12.08.10
14:53
Проект «Конференция-online» » Рамиль Латыпов и Сергей Шакарянц

Господа аналитики, в случае конфликта в Карабахе ОДКБ уже заявила, что не вмешается. Но если с территории Армении начнётся военная поддержка НКР, а Азербайджан начнёт атаковать войска в Армении, то ОДКБ придётся защитить Армению от Азербайджана. Такой сценарий продуман? Или ОДКБ и в этом случае не вмешается. Ведь удержать Армению она всё равно не сможет. — С.С.Ч.

 Р. Латыпов: Уважаемый участник конференции. Я считаю, что действительно, в случае возобновления Азербайджаном военных действий в Нагорном Карабахе, Армения вряд ли будет молчать и вряд ли воздержится от защиты карабахских жителей от агрессора. Такой сценарий, конечно же, просчитывался военными аналитиками России, Армении, Ирана и стран Запада. В этой ситуации Россия, как член ОДКБ и союзник Армении, обязана будет выполнить свои обязательства и встать на защиту интересов армянского народа. Однако, на мой взгляд, именно поэтому Азербайджан не торопится начинать полномасштабные военные действия в отношении Нагорного Карабаха, а пытается спровоцировать нападение армянских и карабахских военных сил с тем, чтобы не дать России основание для защиты Армении. В противном случае Баку уже давно бы вышел из переговорного процесса по нагорно-карабахскому урегулированию в рамках Минской группы ОБСЕ и приступил бы к военным действиям.

Не исключаю, что активную поддержку провокационным военным операциям азербайджанских сил, в том числе приведшим к инциденту на линии соприкосновения 18 июня с.г., оказывает военно-политический союзник Азербайджана и член НАТО – Турция. Не случайно, по моему мнению, турецкие власти начали активно прорабатывать вопросы укрепления военных позиций в Республике Нахичевань, создания с ней устойчивого транспортного сообщения и обеспечения автономного региона энергоресурсами. Анализируя сложившуюся обстановку вокруг Армении, можно констатировать, что с севера к Армении примыкает недружественно настроенный союзник НАТО и США – Грузия, а с запада, юга и востока – еще более недружественные Турция и Азербайджан. Присоединяюсь к оценкам многих российских и зарубежных экспертов, которые полагают, что будущее членство Грузии и Азербайджана в Североатлантическом альянсе не изменит их подходы к решению региональных конфликтов, а только наоборот усилит военный потенциал этих республик и подтолкнет к активным акциям, в том числе военным, против Армении.

Резюмируя сказанное, считаю, что в этой ситуации Россия и ОДКБ играют на Южном Кавказе роль неких стабилизаторов обстановки в регионе, обеспечивающих безопасность его государств и нейтрализующих негативное воздействие на ситуацию как внерегиональных сил (США, ЕС), так и региональных (Грузия, Азербайджан). Сомневаюсь, что при отсутствии ОДКБ на Южном Кавказе и свертывании российско-армянского военного сотрудничества, США и НАТО смогут обеспечить урегулирование конфликтов в регионе. Длящиеся не один год миротворческие операции под эгидой НАТО в Ираке и Афганистане, которые только дестабилизировали ситуацию на Ближнем Востоке и в Азии, а также увеличили объемы поставок наркотических веществ в Европу и Северную Америку, – явное тому подтверждение.

С.Шакарянц: Мне трудно судить, что конкретно обсуждается в кулуарах ОДКБ СНГ и её структур, когда представители оборонных ведомств входящих в Организацию стран собираются вместе. Однако на памяти примерно 5-6 фактов, когда генсек ОДКБ СНГ Николай Бордюжа громогласно напоминал о соответствующей статье Договора, оговаривающего помощь в случае атак или даже угрозы таковых на одну из стран-членов ОДКБ. К тому же генсек Бордюжа неоднократно подчёркивал, что в ОДКБ категорически против возобновления войны против Республики Арцах-НКР. Следовательно, в кулуарах ОДКБ вопрос о возможной реакции Организации в случае возобновления войны в Восточном Закавказье в целом рассматривался. И нельзя исключать, что некий сценарий реакции ОДКБ также хотя бы предварительно обсуждался.

Г-н Шакарянц, как вы прокомментируете заявления карабахских аналитиков, которое в Армении никто не опроверг, что Россия всегда была "продажной" страной? Вы считаете, что "продажная Россия" и это должна стерпеть? Чем же вы её так купили? — Жоще Иван Сергеевич

Р. Латыпов: Если в этом вопросе речь идет о заявлении лидера карабахской партии «Социальная Справедливость» Карена Оганджаняна, то думаю, что как само интервью этого политика, так и сам вопрос, не совсем корректны. Оценивать степень вины России за геноцид армян правительством Османской империи в 1915 году, а также цели и задачи российской политики на Южном Кавказе, обязаны не политические деятели, а профессиональные историки и дипломаты, которые имеют соответствующие возможности и инструменты. Но антироссийская риторика заявления Карена Оганджаняна, по моим оценкам, свидетельствует о том, что в Нагорном Карабахе есть антироссийски настроенные силы, их надо учитывать, а Карен Оганджанян является одним из лидеров этих сил и проводником политических и экономических интересов США и НАТО в Нагорном Карабахе. И не более того.

С.Шакарянц: В Республике Арцах-НКР с подобной риторикой в самое последнее время выступил всего лишь один общественный деятель, которого трудно назвать аналитиком вообще. Но вопрос не в этом. Кто должен был из Армении опровергать реплику некого жителя Степанакерта? Власти? Партии? Отдельные политики или эксперты? Согласитесь, что это выглядело бы глупо – к тому же раздражение одного из армян Арцаха вполне поддавалось объяснению. Вряд ли можно было ожидать славословия из Степанакерта в адрес какой бы то ни было страны, собирающейся поставлять современные вооружения Азербайджану в период, когда из Баку то и дело несутся милитаристско-реваншистские призывы. При этом те же ЗРК С-300 ПМУ та же Россия не торопится именно поставлять Армении, хотя российские политики не первый год официально именуют Армению стратегическим партнёром а то и союзником Москвы на Кавказе. Так что я затрудняюсь сказать, как должна реагировать РФ на реплику, подчёркиваю, всего лишь одного арцахского армянина. А я лично Россию ничем не «покупал». У меня нет столько денег. Зато благодаря очень многим честным российским интеллигентам и интеллектуалам мы точно знаем, как эмиссары а то и официальные должностные лица Азербайджана буквально скупают на корню один за другим исследовательские институты и центры, СМИ и т.д. в Москве. Так что лучше спросить в Баку – а сколько же стоит «купить Россию»?!..

uvozemie Рамиль Латыпов и Сергей Шакарянц

dorogie vas oboix vopros u nas odno vera odno kultura pocemu mi kak brati ne budem sushestvovat spokoyno i kultur no nyuzeli mi ne mozem poniaat cto tvoritsa vokrug vas ves severniy kovkaz protiv ruskix a kovkaze vse protiv armyan skolko mozet tak prodolzatsaq nam grekov gruzini vignali iz gruzii turki iz turcii iz baku vignali pontiyskix grekov pocemu mi kak provoslavnie ne mozem soedinitsa protiv etix urodov :blogodoryu i izvinyayus za oshibki:ATHENS GREECE — DANIIL DAINAVAS ATHENS GREECE

Р.Латыпов: Вопрос религиозной близости армянского и русского народов действительно играет важнейшую роль для сотрудничества России и Армении на современном этапе. Считаю, что обозначившаяся в последние годы тенденция укрепления межцерковных связей и установления хороших отношений между религиозными лидерами двух стран – это хороший знак, показывающий, что взаимодействие обоих государств не только выгодно с экономической точки зрения, но и духовно обогащает российских и армянских граждан. Тем самым, укрепляется взаимопонимание и дружба людей, что положительно сказывается на всем комплексе вопросов сотрудничества наших стран. Что касается указанных в вопросе фактов религиозной нетерпимости и вражды, то, по моему мнению, они должны стать предметом разбирательства компетентных ведомств.

С.Шакарянц: Вопрос сложный. Почему православные и вообще христиане не могут объединиться? А почему православные сербы долгие десятилетия лишь играли в лояльность России, а на деле постоянно пытались заигрывать с миром католицизма и англо-саксами? Или: почему православные грузины сжигали православные храмы осетин? Другая ипостась вопроса: почему вообще бывают межконфессиональные споры и проблемы? Кто не знает, что в среде мусульманской уммы не очень много взаимопонимания между шиитами и суннитами?.. А что касается Кавказа, то позвольте с вами не согласиться. Далеко не все горцы «против русских» и далеко не все в нашем регионе «против армян». Вообще, всякие всевозможные «фобствующие» обречены на стратегическое поражение – хотя бы потому, что бог наш единый и всемогущий учил вроде всех: возлюби ближнего своего, даже врага. Кто не следует божьим заповедям, тот обречён. А проблемы греков – они схожи с проблемами, выпавшими на долю армянского народа. Относительно Турции, думаю, можно не распространяться – турки и курдов-мусульман за людей не считают. А вот в Грузии… Может быть, там слишком рано уверовали в собственную непогрешимость и «специфическую богоизбранность» картвельского этноса?..

