13:44
В последней встрече в Сочи между президентами Армении, Азербайджана и России, лично я никаких ощутимых результатов не усмотрел, даже не смотря на оптимистические заявления некоторых политиков и сопредседателей МГ ОБСЕ. Но сам факт того, что встреча состоялась - уже хорошо.
Пусть будет диалог между конфликтующими странами, чем война. Но это не означает, что нам стоит расслабляться – нам надо всегда быть готовым к войне, тем более, что милитаристические заявления со стороны Азербайджана не прекращаются.
Более того, я считаю, что агрессивность руководства Азербайджана - результат вполне адекватной оценки процесса переговоров. Азербайджан осознал, а Турция давно поняла, что Карабах никогда не вернется в состав Азербайджана. Просто, дело в том, что азербайджанские власти не могут в этом признаться своему народу.
Так же, я допускаю, что Азербайджану в некотором роде по душе, и даже на руку, если карабахский конфликт разрешится по варианту Абхазии и Южной Осетии. То есть, потеряв Карабах военным путем, Алиев создаст видимость жертвы – мол, у него отняли Карабах – что даст шанс остаться у власти.
Так в свое время поступил Саакашвили, который хорошо понимал, каким будет исход войны в Абхазии и Юж. Осетии. Авантюра Саакашвили удалась в том плане, что он остался у власти. Хотя нельзя оправдать те жертвы, что были, но, наверное, грузины по-другому бы никак не поняли, что это не их земля. Возможно, через лет двадцать грузины отдадут должное Саакашвили.
Так и Алиев - не каждый политик может отказаться от власти. Конечно, очень не желательно, чтобы карабахский конфликт решился по южноосетинскому сценарию. Но можно допустить, что если уж Азербайджан нападет на Карабах, то нам позволят взять северный Арцах. Обратите внимание: не дадут, а позволят, потому, что мы должны взять – все это решается посредством политики.
В политике фазы меняются только со сменой руководства. Только здравомыслящий политик понимает, что нельзя добиваться власти любыми методами. Умный политик должен уйти, если чувствует сильное давление.
Например, когда в свое время Левон Тер-Петросян понял, что давлению в Карабахском вопросе невозможно противостоять - подал в отставку. Как и намного ранее, так поступил Георгий Петросян, по вопросу Кельбаджара.
Во всем мире так делается. Но только не в Грузии и Азербайджане. Алиев никогда не признается себе и народу, что Азербайджан и без Карабаха будет прекрасно развиваться и процветать. Не признается, что это как гангрена на теле человека – отрезал, и живи дальше.
О роли сверхдержав.
Думаю, в каждом из конфликтов кто-то играет доминирующую роль. Скажем, в косовском - это США, и частично Евросоюз. В Абхазии и Южной Осетии – Россия.
В урегулировании карабахского конфликта, и на Кавказе в целом, Россия превалирует. Но, в регион со своими интересами так же пытаются вступить США и Евросоюз, и я вполне допускаю, что это им удастся. Так что, назвать регион Южного Кавказа российской окраиной, неверно.
Южный Кавказ в целом, в первую очередь, стал хорошим поводом для сотрудничества и диалога между мировыми сверхдержавами. Не всегда же будет противостояние между США и Россией? Так же, я думаю, что на самом деле все региональные силы – США, Евросоюз, Россия - действуют в единой связке. А государства Закавказья, уже исходя из своих интересов, выбирают себе стратегических партнеров.
Я немного оптимист, и надеюсь, что Карабах интересует всех не только как повод для диалога или противостояния. Особенно большие надежды я возлагаю на Евросоюз. И даже допускаю, что первым независимость Карабаха признает Евросоюз, потому что, если вспомнить историю, то все колонии в мире когда-то были европейскими. Но, в 60 годах прошлого века, все европейские страны после колониальных войн отказались от своего права на эти территории, чем доказали, что поняли ценность человеческой жизни, право наций на самоопределение. Т.е, европейским странам легче всего признать независимость Карабаха. Правовой базы для этого более чем достаточно.
В принципе, когда-то могут изменить критерий, по которому при развале СССР все республики признавались в рамках бывших внутренних границ. Кто не знает, что границы начерчены большевиками – нацистами (большевизм и нацизм – для меня понятия тождественные). Все варианты есть в наличии у Международного сообщества, чтобы в нужный момент аргументировать любое решение.
Но это не означает, что надо сидеть и ждать. Так можно и поворот проскочить. Родину надо бы обустраивать без оглядки на мнения и отношение других.
