18:03
В сентябре прошлого года Национальная Комиссия по регулированию общественных услуг Армении представила и ввела в силу в декабре новые правила для операторов сетевых услуг Армении. В частности с целью обеспечения качественного обслуживания связью изменения коснуться регистрации - соответствующего проектирования и документирования сетей, включая все сопуптсвующие разрешительные документы.
Однако существенным требованием является зафиксированная в Законе о Госпошилине выплаты госпошлины в 2 млн драм . для работы в столице Армении и 500 тыс. др. В марзах Армении. При работе, как в Ереване, так и в областях операторы сети должны будут оплатить 3 млн. др. госпошлины.
При этом, вероятно,, все операторы сетей, получившие данную лицензию, получают равные права с сегодняшними операторами сетей. О том, как отразятся изменения на сферу телекома Армении, комментировал директор, крупнейшей компании, предоствляющей доступ к Интернет в Армении - компании "Арминко", Григор Сагиян, передает "АрмИнфо".
Господин Сагиян, каким образом осуществляется регулирование с вступлением в силу нового закона?
По новому закону у нас есть две лицензии: на предоставление услуг по сети принадлежащей третьему лицу (лицензированному оператору сети) либо лицензии по предоставлению сетевых услуг (выдается оператору сети). Согласно закону, если ты оператор сети, и у тебя есть сеть, причем уже не имеет никакого значения оптоволоконная ли она или беспроводная, услуги, предоставляемые посредством ее, должны быть оказаны должным образом.
Из-за отсутствия в РА стандартов, касающихся данной сферы, вероятнее всего необходимо руководствоваться так называемой бизнес-практикой. Например, рассмотреть действующую практику компаний "АрменТел" или "КТелеком". К примеру, все станции "АрменТел" оснащены гарантированным электропитанием, аккумуляторными батареями, независимыми линиями электропитания, движками, соответствующим образом оформленными договорами на аренду площадок для базовых станций, договорами с электросетью.
По всей видимости, такие же требования будут предъявляться к тем, у кто будет претендовать на сетевые лицензии. В широком смысле лицензии выдаются государством для обеспечения должного качества услуг исходя из интересов пользователя. Ведь пользователь не должен сталкиваться с тем, что он хочет подключиться, а кто-то там базовую станцию, питающуюся от "дружественного пользователя", или ее открутил сосед, которому она закрывает вид.
Каким образом этого можно достичь?
В первую очередь, техническими требованиями к строящейся сети. У нас нет армянских стандартов, но есть действующая практика. Следуя логике решений, можно предположить, что лицензии будут выдаваться тем компаниям, которые будут строить сети в соответствии со стандартами: надежность, квалифицированный персонал и соответствующее документальное оформление.
Это, по моему, оправданные требования. Что касается небольших компаний, то мировой опыт показывает, что регулирующему органу удобнее и правильнее воздействовать на владельца сети для того, чтобы он дал возможность небольшим организациям предоставлять услуги пользуясь сетью крупного оператора. Крупные сети должны способствовать другим, чтобы они наиболее полно использовали все ее ресурсы.
Для таких услуг, вероятно, будет выдаваться простая лицензия (размер госпошлины 100,000 драмов), которая предполагает использование чужой сети. Это освободит организации, которые предоставляют такие услуги (иногда используется термин "value added services") от кучи проблем - уплаты колоссальных средств, большого объема строительных и организационных мероприятий.
Чем обусловлено такое повышение цен?
Повышение размеров госпошлины в 2006 году не было, размеры госпошлины были установлены, если не ошибаюсь, в 2004 году, когда Национальное Собрание приняло дополнение к Закону о Госпошлине. Очень сложно осуществить экономический расчет размеров государственной пошлины: нет формул, нет четких рекомендаций. Скорее всего, речь идет о преемственности.
Во время СССР была государственная пошлина на лицензию, от этой величины, вероятно и исходят при установке новых значений, принимая в расчет изменение уровня жизни, размеров потребительской корзины. Нет какого-либо определенного экономического расчета. Но, вероятно, были какие-то общие соображения, которыми руководствовалось Национальное собрание, когда принимались изменения и дополнения к закону о госпошлинах: 100,000 драм для простой лицензии, и 2,000,000 драмов для сетевой лицензии.
Если сеть республиканского масштаба, госпошилна составляла 3,000,000 драмов, если сеть строится в отдельно взятой области (марзе) - то 500,000 драмов. Решением регулирующей комиссии те компании, которые имели простую лицензию (лицензия на Передачу Данных), имеют возможность получить лицензию в упрощенном порядке. Те компании, которые не имеют разветвленной инфраструктуры, могут получить лицензии для работы используя сеть другого оператора.