Здравствуйте, у меня вопрос к 2 участникам и интересно их мнение. Как известно РФ и Армения подписывают новый вопрос о военной базе РФ в Армении и в нем есть новые пункты, так же есть новость что РФ продаст примерно через 1,5 - 2 года С300 Баку, как расценивать такие отношения если учесть что Армения и РФ имеют не только союз МежГос. но и в рамках ОДКБ? Ведь это толкает те силы в Армении, которые за запад и против РФ, более к активным выступлениям, и даст им поддержку среди народа. — Вартанян Эрнест , 22 года

Р.Латыпов: Уважаемый участник конференции, спасибо за этот интересный вопрос. Несмотря на поступившее от руководства российской компании «Рособоронэкспорт» опровержение информации о планах продажи комплекса С-300 азербайджанской стороне, считаю, что на фоне планируемого расширения функций российской военной базы в г.Гюмри по обеспечению безопасности Армении и продления сроков ее пребывания, возможная поставка Россией С-300 «Фаворит» в Азербайджан имела бы и ряд плюсов.

Во-первых, если продажа комплекса С-300 будет осуществлена, то, думаю, это существенно усилит возможности системы ПВО стран СНГ, а вместе с ней и системы ПВО стран ОДКБ. В этом случае можно будет говорить о содействии азербайджанской стороны укреплению безопасности государств Организации, а также о возможности подключения Азербайджана в обозримом будущем к ОДКБ, например, в качестве своего рода «ассоциированного» члена. Естественно, руководству ОДКБ необходимо будет разработать и внедрить определенный инструментарий для реализации этой цели.

Во-вторых, в совокупности с действующей в Азербайджане российской РЛС в г.Габале комплексы ПВО российского производства С-300, расположенные на территории Армении и Азербайджана, смогут создать мощный противоракетный щит над Кавказом. В условиях высокой активности террористических группировок в Турции, Ираке, Афганистане, а также возможной военной операции НАТО в Иране, альтернативы сотрудничества России, Армении и Азербайджана в военной сфере, на мой взгляд, нет.

С.Шакарянц: Это не новый вопрос и не новый документ, а всего лишь обновлённый протокол к уже имеющемуся межгосударственному соглашению о 102-й российской военной базе в Армении. Я не нашёл ничего нового, кроме пролонгации договора о базе на 49 лет. Относительно продажи Россией в Азербайджан ЗРК С-300 ПМУ можно сказать, что, конечно, мы в Армении не расцениваем данное возможное решение как доказательство партнёрско-союзнических обязательств Москвы – любое оружие лишь придаёт Азербайджану чувство всё большей уверенности в собственной безнаказанности. Впрочем, у Москвы есть шанс ещё раз показать, что она в одинаковой степени дорожит своими отношениями как с Азербайджаном, так и с Арменией – если ещё до поставок С-300 в Баку Россия передаст по льготным ценам (как и оговорено в документах о военно-техническом сотрудничестве в рамках ОДКБ) такие же ЗРК С-300 непосредственно самой Армении. Или даже ЗРК С-400. Почему бы и нет?!

"Азербайджанский народ не нуждается, и никогда не нуждался в территории Нагорного Карабаха, более того, этому не было исторических предпосылок", Так для чего же Баку ведет такую политику и под чью диктовку ? — Вартанян Эрнест

Р.Латыпов: Ранее мной уже высказывалась точка зрения по подобному вопросу. Повторюсь, что главная цель Азербайджана – не обретение территорий так называемого пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха или всей Нагорно-Карабахской Республики, а установление доминирующего положения в региональных политических и экономических процессах. В этом Баку конечно же помогают НАТО, Европейский союз, Турция и США. Интересы у них широкие и недвусмысленные – обеспечить безопасную и устойчивую добычу и транзит энергоресурсов из Азии в свои государства. Как ни странно, но сохранение статус-кво в регионе важно, прежде всего, США, Турции и их союзникам, т.к. выход из этого состояния неминуемо обострит «замороженные» конфликты и приведет к перебоям в реализации действующих или намеченных проектов. Статус-кво также очень выгодно Грузии и Азербайджану, т.к. позволяет держать Армению в экономической блокаде и добиваться от нее уступок по нагорно-карабахскому урегулированию, вопросу положения армян Джавахетии, тарифам на транзит грузов в Армению.

С.Шакарянц: Трудный вопрос. По-моему, его логичней было бы задать в том случае, если в он-лайн пресс-конференции принимал бы участие и представитель из Баку. Со своей стороны, могу лишь сказать, что чаще всего в Баку слушают если и не диктовку, то дружеские советы из Турции, США и Израиля, иногда – Великобритании. Чьё мнение насчёт Арцаха становится неписанным законом для азербайджанской стороны – загадка, потому что доподлинно известно, что ещё экс-президент Турции этнический курд Тургут Озал в своё время сетовал на упрямство азербайджанских ультра-националистов относительно Арцаха…

Обе страны - Армения и Азербайджан в разное время объявлены должностными лицами РФ стратегическими партнерами России в регионе! Учитывая наличный карабахский конфликт которая из стран все-таки более "тактична" в вопросе региональной стратегии России? — Дмитрий Мартиросян

Р.Латыпов: На мой взгляд, руководство России придает огромное значение укреплению и развитию стратегических отношений как с Арменией, так и с Азербайджаном. Для России одинаково стратегически важны сильная, независимая и самодостаточная Армения, и суверенный и экономически развитый Азербайджан. Армянский и азербайджанский народы – по-прежнему являются братскими для россиян. Надеюсь, что выбранный властями России курс на недопущение создания так называемых «разделительных линий» на Южном Кавказе будет только способствовать формированию между Ереваном и Баку атмосферы дружбы и сотрудничества. А тот, кто в Армении или Нагорном Карабахе призывает вывести из республики российскую военную базу и ввести американскую или натовскую, мне кажется только глубже вбивает «клин» между Арменией и Азербайджаном. Показателен в этом случае пример Грузии, где свертывание отношений с Россией и искусственное нагнетание антироссийской и антиармянской истерии привели к межнациональной розни и военным акциям против тех, кто не хотел жить под диктатом и по указке с Запада. 

С.Шакарянц: По-видимому, обе – просто каждая со своей колокольни. Согласитесь, что странам категории Армении и Азербайджана, да и всё Закавказье в целом, вряд ли что могут реально «диктовать» государству, которое в ряде электронных СМИ уже не раз провозглашалось «Америкой Востока». Поэтому во многом от действий и заявлений России зависит, кто и когда более «тактичен» в вопросе кавказской стратегии Москвы – Армения или Азербайджан?!..

Не считаете ли Вы, что пролонгация пребывания базы РФ на территории РА, сроком более чем 49 лет делает из РА своебразного рода заложника, несмотря на факт возможного прекращения договора? Тем более что речь идет исключительно об оружии, а не людских резервах, которые могут быть использованы. Спасибо — Артур Грирян

Р.Латыпов: Спасибо за интересный вопрос. Нет, я не считаю, что после пролонгации договора о нахождении в Армении российской военной базы и расширения ее функций по обеспечению безопасности республики создадут для армянской стороны обязательства, идущие в разрез ее интересам и интересам Нагорного Карабаха. Деятельность военной базы в г.Гюмри по обеспечению безопасности республики совместно с армянскими вооруженными силами естественно будет исходить из интересов самой Армении и российско-армянского стратегического альянса. Если бы в нахождении военной базы не было бы смысла или это бы угрожало национальной безопасности Армении, было бы принято, на мой взгляд, противоположное решение. Однако в нынешней сложной обстановке на Южном Кавказе вывод российской военной базы из Армении, по моим оценкам, поставил бы весь регион на грань большой кавказской войны. В случае же прихода натовских или европейских миротворцев на замену российским войскам и пограничникам, скорее всего, территория Армении была бы поделена сектора влиянии США, Турции, Германии и республика имела бы управляемое Западом правительство – в общем, наподобие той ситуации, которая сейчас сложилась в Ираке и Афганистане, и к которой в настоящее время приближается Грузия.

С.Шакарянц: Заложником чего или кого? Военное сотрудничество с РФ официально провозглашено в Ереване одной из важнейших составляющих концепции национальной безопасности. Кто-то хочет нам предложить льготное членство в каком-нибудь ином военно-политическом союзе? Я такого не слышал. Иной вопрос – что будет делать эта база, если когда-либо разрешится вопрос Ай-дата («Армянского суда»), т.е. проблема преодоления военно-политических и экономических последствий Геноцида армян 1915-23 гг. в Османской Турции. Но до этой стадии развития внутрирегиональных отношений ещё крайне далеко…

Уважаемый г-н Латыпов и г-н Шакарянц.

