необходимым пойти на этот шаг.
Холокост сыграл отрезвляющую роль, и этим он важен для истории. Только после признания Холокоста мир обратил внимание на эту проблему, хотя и до Холокоста в разных частях света массово уничтожали людей.
В то же время геноцид армян в середине прошлого века был известен науке как «забытый геноцид», но он больше не является забытым.
Встречай 190 сантиметров чистого секса!