20:44
Открытие турецко-армянской границы |
Сегодня много говорится об открытии турецко-армянской границы, Что это даст Армении?
Во-первых, открытие турецко-армянской границы, это клубок с очень сложными и противоречивыми социально-политическими составляющими. Сегодняшние наши отношения находятся в зародышном состоянии, грузом серьезных исторических и психологических проблем. Есть у Турции определенные проблемы в приграничных районах, с курдским населением, а в последнее время, усилиями Азербайджана активизировались и антиармянские элементы. Движение вперед необходимо, но надо двигаться медленно и осмотрительно, чтобы все это не превратилось в процесс прохождения через «минное поле».
Во-вторых, не следует чрезмерно преувеличивать значение открытия армяно-турецкой границы для экономического развития Армении и создавать вокруг этого вопроса эйфорию. Потенциал взаимного товарооборота безусловно есть. Турция представлена на мировых рынках широким спектром товарных групп массового спроса именно в недорогом сегменте. Следовательно, по этой части объемы импорта из Турции и отрицательный баланс в пользу Турции будет расти. Могут открыться определенные возможности для производства и экспорта энергетической, машиностроительной и химической продукции в Турцию, особенно при заинтересованности российских инвесторов. При открытии границы и снижения транспортных расходов, из Турции может увеличиться импорт сырья: текстильного, сельскохозяйственного, химического. Есть потенциал для развития туризма и приграничной торговли. Важную роль для Армении может сыграть и наличие альтернативного транспортного сообщения, главным образом в направлении Западной Европы.
Однако, открытие турецко-армянской границы, в силу абсолютной неподготовленности и неконкурентоспособности армянской экономики, в целом может оказать негативное влияние. Есть два значимых момента, на которое следует обратить особое внимание. Это относится, прежде всего, ослаблению позиций отечественных производителей в особенности в таких отраслях, как сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Второй негативный момент относится вероятным изменениям в структуре импорта. В любом случае, увеличится ли товарооборот после открытия границы до 500 млн. долларов или более, доля экспорта в нем будет менее 20%. Это означает, что покупательная способность страны вырастет ненамного. Однако, больше беспокойств вызывает возможное изменение в структуре импорта. Существенный рост доли импорта из Турции произойдет за счет сокращения доли импорта из России и западных стран, с ослаблением торговых связей и коммуникационной инфраструктуры импорта из этих стран. В интересах ли Армении резкое ослабление экономических связей и коммуникационной системы, усердно построенной в течение длительного периода и служащей, в какой-то мере, фактором экономической безопасности страны. Конечно нет. Где гарантия того, что после глубинной адаптации экономики Армении к новым условиям, граница снова не закроется в силу каких-то политических разногласий или обстоятельств.
Это означает, что открытие границы, в силу неконкурентоспособности экономики Армении, может создать серьезные проблемы, но ведь в условиях свободной торговли, граница рано или поздно должна быть открыта?
Мы не можем и не должны противиться открытию границы. Но необходимо учесть, что до полного разрешения всех конфликтоносных вопросов и ослабления политической напряженности, высокая доля импорта Турции в структуре импорта Армении нежелательна. Оптимальный ее уровень должен быть не более 5-7%. Добиться этого административными методами, в условиях свободной торговли, невозможно и недопустимо. Для решения этого вопроса необходимо существенно активизировать торговые отношения со странами партнерами Армении. Более того, необходимо оптимизировать торговые и транзитные соглашения с Грузией с тем, чтобы не допустить сокращения поставок через территорию Грузии после открытия турецко-армянской границы.
Если у Армении противоречивый интерес к открытию границы, чем тогда объяснить возникший ажиотаж со стороны Азербайджана вокруг этого вопроса?
Здесь есть два аспекта: политический и экономический. Политический аспект заключается в обеспокоенности Азербайджана в том, что при нормализации армяно-турецких отношений, роль Турции, при возможном обострении армяно-азербайджанского конфликта, станет миролюбивой и разводящей, а не военно-союзнической. Это понятно. Но, необходимо учесть, что Южный Кавказ, в силу своей геополитической значимости для мировой экономики, сосредоточил к себе внимание самых влиятельных мировых игроков, что превратило его из зоны военно-политического противостояния в зону политико-экономического соперничества. В таком «внимании» заинтересованы все южнокавказские страны, так что придется договариваться по всем вопросам без военных конфликтов. Никто не будет строить большую политику, разрабатывать и реализовывать крупные экономические проекты, сидя на «пороховой бочке».
Экономический же аспект заключается в обеспокоенности Азербайджана в том, что с открытием границы, Армения экономически усилится и станет менее сговорчивой на переговорах. Мы, конечно же, желаем нашей стране экономического процветания, но я не считаю, что открытие турецко-армянской границы сыграет здесь особую роль. Давайте рассмотрим, что экономически выигрывает Турция от экспорта и транзита при открытии границы, и что выигрывает Армения. Следует при этом учесть, что турецкие товары конкурируют, как я уже сказал, в недорогом сегменте, где ценовая чувствительность и корреляция: цена-продажа, довольно высокая. Кроме того, железнодорожные перевозки, которые могут быть задействованы после открытия границы, способны резко снизить транспортные расходы крупногабаритных и тяжелых грузов, более того, они могут охватить широкую гамму товаров, транспортировка которых автомобильным транспортом ранее было невыгодно. Учитывая, что железнодорожные перевозки способны снизит затраты, следовательно и стоимость турецких товаров в среднем 5-10%, попробуем сделать примерный прогноз минимальных значений возможного увеличения объемов экспорта и транзитных поступлений Турции в долларах США.
Рост от экспорта в Армению составит примерно 300-350 млн., в Грузию -100, в Азербайджан - 200, в Страны Средней Азии - 200, в РФ -100, рост поступлений от транзита в указанные страны и из этих стран может составить не менее 50-100 млн.
Следовательно, от открытия турецко-армянской границы турецкая экономика выиграет более 1 млрд. долларов в год. Что касается Армении, то поступления от экспорта и транзита не могут превышать 100 млн. долларов. Структура экспорта Армении сегодня такова, что если не учесть базовые позиции, такие как медь, молибден, напитки, ювелирные изделия и т. д., рынки которых уже достаточно освоены, то экспорт не превышает 200-300 млн. долларов, следовательно, рост на 100 млн. долларов это довольно весомая сумма. Если открытие границы могло бы обеспечивать ускоренное процветание, то сегодня такие страны, как Украина, Молдова, Грузия, которые не имеют коммуникационных проблем, находились бы на другом уровне экономического развития. Лестно конечно, что азербайджанцы оценивают возможности армянской экономики намного выше, но пока ситуация такая, что будет дальше время покажет.
Так, где же логика такого ажиотажа? Если у наших азербайджанских коллег есть другая аргументация, пусть высказывают, не эмоционально, а рационально. Если же это необоснованное беспокойство, то они должны осознать, что этим они наносят Турции не только экономический урон, в размере более 1 млрд. долларов в год, (а в течение 15 лет закрытия границы, это уже почти 15 млрд. долларов), но и серьезно сковывают маневренность Турции, мешая осуществлять полноценную и эффективную геополитику, как в Кавказском, так и Европейском направлении. Зачем Азербайджану нужно, чтобы Турция сделала ей такое «одолжение», ведь за это рано или поздно придется платить. Надо понять, что Турция это не Азербайджан, а крупный геополитический игрок и не может со своими партнерами постоянно говорить о Нагорном Карабахе. Ведь в современном мире, удел крупных держав не агрессивность, а терпимость и великодушие, даже если это показное.
СВЕТСКАЯ VIP PARTY