1. На какой стадии реализации находится проект по развертыванию еще 3-х российских баз в Армении (в Иджеване, в Горисе и в Армавире), в дополнение к существующей российской базе в Гюмри, о котором мировая пресса писала после принуждения к миру Грузии летом 2008 года?

2. Каковы, по Вашему мнению, перспективы российско-армянского военно-технического сотрудничества в области оснащения вооруженных сил Армении новыми образцами систем (в том числе и автоматизированными - автоматические системы артиллерийского огня, новые танки-роботы и т.п.) российской разработки? — Вольфганг, Женева

Р.Латыпов: Уважаемый участник конференции. К сожалению не смогу корректно ответить на Ваш первый вопрос, т.к. не осведомлен о планах и проектах развертывания трех дополнительных военных баз России в Армении. По моему мнению, нахождение одной российской военной базы в республике и наделение российского военного контингента функциями содействия вооруженным силам страны в обеспечения ее безопасности – этого вполне достаточно на данном этапе, чтобы защищать интересы Армении и российско-армянского стратегического альянса. Относительно второго вопроса считаю, что от внесения указанных изменений в договор о военной базе России армянская сторона выиграет во всех аспектах: военно-политическом, военно-техническом и экономическом. Военно-техническое сотрудничество между нашими странами, в том числе в рамках ОДКБ, будет только наращиваться.

С.Шакарянц: О существовании «проекта» по развёртыванию ещё целых трёх российских военных баз в Армении лично я прочёл года на 2 раньше, чем имела место осетинская трагедия августа 2008 г. Причём исключительно в азербайджанской прессе. Позвольте не поверить мастерам политических и иных провокаций из Баку. А вот перспективы российско-армянского военно-технического сотрудничества в области оснащения вооружённых сил Армении новыми образцами систем (в том числе и автоматизированными - автоматические системы артиллерийского огня, новые танки-роботы и т.п.) российской разработки – они безграничны. И не только в силу членства Еревана в ОДКБ, но и в соответствии с 2-сторонним «Большим договором» о сотрудничестве и взаимопомощи.

После войны в БЛОКАДНЫЙ БЕРЛИН союзные силы запада даже угол возили самолетами в Западный Берлин чтобы люди не потеряли веру в своих союзниках и в конце концов победили. А в БЛОКАДНОМ АРМЕНИИ уже трудом верится,что Россия-союзник. Вопрос-Россия союзник?? — Harut

Р.Латыпов: Безусловно – Россия это союзник Армении, союзник в широком смысле этого слова. Российская сторона вот уже второе десятилетние обеспечивает защиту границ Армении, в республике несут службу и помогают обеспечивать безопасность Армении военнослужащие 102-й военной базы России. На территории Российской Федерации беспрепятственно осуществляют трудовую деятельность десятки тысяч граждан Армении, что позволяет сглаживать неблагоприятную ситуацию в республике после мирового финансового кризиса за счет частных трансфертов. Так, только за первое полугодие 2010 года из России в Армению было переведено на имя физических лиц более 400 миллионов долларов США. Российская сторона бесперебойно обеспечивает поставки природного газа в Армению, модернизирует за свой счет армянскую железнодорожную инфраструктуру, разрабатывает совместные проекты строительства железной дороги «Иран-Армения» и горнолыжной базы в одной из курортных областей республики . Россия и Армения успешно координируют свою работу в сфере международных отношений, в рамках взаимодействия в международных организациях - ООН, ПАСЕ, СНГ, ОДКБ. Надеюсь, что в скором времени Армения положительно рассмотрит вопрос вступления в Таможенный союз. Обе страны обеспечивают огромную поддержку друг другу во всех областях жизнедеятельности. Хороший тому пример – недавнее участие сотрудников МЧС Армении в тушении лесных пожаров на территории России. Армения одной из первых откликнулась на случившуюся беду. Население всей Российской Федерации с благодарностью и уважением к братскому народу будет помнить этот факт. Неужели нужны еще примеры?

С.Шакарянц: Скорее, до полноправного статуса «союзника» сейчас не дотягивают обе стороны – и Россия, и Армения. Партнёры. Россия как «Америка Востока» всегда будет слишком ориентирована на глобализацию своего стратегического интереса, а когда во главу угла ставится большой масштаб той самой «Большой игры», то речь не может идти о союзничестве между страной-гигантом и малыми странами. Это партнёрство. А в партнёрстве бывают старшие и младшие партнёры.

Почему партнеры России всегда проиграют (пример, Армения и др.)? — Ваграм Адамян, програмист

Р.Латыпов: Спасибо за вопрос. Не совсем согласен с точкой зрения участника конференции. Частично на данный вопрос я уже ответил. Добавлю, что, на мой взгляд, от партнерства с Россией Армения только выигрывает – сейчас применительно к конкретной ситуации от России армянская сторона получает максимум возможной политической, экономической, военной и гуманитарной поддержки. Может быть есть конкретные установленные факты, что от действий Российской Федерации Республика Армения в чем-то проиграла? Я думаю, что если бы эти факты были, руководство Армении приняло бы решение о свертывании сотрудничества с Россией. Что касается истории, то изучением архивных данных и предпосылок свершения исторических событий обязаны заниматься профессиональные историки. По моему мнению, враги Армении в достаточном количестве есть в самой Армении. А иначе как оценивать провокационные заявления некоторых политических деятелей республики, обвиняющих Россию во внутриполитических и внешнеполитических ошибках нынешнего и прошлого руководства Армении.

С.Шакарянц: Армения пока мало что проиграла от партнёрства с Россией. Есть же и выигравшие – к примеру, республики Абхазия и Южная Осетия. Кто же проиграл от партнёрства с РФ? Если же говорить об Армении, то партнёрство с Москвой в своё время спасло нашу страну от открытого вмешательства в вооружённый конфликт (в 1992-93 гг.) Турции, чья 3-я полевая армия (центр Карин-Эрзурум), если верить письменным свидетельствам бывшего посла Греции в Ереване Хризантопулоса, в первой половине 90-х гг. реально была готова перейти границу и воевать на стороне Азербайджана. То, что это не произошло, в том числе и потому, что тогдашний главком так называемых Объединённых войск СНГ маршал Шапошников пригрозил туркам Третьей мировой войной – это проигрыш Армении?! Или же натуральный выигрыш? Кого вы имеете в виду конкретно? Югославия, Сербия – реальными союзниками ни России, ни СССР не были. Они поворачивались в сторону русских только когда им вламывали по первое число то турки, то немцы. А до этого и после получения российской помощи сербы постоянно смотрели в сторону Западной Европы…

Постоянно мы слышим приятное нам слова: Армения является стратегическим союзником России. А на практике происходит все наоборот. Поднимается цена на газ,- конечно Вы ответите мол, а другим странам продаем дороже. Но другие страны не находятся в блокаде. Посмотрите как Америка содержит Грузию. Азербайджанская армия более оснащена техникой.Только самолетов 120 -130 и т.д., у нас всего 12-15. Поэтому вся наша надежда (также как фактор сдерживания) была держать под прицелом газопроводы и нефтепроводы и т.д. Азербайджана. А теперь после передачи С-300 азерам,что мы можем противопоставить. Мы - считайте Армения и Карабах. А теперь Азеры спокойно смогут направить всю авиацию на наши города. Ваш скоротечный новый военный договор ... 49 лет, совместная защита ... извините похоже на блеф, очковтирательство. Как и в Осетии Вы подождете 3-4 дня, потом придете на помощь. Также есть опыт армянской резни во время Русско-Турецкой войны,- там мы остались одни с врагом, потеряли людей и наши земли. — Гарри Нагапетян доктор, Ереван

Р.Латыпов: Спасибо за вопрос. Повторюсь, что официального подтверждения о планах российской стороны поставить в Азербайджан комплекс С-300 «Фаворит» не было. Опубликованная в СМИ информация о возможности реализации таких намерений была, напротив, опровергнута официальным представителем компании «Рособоронэкспорт». Полагаю, что это была организованная странами Запада дезинформация, которая направлена на подрыв стратегического партнерства между Россией и Арменией. Достижение этой цели нужно США и ЕС, скорее всего, для нанесения ущерба имиджу ОДКБ и срыва возможного подписания Россией и Арменией соглашения о внесении вышеуказанных изменений в договор о пребывании в Армении российского военного контингента. Подписание этого документа планируется, согласно сообщениям СМИ, в ходе визита 19-20 августа 2010 года в Ереван Президента России Д.А. Медведева.