В этом случае, необходимо подключение к сети оператора - в нашем случае это сеть компании "АрменТел", к сети которого возможно подключиться из всех районов Армении. Однако не во всех регионах качество подключения приемлемое. В 25 городах Армении существует возможность подключения к оптоволоконной сети "АрменТел", в остальных же, а это составляет порядка 22-23 городов, такая возможность отсутствует.
Там пока нет оптоволоконного кабеля и, приходится пользоваться еще советской инфраструктурой связи. Судя по последним сообщениям, российские компании, в том числе и "ВымпелКом", собираются сделать в Армении полтора миллиардные инвестиции, и надо полагать, что данный вопрос также будет рассмотрен.
Каково дальнейшее развитие событий?
Дальнейшее развитие полностью определяется политикой регулирующего органа коммуникаций. По крайне мере в прошлом году в течение трех месяцев регулирующий орган приглашал все заинтересованные стороны на совещания, где обсуждались вопросы по разделению понятий сетевая услуга и услуга по передаче данных. В результате этих обсуждений регулирующим органом было принято решение, и на мой взгляд вполне обоснованно, что при наличии собственной проводной или беспроводной инфраструктуры - это уже подпадает под понятие сетевая услуга.
Если услуги предоставляются по сетям других операторов, то это не является сетевой услугой. В этом плане, вероятно, что использование небольшого модема с технологией WiFi, (это эквивалентно большому количеством беспроводных линий, и линии эти принадлежат данному оператору) является сетевой услугой и для этого необходимо оплатить госпошлину в 2 млн. драм. Это достаточно большая сумма для представляющего услугу WiFi, и маловероятно, что он сможет предоставлять сетевые услуги легально.
Учитывая потребность общества в таких услугах, и отсутствие предложения со стороны традиционных операторов, имеет смысл установить стандартную госпошлину в размере 100 тыс. др. Нагрузки на бюджет в этом случае не будет, т.к. привлечь 20 небольших компаний достаточно просто. То же самое касается областей. Там активность пользователей небольшая, и трудно найти достаточное количество средств для этих выплат. Выплата 2 млн драм для оператора приграничного района - сумма неподъемная, и он перейдет к "теневой активности".
Исходя из вышесказанного, можно ли сказать, что высокая госпошлиа будет тормозить развитие отрасль и в частности интернета?
Да, в той ситуации небольшим организациям остается либо уйти в тень - что само собой не очень хорошо, либо они должны как-то объединиться и структурироваться с большим организациям, которые, так или иначе, в состоянии оплатить пошлину в 2 или 3 миллиона драмов ежегодно. Каждая организация должна для себя решить, как она намеренна действовать в сложившейся ситуации.
Какие шаги были предприняты с Вашей стороны в вопросе снижения расценок на лицензирование?
Мы планировали организовать встречу телеком-компаний с представителями активной части населения, которая влияет на политику, с тем, чтобы они, ознакомившись с проблемой, оказали содействие в плане пересмотра данного вопроса. Это бы позволило большому количеству организаций продолжить предоставление услуг. Помимо этого, вопрос был рассмотрен во многих организациях, в том числе на заседании Совета по содействию информационных технологий при премьер-министре Армении.
Хотя руководство в курсе происходящего, однако, положение усугубляется тем, что осталось всего несколько заседаний Национального Собрания Армении этого созыва, и маловероятно, что решение данного вопроса найдется время на сессиях - на 12 мая назначены новые выборы. С другой стороны, остается надеяться, что перед выборами представители партий будут заинтересованы в сборе большого количества голосов. И такой подход как улучшение условий для небольших компаний, такой как снижение размеров госпошлины, может быть позитивно воспринят электоратом.
Как может отразиться данная высокая цена на цене интернета?
Эта пошлина, которую оплачивают операторы, и в конечном итоге, повышение стоимости лицензии, возможно, отразится на ценах интернет-подключения. Однако я не думаю, что это будет столь ощутимо для пользователей.
Сколько существует компаний, которые могут пострадать от подобного решения регулирующего органа?
Я думаю, что все небольшие провайдеры пострадают от подобного решения, как в Ереване, так и в районах. Изменения, особенно сильно ударят по компаниям, работающим в областях Армении. Оператор региональной сети, например в Гегаркуникской области, не может представлять качественную связь, вкладывая большие средства при этом предоставляя доступ к Интернет всего 20-30 пользователям - это коммерчески невыгодно.
Не означает ли это, что регионы Армении могут остаться вообще без интернет-связи?
Нет, конечно же. В любом случае остается возможность коммутированного доступа (по телефону). То есть, можно просто дозвониться с помощью АТС. И, в конце концов, регулирующий орган тоже представляет, наверняка лучше меня, какие могут быть последствия и всегда имеет все возможности для принятия решения для каждого конкретного случая.
Расскажите, пожалуйста, о планах компании "Арминко" и Ваш прогноз развития телекома в республике?