С.Шакарянц: По вопросу цен на газ (или хлеб) вам лучше последить за конъюнктурой в ценообразовании на мировом рынке. Ну и помнить о том, что Россией ныне руководит поколение прагматиков, а не доброхоты из ЦК КПСС с их директивами о «дотационных союзных республиках» и т.д., о целевых выделениях будь то Армении или Узбекистану из союзного госбюджета весьма серьёзных сумм. Как Америка содержит ЧИНОВНИЧЬИЙ АППАРАТ Грузии – да, видно. Как готовит грузинские вооружённые силы – тоже увидели. А вот простой народ Грузии… это немного иной разговор. Это ещё вопрос, где сейчас грузин больше – в Грузии или за её пределами. Как вы понимаете, вопрос не в том, кто и кого и как «содержит». Лично я против, чтобы Армению кто-либо содержал таким образом – мне нужна сильная и перспективная, подлинно независимая страна, а не зависящая со всех четырёх сторон марионеточная банановая республика. Всё остальное – это уже досужие разговоры.

Уважаемые эксперты, вот уже несколько месяцев в некоторых СМИ и экспертном сообществе циркулирует информация о совместном российско-армянском плане действий под кодовым названием "Соколы над Курой", согласно которому вооруженные силы Армении и РФ, после провоцирования руководства Азербайджана на попытку молниеносной войны в НКР, переходят в наступление и занимают весь равнинный Карабах, Гянджу и весь берег Куры. Согласно политической составляющей этого плана власть в Азербайджане (точнее в том, что от него останется)перейдет к М. Алиевой, супруге нынешнего президента страны. Как по-Вашему, насколько реалистично осуществление этого плана уже в этом году и насколько верна информация о существовании "Соколов над Курой"?

Спасибо. — Константин Алексеевич Зернов, Орехово-Зуево, Россия

Р. Латыпов: спасибо за этот интересный вопрос. По моему мнению, информация о российско-армянском плане действий в отношении Азербайджана не соответствует действительности и похожа на провокацию.

С.Шакарянц: Простите, я как эксперт больше верю главкому ВДВ РФ генералу Шаманову, который прогнозировал резкое обострение ситуации в Средней Азии и на Кавказе, но на вопрос о том, не Арцах ли станет причиной этого обострения на Кавказе, ответил лаконично как десантник: нет, в Грузии. А всякие там «соколы»… «Соколы Курдистана» тоже, видимо, чей-то стратегический или тактический проект. Это я для сравнения привожу пример. До сих пор эти «курдистанские соколы» так и не взлетели ввысь над «независимым Курдистаном», хотя данному проекту уже не меньше лет 10-12.

Г-дам Латыпову и Шакарянцу.

1. Как вы в реале представляете условия деоккупации азербайджанских земель, учитывая, что в АР фактически нет ни одного человека, кто согласился бы передать через 10-15 или хоть 100 лет свой Нагорный Карабах Армении?

2. Какими соображениями вы бы руководствовались, если бы ситуация была бы в корне иной, то есть Азербайджан оккупировал бы значмтельную часть территории нынешней Армении? Если можно, маленькая просьба: давайте обойдемся без набивших оскомину идеологических клише.

Спасибо за ответ, если он будет. — Рафаэль Мустафаев

Р.Латыпов: Спасибо за вопрос. Полагаю, что с учетом всей сложности и остроты карабахской проблемы, в настоящее время никто не представляет себе, как и при каких условиях будет происходить вывод карабахских и армянских подразделений из территорий пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха, т.к., насколько мне известно, Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах такого решения даже еще не принимали.

С.Шакарянц: Я никак не представляю «деоккупацию азербайджанских земель», потому что прежде всего вижу, что нет реального учёта интересов и требований к обеспечению безопасности населения Республики Арцах-НКР. Если кто-либо вообще хочет говорить о какой бы то ни было «деоккупации», то подобные переговоры должны вестись не с Арменией, а с Республикой Арцах-НКР, у которой Азербайджан оккупирует по сегодняшний день свыше 20% декларированной территории независимого Арцаха. Готов ли Азербайджан вернуть оккупированное? Когда будет готов, тогда и поговорим о том, что могла бы взамен уступить армянская сторона. Не следует забывать, что войну, т.е. вооружённую фазу конфликта, развязал именно Азербайджан в ночь с 31 декабря 1991 г. на 1 января 1992 г., «поздравив с Новым годом» таким вероломным образом арцахских армян, подвергнув мирные города и сёла Арцаха ракетным обстрелам, в том числе и Степанакерта. Это не идеологическое клише – это элементарное соответствие господствующим военно-политическим реалиям. Что касается второго вопроса, то на него ответ дал сам арцахский народ ещё в 1992-93 гг., когда большая часть республики была оккупирована азербайджанскими захватчиками. Кстати, сейчас под оккупацией Азербайджана находятся и территории непосредственно Армении – например, село Арцвашен и вся Арцвашенская округа. Как видите, мы не занимаемся ежедневными призывами к «деоккупации», поскольку понимаем без идеологических клише, что этот вопрос может найти своё решение только в контексте общего решения вопроса о будущем признании государственно-правового статуса Республики Арцах-НКР как независимой страны Закавказья.

Почему Россия поддерживает Армению, страну оккупанта. Неужели армяне не понимают что мы не помиримся с оккупацией наших земель. Я лично со своим сыном готов поехать в Азербайджан, и освобождать свои земли. — Гамбаров, Украина.

Р.Латыпов: Спасибо за вопрос. Ваше стремление защищать территорию Вашей страны мне понятно. По моему мнению, с точки зрения международного права принцип самоопределения нации и принцип территориальной целостности имеют одинаково важное и равноценное значение. По этой причине Россия избрала в карабахском вопросе принципиальную равноудаленную от сторон конфликта позицию, что позволяет им самостоятельно искать пути решения этой проблемы, независимо от мнения и позиции международных посредников и других заинтересованных и незаинтересованных сторон. Данный подход, на мой взгляд, обеспечивает возможность достижения мирных путей решения конфликта под гарантии международного сообщества.

С.Шакарянц: Вы заблуждаетесь – при поддержке Россией азербайджанская сторона даже дня бы не вела войну против армян. Более того, изначально РФ встала на сторону Азербайджана, когда в рамках процесса передачи имущества и боеприпасов Советской армии решила вначале вооружить азербайджанцев, и лишь потом – армян. Наконец, уходя из Азербайджана, многие экс-советские военнослужащие с лихвой поучаствовали в военных действиях против армян Арцаха. Так был оккупирован, в частности, Шаумяновский район Арцаха-НКР. А желаете повоевать – что ж, учтите, что на войне как на войне, а армянская сторона вновь будет выступать обороняющейся и контратакующей стороной. Как и было в 90-х гг. XX-го века… Тогда это привело к соотношению в людских потерях между армянами и азербайджанцами примерно как 1:7 или 1:8.

Здравствуйте!Уважаемые специалисты,по какой причине РФ держит базу в Армении,если Турция и Азербайджан являются стратегическими партнерами России,т.е. имеют такой же статус,как и Армения?Последние новости о поставках оружия в Азербайджан,которые никак не опровергнуты должностными лицами в РФ,только подтверждают это,как подтверждают и безразличие руководства РФ к мнениям армянской общественности,которое широко обсуждает тему вероятных поставок С-300 Баку.Складывается ощущение,что нахождение 102 ВБ ГРВЗ СКВО МО РФ на территории Армении,как и её нахождение в ОДКБ,несёт для армянского народа опасность диктата воли РФ по тем или иным внутренним процессам в Армении,и как очень внушительный аргумент в переговорах с третьими странами по отстаиванию РФ своих позиций во внешнеполитических торгах,подобным сделкам Ленина и К.Ататюрка в 1920 году.Для чего вообще нужны отношения с Арменией для России?По моему Армении вместо продления дислокации 102 ВБ ГРВЗ СКВО МО РФ,нужно раздать всему населению оружие в руки,чтобы люди научились сами защищать своё право на жизнь и достоинство перед внешними и внутренними врагами,которых поддерживают внешние,как это сделано в Швейцарии. — Армянин

Р.Латыпов: Категорически не согласен с суждениями автора вопроса. Идея о раздаче оружия населению конфликтной зоны - антигосударственна сама по себе.

С.Шакарянц: Швейцарская система обороны и безопасности логична, если весь мир готов признавать нейтральный статус Швейцарии. Извините – Армения не в Альпах и её соседи – не альпийские страны… Что касается российской базы в Армении, то решение по ней принималось тогда, когда военная угроза Армении со стороны Турции расценивалась как весьма вероятная. Всё остальное – простите, это не подлежит анализу. Сегодня нет предпосылок обвинять российских военных в намерении потрафить внешнеполитическим торгам российского государственного руководства или в намерении проводить диктат РФ по тем или иным внутриполитическим процессам в Армении.

Вопрос Сергею Шакарянцу.

Господин Шакарянц, в последнее время в СМИ идет массовый вброс антироссийских высказываний со стороны армянских политиков и политологов. Вот примеры:

1. Лидер карабахской партии "Социальная Справедливость" Карен Оганджанян: "Россия всегда отличалась исключительной продажностью в отношении своих партнеров, и, в особенности, в отношении Армении" "История армяно-русских отношений - это история надежд и разочарований. И самая страшная "награда" от России - это геноцид армян в Оттоманской Турции, как прямое следствие предательской политики российских властей в отношении армян. Я неоднократно повторял и считаю необходимым еще повторить, что Армения и весь армянский народ должны предъявить международный иск России за подстрекательство и попустительство в геноциде армян и манипуляции исконными территориями Армении"

Источник: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/karabax/1312105.html#

2. Армянский публицист и общественный деятель Игорь Мурадян:

"Становится совершенно ясным, что защита и безопасность Армении это дело не властей, а обязанность и задача армянского народа. Немногие должны пожертвовать жизнью, чтобы Родина была в безопасности. ЗРК С-300 должны быть уничтожены либо на предприятии изготовителе, либо, при транспортировке, либо на территории Азербайджана. Этим нужно было заняться давно, по-крайней мере, четыре года назад. Неужели нельзя было сделать выводы из опыта чеченского сопротивления".

"Чтобы не произошло в дальнейшем, если Россия не получит по мозгам, в связи со своими подлыми шагами, Армении незачем быть обозначенной, как государство. Россию ожидают весьма крупные неприятности во внешней политике, в особенности, в региональном аспекте."

Прошу прокомментировать Вас эти высказывания. Кому они выгодны? И почему появились именно сейчас?

Спасибо. — Виктор Коноплев, поэт, публицист, автор интернет-проектов

С.Шакарянц: Я не хотел вам отвечать вопросом на вопрос, но хотелось бы узнать: кому выгодно, чтоб Россия ИМЕННО СЕЙЧАС занялась бы усилением вооружений азербайджанской армии? Сделка по поставке С-300 в Баку расценивается специалистами в 800-900 млн долларов. При этом потери от непоставки С-300 в соседний Иран и от свёртывания других военных поставок в ИРИ уже сейчас теми же специалистами (причём российскими) расцениваются порядка 13 млрд долларов. Кому ЭТО выгодно??? Реакция уже названных лиц понятна. В Армении и Арцахе с трудом понимают, почему при отсутствии на балансе Вооружённых сил Армении или Арцаха тех же самых С-300 Москва заторопилась поставить эти ЗРК в Азербайджан? Как «замена Ирану» в качестве покупателя, как вы видите, Азербайджан – не конкурент. У Армении или Арцаха нет такой военной авиации, для сдерживания которой в случае возобновления войны азербайджанской стороне понадобились бы С-300. Аргумент что эти ЗРК нужны Азербайджану, дабы снять угрозу иранских ударов возмездия на случай, если кто-то решит развязать именно с азербайджанской территории волну ударов по Ирану, тоже не выдерживает критики – Иран в состоянии наносить удары не только с воздуха, но и с суши и с моря. Вот и получается, что объявление о возможных поставках ЗРК С-300 из России в Азербайджан – это типично политическая сделка. Трудно себе представить, что найдётся армянин в Армении или даже в самой России, который не задаст себе вопроса - ну и КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?.. Что касается содержательной части заявлений господ Оганджаняна и Мурадяна, то это вполне можно отнести и на счёт, извините, их сугубо кавказского восприятия (ментального), не терпящего двойных игр и тройных стандартов.

Уважаемый господа! Только что на сайте Регнума появились комментарии российского эксперта Анатолия Цыганка о том, что размещенные С-300 в Абхазии призваны также защищать Армению от возможной атаки Азербайджана. Есть ли у вас мнение на этот счет. — Симона Петросян

С.Шакарянц: ОПЕРАТИВНЫЙ ОТВЕТ. Теоретически это возможно. Хотя вызывает сомнения, что российские С-300, размещённые в Абхазии, покроют также и территорию Армении и Арцаха, вплотную примыкающую к Азербайджану глубже на восточном направлении. В любом случае, российские военные в Абхазии, прикомандированные к этим ЗРК С-300, будут ожидать приказа, т.е. политического решения руководства РФ о таком открытом вмешательстве в военные действия. Без этого никто "абхазские" С-300 на помощь Армении и Арцаху не будет использовать.

Добрый день Уважаемые участники Конференций.

Хотелось бы задать такой вопрос: В последние годы со стороны России в решениях Карабахского вопроса а так же в вопросах отношения Армении и Турции наблюдается некая пассивность, в отличие от той же Америки или Евросоюза.

Как вы думайте Кремль уже не рассматривает Армению как стратегического партнера в регионе? — Армен Владимирович Аваков

Р.Латыпов: Позвольте не согласиться с вашей позицией, ответ на подобный вопрос дан мною выше. 

С.Шакарянц: По-моему, Кремль рассматривает как стратегического партнёра практически любую страну мира – вопрос в том, когда и кого. Я не считаю, что РФ пассивна в вопросе урегулирования Арцахской проблемы и в армяно-турецких отношениях. Просто предпочитает сейчас действовать в тени.

Уважаемые участники конференции.Армения является одним из основных источников мирового терроризма, чему свидетельствуют неоднократные теракты на территории Азербайджана жертвами которых стали сотни людей. Выступление Армении инициатором такой конференции не преследует ли цель вводит в заблуждение мировую общественность или же это отрекание от своих деяний и выход на новый уровень взаимоотношений с соседними государствами?

Спасибо за внимание. — Azer Aliyev Baku

С.Шакарянц: Этот вопрос - чистой воды провокация, я такое слышу исключительно из реакционных кругов в Баку – ни в России, ни в Европе, ни в США или Иране, да даже в современной Турции, никто не считал и не считает Армению «одним из основных источников мирового терроризма». Напротив, согласно докладам американского эксперта Иосифа Боданского, именно Азербайджан на протяжении долгих лет использовался и «Аль Каедой», и чеченскими террористами в самых различных целях, в том числе и для организации терактов против посольств западных стран. Доклады Боданского есть в Конгрессе США – если интересуетесь, то сможете их получить и ознакомиться с ними. Плюс я впервые слышу, что инициатором данной конференции выступает Армения – надеюсь, что руководство ИА «Регнум» само ответит вам, кто реально является инициатором данной конференции.

Господин Шакарянц, армянская Община Нагорного Карабаха (НК) представляет НК как исконно армянские земли, но требует независимости, а не присоединения к Республике Армения. Как по Вашему, не является ли такой подход злоупотреблением "Принципа Самоопределения Наций" в противовес "Принципу Территориальной Целостности" и следовательно введением в заблуждение Мировой Общественности? Спасибо. — Samir.

С.Шакарянц: Нет, не является. Недавнее решение международного суда по Косово и Метохии наглядно показало, что в мире пока есть достаточно много места для признания приоритетности права наций на самоопределение над другими принципами международного права.

неужели армянское руководство не предвидит картину развала рф точно так же как в свое время канул в небытие ссср — депортированный из азерсср военнослужащий вмф ссср

С.Шакарянц: Мне трудно судить, что предвидит или не предвидит руководство Армении – я к нему лично не отношусь. Лично я предвижу многое – в том числе и развал ЕС, и крах мировой долларовой системы, и фрагментацию территории США.

skolko mozno nadeyatsya na etu gniluyu imperiyu zla .? — v.pogosyan

С.Шакарянц: А что вы подразумеваете под гнилой империей зла? В соседнем с нами Иране таковой страной считают только США. Вы о ней?

Господин Сергей Шакарянц, почему "геноцид" в Турции коснулся только армян в то время как там жили и другие христиане (в современных Сирии, Ливане, Палестине, Греции, в странах бывшей Югославии), в чем их вина и в чем причина и имеет ли моральное право цивилизованный мир простить резню в Ходжалы учиненную самой "миролюбивой" нацией в конце ХХ века? — Ариф из Дербента

С.Шакарянц: Геноциду были подвергнуты не только армяне, но и греки, ассирийцы, халды и т.д. Сейчас многие курдские лидеры считают, что политика Турции в отношении куров-мусульман – это тоже типичный геноцид. Что касается трагедии деревушки Ходжалу, то спросите у экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова, что он сказал одной чешской журналистке в своё время о степени причастности к организации этой трагедии Народного фронта Азербайджана, боровшегося в то время за свержение власти Муталибова…

Уважаемые господа, у меня общий вопрос к обеим участникам.

Не считаете ли Вы, что чем более Россия усиливает свои позиций на Южном Кавказе, тем меньше она считается с интересами своего стратегического партнера - Армении (странно, что Армения до сих пор воспринимается в России как стратегический партнер, как и Азербайджан, США и т.д.). И возможная сделка с С 300 пример этому - Россия вооружает Азербайджан, таким образом косвенно расшатывая позиций Армении, и уже Армения должна восстановить баланс. За счет кого - всем известно - России. Это партнерство (хоть и не союзничество) или шантаж?