Как и 15 лет назад развитие интернета определяется политикой компании "АрменТел". За это время мы прошли разные ее этапы, поскольку у разных владельцев политика была разная. Например, у компании "TWT" политика была направлена, по выражению одного из менеджеров Стива Уолкера, "Красиво одеть "АрменТел" для продажи". По этой причине особой активности "TWT" не проявляла.
Результатом стало лишь построение оптоволоконного кольца в Ереване и двух-трех базовых станций. Греческая "ОТЭ", как мы сейчас понимаем, также старалась сохранить высокую стоимость для продажи. Что касается нового владельца - "ВымпелКом", мы были проинформированы, что он собирается вкладывать в инфрастуктуру большие инвестиции. И уже сегодня можно с уверенностью сказать, что уровень услуг "ВымпелКома" дает основания для оптимизма.
Тогда как вы объясните продолжение истории с компаниями IP-телефонии Армении?
Стоит начать с того, что IP-телефония использует элемент перекрестного финансирования. Услуги, которые "АрменТел" представляет по местным телефонным линиям, имеет уровень себестоимости чуть ниже, чем они на самом деле стоят. Разницу между реальной стоимостью, "АрменТел" покрывает за счет высоких тарифов на международные телефонные звонки. Получается, что провайдеры IP-телефонии используют дорогую телефонную сеть по тарифу ниже, чем себестоимость.
Дотации "АрменТел" на поддержание городской сети в работоспособном состоянии идут от международных разговоров. И, получается так, что "АрменТел" дотирует всех операторов IP-телефонии за счет тех доходов, которые она получает за счет сотовой связи и международных переговоров. Разумно предположить, что как только "АрменТел" представит новые тарифы на рассмотрение регулирующего органа, устраняя данную диспропорцию, нас ожидает некоторое повышение тарифов на местные телефонные переговоры с одновременным снижением цен на международные переговоры.
В этом случае, "АрменТелу" станет выгодным предоставление местной городской телефонной сети для услуг IP телефонистам, телефонная компания будет заинтересована в наличии таких организаций, широко использующих местную телефонную сеть. В 2006 году, по всей вероятности, из-за недостаточно аргументированного обоснования, регулирующих орган не принял запроса по повышению (сбалансированию) тарифов. Разрешение на предоставление услуг по IP телефонии, скорее всего, будет предоставлено сразу после того, как эти услуги будут выгодны всем участникам - оператору сети, провайдерам услуг и пользователям.
Как обстоит вопрос покрытия Еревана WiFi связью?
К сожалению, это больной вопрос, поскольку если бы можно было как-нибудь не определять провайдеров WiFi услуг как сетевых операторов, то тогда бы весь Еревана был бы покрыт в течение месяца-двух.
Над какими проектами работает сегодня компания "Арминко"?
Сегодня компания "Арминко" проводит активное работы над проектом внедрения интернет-телевидения. Уже сегодня мы предоставляем досуп к 40 телевизионным каналам в тестовом режиме. Специалисты компании отлаживают сеть, и сейчас есть проблема по обеспечению доставки этих телевизионных передач до конечного пользователя.
Не могли бы Вы подробнее о технологиях.
Сегодня стало возможным передавать большие массивы информации по сетям. Например, телевизионная передача требует 2 Мбит/сек. Ведь, по сути, телевидение использует те же термины что и интернет, и цифровая телефония. Очень интересным проектом сегодня считается внедрение Телевидения высокой четкости (ТВЧ), которое требует 20Мбит-сек, в десять раз больше по сравнению с обычным MPEG-2.
Сравнить его можно лишь с экраном кинотеатра. Но эта технология очень чувствительна к потере информации, незначительная потеря информации, и на экране незамедлительно появляются "кубики". В нашем случае единственный способ подключения конечного пользователя к ТВЧ, может быть произведено посредством оптоволоконной сети.
Когда станет возможным смотреть данное телевидение?
Его можно будет смотреть тогда, когда население сможет стабильно платить за услугу высокого качества. Например, качество телефонных услуг во всем мире определяется расчетом среднедушевого дохода. Если в Армении годовой доход на душу населения составляет всего немногим более $1000, а в США - десятки тысяч, то, конечно, сравнивать возможности с точки зрения уровня предоставления услуг просто некорректно.
Те, кто вкладывает деньги в сетевые услуги, надеется получить от этого прибыль и, в стране, где уровень доходов очень низкий ни одна серьезная компания не будет делать миллиардных инвестиций. В этой связи можно только быть уверенным, что наша страна будет создавать по возможности лучшие условия для развития предпринимательства, поддержки конкуренции, что в свою очередь приведет к росту благосостояния населения и возможности получать высококачественные услуги.
СВЕТСКАЯ VIP PARTY