Спасибо. — Григор, Ереван

С.Шакарянц: Этот вопрос в различных вариациях уже звучал, так что не буду повторяться. Скажу лишь, что страны категории России или США всегда мало в чём считались с интересами младших партнёров, в том числе и стратегических. На то они и мировые державы.

Какая сторона была инициатором устранения Нагорного Карабаха из переговорного процесса и каковы были причины? Почему Армениая согласилась на это и чем это можно оправдать? — Karen Jenderedjian

Р.Латыпов: Я не думаю, что сегодня можно однозначно говорить о полном исключении Нагорного Карабаха из переговорного процесса. Формально, это так. Но все – и стороны конфликта и посредники понимают, что без участия властей Карабаха проблему не решить. О чем постоянно и говорят посредники из МГ ОБСЕ. Суть же процесса действительно в том, что Карабах отошел от переговоров по той причине, что согласился с тем, что его позиции будет представлять официальный Ереван. То есть это результат обоюдного согласия Армении и Нагорного Карабаха.

С.Шакарянц: Формат он-лайн пресс-конференции не позволит мне восстановить всю хронологию тех дней в мельчайших подробностях. Между тем именно в них скрыт подлинный механизм вытеснения (а не устранения) руководства Республики Арцах-НКР из НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ переговоров по урегулированию – в опосредованной форме руководство Арцаха и сейчас участвует в переговорном процессе. Поэтому для краткости укажу, что начало постепенного отхода Азербайджана от изначальных договорённостей по переговорам следует относить к зиме-весне 1996 г., поскольку из-за подписания «сделки века» в 1995 г. по каспийской нефти режим Гейдара Алиева вознамерился внести кардинальный перелом в переговорный процесс по Арцаху. Фальсификации и фактический госпереворот, предпринятые режимом АОД в Ереване в ходе президентских выборов 1996 г., видимо, существенно ослабили позиции Армении в переговорном процессе, и кое-кому на Западе померещилось, что теперь уже можно осуществлять лишь односторонний прессинг на конфликтующие стороны – Армению. В рамках прессинга, по-видимому, именно по требованию Г.Алиева, на первое место и была поставлена задача вытеснения руководства Арцаха-НКР из прямых переговоров. Ситуация начала катализироваться после Лиссабонского саммита ОБСЕ (декабрь 1996 г.), и вступила в ныне нам привычную фазу с января 1997 г., когда бы пересмотрен формат сопредседательства минской группы ОБСЕ и в него в качестве третьего составляющего были введены США. Совпадение по времени фактического вытеснения руководства Арцаха-НКР из прямого переговорного процесса с появлением США в качестве третьего сопредседателя Минской группы ОБСЕ даёт вполне достаточно оснований предполагать, что решение или инициатива по «подмене» Арцаха на переговорах Арменией принадлежит именно Вашингтону. Я многократно участвовал в пресс-конференциях сопредседателей МГ ОБСЕ, проводившихся в Ереване, и многократно в ответ на их инсинуации о том, что это было решением самой Армении, причём якобы уже в 1998 г., напоминал о доподлинной хронологии существа данного вопроса. И они, не скрывая своего недовольства, тем не менее не смели меня опровергать.

Вопрос Сергею Шакарянцу.Как вы думаете , в чем основная причина неучастия Армении во всех глобальных для Закавказья проектах? — Тогрул Гарибов

С.Шакарянц: Вы слишком глобализируете свой вопрос. Армения является участником всех крупнейших СТРАТЕГИЧЕСКИХ проектов в регионе, не считая тех, которые Азербайджан, Грузия и Турция с конца 90-х гг. умышленно превратили в трёхсторонние «междусобойчики». Я лично участвовал в 2000-04 гг. в одном проекте, и по нашему предложению между ВСЕМИ закавказскими государствами должно было начаться сотрудничество – без каких-либо предварительных условий и требований и без ультиматумов. Однако проект был запорот Грузией и Азербайджаном. Армения в настоящий момент является участником проектов и TRASECA, и INOGATE, которые выступают частями более глобального проекта «Великий Шёлковый путь» (т.е. инициатива американского сенатора Сэма Браунбэка), и проекта «Север-Юг» (инициатива России, Ирана и Индии). Так в каких же «всех глобальных для Закавказья проектах» конкретно не участвует Армения??? Повторяю – мы не участвуем только в нефтепроводе Баку-Джейхан и газопроводе Баку-Эрзурум, но нам и нет необходимости в этих афёрах века участвовать – мы заменяем это, например, газопроводом Иран-Армения и проектом поставок иранских нефтепродуктов в Армению. А это не менее глобальные проекты, причём не только с позиций Закавказья, если учесть, какие «игры» ведутся в последнее время вокруг проектов европейцев Nabucco и российского «Южного потока» и т.д. Проект же железной дороги Карс-Ахалкалаки с лихвой покрывается проектом железной дороги Иран-Армения, не говоря об участии нашей страны в попытках разблокирования абхазского участка магистрали Сочи-Тбилиси, а также об общем процессе армяно-турецких переговоров, по главному пункту которых, претворяемому в жизнь всё теми же США, должна быть разблокирована армяно-турецкая граница.

Как Вы считаете,Россия действительно считает Армению своим другом и союзником, или руководствуется исключительно интересами на Ю.Кавказе и, если будет выгодно, раскроет объятия для Азербайджана, как это было в прошлом. Лично мне нынешнее состояние дел напоминает мультик про большого бегемота, который называл себя "самым большим другом девочки", но не пришёл на помощь, когда на девочку напал крокодил.Я армянин, но являюсь русофилом и преклоняюсь перед русским языком и культурой, являющимися для меня родными. Спасибо. — Эмиль

Р.Латыпов: Могу лишь повторить, то что уже сказал, отвечая на аналогичный вопрос. Безусловно – Россия это союзник Армении, союзник в широком смысле этого слова, обеспечивающий защиту границ Армении с первого дня обретения независимости. Что касается аналогии про бегемота и крокодила, скажу следующее: я не вполне понимаю, кто выступает в роли "девочки". Армения - серьезное государство, с серьезным оборонным потенциалом. Скажем так, не каждому крокодилу будет эта "девочка" по зубам. С другой стороны, вы уверены, что не будь России, "крокодил" уже давно не съел бы "девочку"? То есть партнерские функции "бегемота" уже давно выполняются, а не наложены на него именно сегодня. Это необходимо ценить. И я уверен, что армяно-российское партнерство - исторически преемственная субстанция, продиктованная интересами двух народов.

С.Шакарянц: Спасибо и вам – за вопрос. Но проблема в том, что он риторический и почти у всех повторяется в той или иной форме. Однако отвечу. Для мировых держав категории России (допустим, что это – ВСЕ страны-члены “большой пятёрки” Совета Безопасности ООН) нет и не может быть постоянных друзей и союзников. Могут быть симпатии в отношении одного или группы младших партнёров по сотрудничеству, но не более того. Причина ясна – они именно МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ, а не региональные лидеры, например. Сейчас в РФ у власти очень прагматичные люди. Откроют ли они “объятия” для Азербайджана, Турции и т.д. – а этого никто заранее не может знать. Очевидно лишь одно – у сегодняшней РФ нет идеологического пристрастия к строительству социализма в мире посредством “покраснения” в первую очередь мусульманского Востока и, в отличие от 1917-30 гг., в сегодняшней России больше не считают единственным проводником своих интересов на мусульманском Востоке турок и Турцию. А то что вы прекрасно помните советские мультики, да и являетесь поклонником русской культуры, это где-то неплохо. Я же призываю вас вспомнить, как, например, США обходятся со своими “друзьями и союзниками” – хотя бы на примере судьбы тройного агента Саддама Хусейна, поверивших в гарантии американцев Слободана Милошевича и Радована Караджича, наконец, режима Саакашвили в Грузии во время августовской трагедии в Южной Осетии.

Какую роль, по вашему мнению, будет играть Армения в ближайшее десятилетие в регионе. Вопрос связан с нарастающими опасностями на Южном Кавказе (НКР, Иран). — Эмиль Саркисян

С.Шакарянц: Мне предлагается пофантазировать? Или же ответ ожидается с позиций текущих стратегических реалий? Если исходить из последних, то – у стран геополитического калибра, как у Армении, слишком мало собственных стратегических ресурсов для того, чтобы играть роль самостоятельного фактора в тех или иных событиях или «нарастающих опасностях на Южном Кавказе». Поэтому роль может быть только одна: младший партнёр той или иной великой державы, с тем чтобы при этом не особенно жёстко обострить свои отношения с традиционными соседями по региону – Ираном и Грузией. Я мог бы длинным перечнем добавить точки возможных «нарастающих опасностей» - как в самом Закавказье, так и в близлежащих регионах. Странно, что общественность как-то не хочет задумываться о том, что развитие, к примеру, конфликта вокруг Курдского вопроса (в том числе и у нас в регионе) существенно выталкивает на задворки региональной стратегии и тактики весь комплекс проблем, связанных, скажем, с Армянским вопросом мировой политики.

Вопрос представителю Армении: почему, по-вашему, Россия признала геноцид армян, а США - нет? Почему же в Армении призывают "наказать" именно Россию, а не США? — Ф.Л.

С.Шакарянц: Судя по всему, это произошло по той причине, что сегодняшняя Россия (как и Россия 90-х гг. XX века) не собирается строить свою политику в зависимости от турецкого фактора, а США пока ещё не готовы отказаться от этого самого турецкого фактора в своих стратегических планах и приготовлениях. В Армении пока ещё никто из серьёзных политиков и общественных деятелей не призывал “наказать” Россию. Впрочем, нет и призывов “наказать” США, хотя есть многолетние сетования и публично высказываемые обиды в адрес Вашингтона в связи с тем, что в Белом доме раз за разом кормят обещаниями, а затем раз за разом фактически прячут обещания признать Геноцид армян в самые дальние анналы архивов предвыборных президентских кампаний.

I have a question to Mr. Shakaryants. Izviniajus za rannee za vopros na angliiskom. Honorable Mr. Shakaryants. 1. Does your institute have a Byzantology department? 2. If the national interest of the Armenian people ever does require a policy shift away from Russia (not toward west, but let's say toward true self governance), how do you imagine our President to be able to carry it out when so much of our economy is under Russian control? Do you see a problem in that or do you consider it completely normal? Thank you in advance.

Kind regards,

Mesrop Simonyan

Hollywood, CA — Mesrop Simonyan

С.Шакарянц: Well. Excuse me but I prefer to answer You in Russian because more of our readers are population of the CIS states…

1. Нет, в нашем институте пока нет подразделения, занимающегося вопросами “Византийского наследия”. 

2. Дело в том, что я мало в чём могу влиять на настроения главных действующих лиц законодательной и исполнительной (естественно, и судебной) сфер власти Республики Армения. В этом плане ваш вопрос несколько некорректен. Я просто как рядовой гражданин своей страны надеюсь, что в минуты принятия решений по самым судьбоносным вопросам лидеры государства и политических партий действуют с осознанием: а) особой сложности переживаемого стратегического момента; б) высшей приоритетности общенационального интереса над какими бы то ни было групповыми или личными интересами. 

Если же речь идёт только о моём личном мнении, то я не считаю, что национальные интересы армянского народа сегодня диктуют поскорей оформлять “отход” от России. Время показало, что продукцию армянских товаропроизводителей вообще не ждут и не хотят видеть на мировом рынке, на западном сегменте мирового рынка. Согласитесь, что время кретинов, рассчитывавших путём продажи “Джермука” или сигарет “Сигарон” завоёвывать для армянского народа место на мировом рынке и, соответственно, открывать новые перспективы роста общенационального благосостояния давно уже канули в Лету. Даже членство в ВТО и, соответственно, фактический отказ от активного участия в интеграционных процессах, инициированных той же Россией в рамках СНГ, НИЧЕГО не дали подавляющему большинству армянского народа. Следует понимать, что Армения ещё довольно долгое время будет (вместе со всем Закавказьем) стиснутой в географически-политическом отношении именно между Россией и, естественно, Ираном. С точки зрения стратегии, именно данная фактура и должна диктовать любой власти в Армении, что же является наицональным интересом страны и народа. Что касается чьего-либо контроля над экономикой Армении, то сегментированное участие в приватизации наших экономических (увы, даже стратегического значения!) объектов представителей Запада отнюдь не убедили наш народ в том, что есть какая-то существенная разница между российским и западным контролем над нашей экономикой. Напомню о “проделках” греческого оператора телефонной связи OTE в фирме “АрменТел”, о не очень уж современном и далеко не безупречном управлении водохозяйством итальянцев и французов, о фактическом обмане французов из “Перно-Рикар” по вопросу о Ереванском коньячном заводе (где они, новые рынки сбыта – сбывать продукцию, причём под маркой именно коньяка, а не “бренди”, на старых привычных рынках внутри СНГ вполне могло бы и само армянское государство) и т.д., и т.п. Иной вопрос, что я лично считал и считаю: ни одна уважающая себя страна не должна отдавать в собственность или концессию иностранцам ни один объект, являющийся частью стратегического ресурса данного государства – т.е. пути сообщений, энергетика, вода, связь, производство продуктов питания и первой необходимости, фармацевтика и т.д. 

В заключение приведу одну притчу. В далёкие времена нашествий различных тюркских завоевателей армяне дожили и до агрессии Ленк-Темура – Тамерлана. Завоевав Армению и уничтожив множество армян, он оставил в стране своих соглядатаев и шпионов и двинулся дальше на запад. Вернувшись, спрашивает: ну как тут армяне себя вели после меня? Шпионы докладывают: о великий султан! Эти армяне только тебя проводили – и сразу приняли посланцев Иранского шаха! Да ещё с какими почестями! А как они его провожали!.. Разгневанный Ленк-Темур вызывает к себе в шатёр армянских руководителей и спрашивает: как посмели вы после меня принять иранцев, да ещё оказывать им почести, которыми меня не удостаивали? Армяне ответили: о султан! Ты пришёл – ты уйдёшь, со всеми так было. А вот Иран тут навсегда останется… Это я – о том, что наши предки куда лучше нас нынешних понимали, ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС.

почему так слаб рейтинг доверия к рф как государству у различных слоев населения и национальностей населяющих как рф так и постсоветские республики — пенсионер мо

С.Шакарянц: Я считаю некорректным отвечать на данный вопрос, обобщая или абсолютизируя вопрос слабости рейтинга доверия к РФ где-то за пределами российских границ или где-то внутри самой России. И потом – я не уверен, что степень недоверия к РФ как к Государству сейчас ниже, чем в «эпоху» Ельцина и всяких «августовских дефолтов». Мне с известными оговорками можно говорить лишь о том, что влияет на степень доверия населения Армении и Арцаха к РФ как к Государству. Простите, но я приведу пример, с которым столкнулся сам во время президентских выборов у нас в Армении – как на последних, так и на предыдущих. Как это ни странно, но несколько сотен избирательных бюллетеней признавалось недействительными по странной причине: армянские избиратели игнорировали фамилии отечественных кандидатов в президенты, какую бы партию они ни представляли, от руки вписывали в бюллетени фамилию иностранного кандидата и ставили напротив неё «птичку». Предлагаю вам догадаться, что это была за фамилия – в качестве подсказки: это один из нынешних руководителей России. Говорит ли данный факт о низком рейтинге доверия у армян к РФ? Вряд ли. Иное дело, что время от времени в Армении и Арцахе могут просто не понимать или не воспринимать те или иные шаги и решения российского руководства. Вот тогда и начинаются проявления недовольства политикой РФ. Примеры: в своей массе наша общественность явно не понимает или не хочет понимать, зачем Москве нужно поставлять вооружения республике, даже не входящей в ОДКБ и фактически лишь формально участвующей в СНГ. Или – второй пример: наши люди недоумевают, как можно в течение 2 дней то заявить, что санкции ООН против Ирана не относятся к поставкам вооружений оборонительного назначения – те же самые установки С-300, а потом заявить прямо противоположное. Я согласен, что подобные «шатания» в деликатных сферах международной политике не прибавляют доверия к России как к Государству – причём не только в СНГ, но и за пределами Содружества.

Уважаемый господин Латыпов. Каким образом согласуются договор об военно-стратегических союзнических отношениях подписанный между Арменией и Россией на "бумажке" и регулярные поставки военной техники со стороны России Азербайджану, который открыто и официально заявляет, что закупки вооружения осуществляются именно с целью их применения против армянских государств Армении и Арцаха. Имеются ввиду не только нашумевшая информация об С-300 но и поставки танков, БМП и др. вооружения осуществленные ранее. — Артур

Р.Латыпов: Уважаемый Артур, Ваше беспокойство мне понятно. По моему мнению, подписание российско-армянского соглашения о продлении срока пребывания российской военной базы в Армении на 49 лет и наделение ее функциями обеспечения безопасности республики имеет огромное значение в нынешней ситуации как для самой Армении, так и для России.

Во-первых, участие российских вооруженных сил в обеспечении безопасности Армении силами и средствами военной базы в г.Гюмри сразу же снимает угрозу нападения Азербайджана на Армению, в том числе при возобновлении Баку военных действий в Нагорном Карабахе. В условиях усиленного военного присутствия России в Армении азербайджанские власти не смогут реализовать свои намерения силой лишить независимости карабахский народ, ведь тогда им придется иметь дело еще и с российской армией.

Во-вторых, данным шагом Россия и Армения нейтрализуют военные амбиции альянса Азербайджана и Турции, стремящегося обеспечить себе военно-политическую и экономическую монополию в регионе с позиции Республики Нахичевань, Нагорного Карабаха, Аджарии и Самцхе-Джавахети (планируемое в ближайшее время открытие дополнительного турецко-грузинского автомобильного пункта пропуска в районе с.Карзах (Ахалкалакский район), а также строительство турецкими компаниями железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку и крупной межгосударственной автодороги из Турции в Грузию через территорию региона Самцхе-Джавахети, позволяющей транспортировать тяжелое вооружение).

В-третьих, функция обеспечения безопасности Армении позволит российской стороне более полно защищать интересы республики при попытках администрации М.Саакашвили ущемить их. Это касается, в том числе, вопросов поставок энергоносителей через Грузию и территориальных разногласий двух государств.

Таким образом, несмотря на возлагаемые на себя дополнительные обязательства, связанные с повышением роли России в Армении и расширением полномочий ее военной базы, армянская сторона без всякого сомнения существенно усиливает свою безопасность и свои политические и экономические позиции на Южном Кавказе. В этих условиях возможная поставка комплекса С-300 «Фаворит» Азербайджану, имеющего функцию оборонительную, а не наступательную, уже не представляет серьезной угрозы для Армении и Нагорного Карабаха, т.к. армянские и российские вооруженные силы обладают еще более совершенными оборонительными средствами, чем комплексы С-300 «Фаворит».

Относительно позиций России на Южном Кавказе могу с уверенностью констатировать, что подписание указанного соглашения о военной базе в Армении – это удар по НАТО и, прежде всего, по политическим и военным амбициям США в Азии. По сути, при заключении данного договора планируемый США и ЕС проект доставки природного газа из Средней Азии и Каспия в Европу «Набукко» будет реализовываться и функционировать под полным контролем России. Не исключаю, что подписание соглашения о расширении функций российской военной базы в г.Гюмри приведет в конечном итоге к совместному участию России и Армении в «Набукко».

Считаю, что в этом контексте предстоящие в августе 2010 года визит Президента России Д.А. Медведева в Ереван и его переговоры с Президентом Армении С.Саргсяном будут знаковыми.

С.Шакарянц: Хотя вопрос и не ко мне, но думаю, что будет правомерным, чтобы и я ответил. Автор вопроса явно плохо осведомлён о различных сторонах многогранного сотрудничества и взаимодействия между Ереваном и Москвой – поэтому и горячечно именует наши 2-сторонние договорённости и совместные действия «на бумажке». Иной вопрос, что нас, армян, коробит сама мысль о том, что страна, с которой у Армении заключён и РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЕТ (!) «Большой договор», не отказывается от возможности улучшения отношений с Азербайджаном. Но я хочу успокоить сторонников подобного подхода к оценке внешнеполитической деятельности РФ на Кавказе. Представьте себе, что США и Франция, которые тоже довольно часто себя позиционируют в качестве «верных друзей армянского народа», позволяют себе и военные поставки в Турцию и Азербайджан, и любезничать с турецкими и азербайджанскими политиками, многократно обещая при этом им «обязательно обуздать этих армян» и т.д. И уж если сторонники подобного подхода к оценке внешнеполитического «маневрирования» России между армянами и азербайджанцами настолько принципиальные, то желательно было бы от них услышать данный вопрос в несколько иной редакции – скажем, зачем Россия уподобляется США, НАТО, ЕС в своих отношениях на Кавказе!? Ведь то, что может казаться простительным европейцам и американцам как полуграмотным в вопросах Кавказа, явно не будет забыто со стороны нас, кавказцев, в отношении России – мы же считаем, что Москва не имеет права делать вид, что «не знает» Кавказа и кавказцев!..

Почему армянская сторона в процессе карабахского урегулирования использует позитивные, конструктивные предложения будто средства "одноразового использования" вместо развёртывания систематической работы по ним. Без системной настойчивой работы даже ценные инициативы недолговечны, как вспышки.Так Президент Армении выдвинул предложение о заключении соглашения о неприменении силы при решении этого конфликта. Для того, чтобы это услышали посредники, тем более противостоящая сторона, надо настойчиво повторять это на разных форумах и в разных формах многократно. Иначе Баку отбрасывает это и всё кончается. Так обстоит и с другими вопросами. Например, Азербайджан явно и много лет не выполняет официально подписанное в феврале 1995 г. соглашение об укреплении режима прекращения огня. Об этом армяне упомянут раз-другой и всё. Или об отказе Баку отозвать снайперов с передовых позиций - опять раз-другой и всё. — Байцеров Николай Васильевич

Р.Латыпов. Я разделяю точку зрения читателя о том, что позитивные инициативы и договоренности должны максимально акцентироваться. И не только Арменией. К примеру, при посредничестве президента РФ удалось достичь соглашения об отводе снайперов с передовой линии. Однако данное очень конструктивное начинание до сих пор не реализовано. В Азербайджане думают, что силовое давление приведет к решению конфликта, что не является верным подходом. В действительности же, продвижению позитивных идей мешает в первую очередь информационная война, развернутая между СМИ Армении и Азербайджана. В настоящее время СМИ даже не подозревают, что время от времени выступают в роли наиболее агрессивных и опасных факторов, раздувая и без того сложную ситуацию. Это чревато трагическими последствиями для двух народов. А поэтому необходимо как можно быстрее снижать информационный накал – идти к миру путем сближения позиций, а не эскалации агрессивной риторики.

С.Шакарянц: Я не уверен, что Армения лишь «одноразово» выдвигает конструктивные предложения. Думаю, что Армения на протяжении как минимум с 1999 г. по настоящее время проводит вот именно систематическую работу по ним. Другое дело, что это, по всей вероятности, ведётся не демонстративно – основные мероприятия армянской стороны носят закулисный характер. Ведь на Азербайджан напрямую воздействовать невозможно – приходится «доводить до ума» азербайджанских руководителей конструктивные предложения Армении и Арцаха посредством стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Пример: начиная с 1999 г., Армения периодически поднимала вопрос и об оккупированных азербайджанцами землях Армении и Арцаха, и о судьбе беженцев из Азербайджана. Эта тенденция визуально то затухала, то вновь всплывала в повестке дня переговоров. И вот сейчас оба данных вопроса вновь в повестке дня. Следовательно, армянская сторона вполне последовательна и целеустремлённа. Другой пример: мы часто говорили и говорим о том, что для определения международно признанного государственно-правового статуса Арцаха-НКР необходимо либо признать результаты всеарцахского референдума о независимости 10 декабря 1991 г., либо провести повторный референдум. Азербайджан годами ничего не хотел слышать об этом, но теперь это – просто один из важнейших пунктов так называемых Мадридских принципов, причём Азербайджан их официально признал и принял. Спрашивается – какой же толк в том, чтобы безрезультатно, но «настойчиво повторять это на разных форумах и в разных формах многократно», если куда результативнее добиваться этого непубличными политическими методами?! Что же до отвода снайперов с передовых позиций, то, поверьте – на Азербайджан куда больше впечатления и воздействия оказало решение наших военных отказаться от этой односторонней меры и то, что теперь в ответ на огонь их снайперов азербайджанские позиции получают снайперский огонь с нашей стороны. Это тот случай, когда пуля оказывается быстрее полёта мысли.

Господин Латыпов, как известно НАТО не принимает в альянс новых членов если они имеют проблемы военного характера с соседями, а ОДКБ приняла в свой состав Армению , значит ли это что РФ (как стержень ОДКБ) поддерживает оккупацию азербайджанских территорий?. Спасибо. — Нариман.

Р.Латыпов: Уважаемый читатель. Начнем с того, что членом НАТО является Турция, имеющая проблемы не только с Арменией, но и с Грецией. Вы скажете, что это не новый член Альянса. Верно. Но и Армения тоже не принята в ОДКБ вчера, а состоит в блоке самого начала его основания. Однако здесь важно и то, что ОДКБ никогда не являлось закрытой организацией. И если Азербайджан действительно нацелен на создание единого регионального пространства безопасности, то вопрос вступления в ОДКБ мог бы быть внимательнее изучен там. Что касается оккупации и карабахского конфликта в целом, ОДКБ неоднократно заявляло свою позицию по данному вопросу. В частности, она состоит в неприемлемости силовых методов разрешения проблемы, а также необходимости рассмотрения всех ее аспектов в комплексе. Что и делается при посредничестве России, США и Франции.

Информационное Агентство REGNUM
 



Загрузка...
Загрузка...

 
 


Концерт Тиграна Амасяна в Москве


По данным ЦБ от 20/06/2011
366.08
496.51
12.52

«Поющие пистолеты» ушли с молотка $5,8 млн

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

 

Все права защищены © 2006-2011. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47