А что касается США и России, то эти государства всегда имели имперское мышление. Россия и США не могут, да и не желают отказаться от таких амбиций. От них можно ожидать любых телодвижений.
О парламентских выборах, оппозиции и немного о народе.
На предстоящих в 2010 году парламентских выборах в НКР никаких «эксцессов» не будет. За депутатские мандаты будут бороться те же партии, и те же люди, что угодны власти. В парламент, опять же, устремятся бизнесмены – что очень нежелательно и очень ошибочно для государственной политики.
Я всегда говорил, что бизнесмену не место в парламенте. Даже если какая-то политическая сила хочет прийти к власти, со своей программой, но опираясь на бизнесменов, то в итоге, она всегда находится в проигрыше.
Парламентские выборы в Карабахе - это изначально уже неправильно поставленный процесс, что может негативно повлиять на судьбу нашего, пока еще непризнанного государства.
Последние парламентские выборы, которые были 5 лет назад, показали, что политическая элита в Карабахе не состоялась, более того, качество парламента от созыва к созыву катится вниз по наклонной.
У политической элиты, которая состоит из людей занимающихся бизнесом, любовь к власти и деньгам всегда доминирует. Тогда как на первое место должно ставиться любовь к родине, к народу.
В Карабахе, у большинства населения, в сознание бытует сформированное при Р. Кочаряне, и продолжившееся при А. Гукасяне мнение о том, что Карабах - это маленькая страна, где один решает, а остальные выполняют. Это крайне вредное мнение.
Общепринято, что о развитии общества, говорит наличие оппозиции. А в Карабахе оппозиции, как токовой нет.
В то же время, надо учесть, что есть люди, которые думают совсем иначе. Просто, они на сегодняшний день отошли от политики. Кто вынужденно, кто по собственному желанию. Но факт в том, что в Карабахе есть инакомыслящие, но нет оппозиционной политической силы.
20-25 процентов народа, при любом раскладе, прессинге, думают не так, как от них требуют. Но максимум, что они могут сделать, во время выборов - проголосовать по-своему, не более.
Как бы ни было обидно, но за последние годы народ впал в спячку. И такие поговорки, как «Своя рубашка ближе к телу», «Моя хата с краю», или «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» - очень хорошо характеризуют нынешнее состояние народа. Я уверен, что многие из тех, кто когда-то были активны, в этот раз не будут участвовать на выборах.
Думаю, на мышление, на настроение людей в Карабахе, сильно влияет Армения. Армения в некотором роде отстранила карабахцев от реальности и желания участвовать в конструировании своей судьбы. И если в Карабахе кто-то хочет что-то выразить, то сразу кажется, что это звучит против Сержа Саркисяна. Даже наши руководители не устают повторять: «Наш Серж, наш брат... Мы верим и доверяем Сержу Саргсяну».
Например, наш министр обороны, который еще, не будучи министром, 4 года назад заявил, что родители и родные погибших должны понять, если будет приказ сдать территории, то мы так и сделаем. А теперь не только министр обороны, но все руководители в Карабахе делают конъюктурные заявления о том, что Серж Саргсян никогда не согласится на сдачу освобожденных территорий. И все проходит.
У народа, память не короткая, но в то же время народ не обязан помнить все сделанные годы назад заявления, и сравнивать. Везде народ, в основном, средний – какая информация предоставляется, так народ и реагирует. Охоту, высказывать свое мнение и отстаивать его, у него отбили вместе с победным духом после войны, в середине 90-х.
Возможно, народ проснется от чего-то экстраординарного. Не война, не стихия, даже не повышение цен на газ и воду, а какая-то информация. Но, пока наши так называемые политики не научатся адекватно оценивать пройденный путь, народ так и будет катиться в яму безразличия.
О мемуарах и амбициях.
В последние время много пишут и издают о карабахском освободительном движении, о карабахской войне. И зачастую, многое не соответствует правде. Приписывают те или иные события случайным людям. К сожалению, у нас нет централизованного государственного издательства, которое регулировало бы, или следило бы за количеством и качеством некоторых изданий. Более того, нет организации, которая проверяет правдивость некоторых исторических событий или причастность некоторых лиц к данному событию, описанному в книге.
Есть те, у кого водятся деньги, и при желании они могут написать и издать свои мемуары. При этом - не волнуясь, что многое является просто ложью. Иногда такое даже делается по заказу. Потому, я уже не удивляюсь, когда вдруг встречаю в энциклопедии, или в газете имя человека, который к арцахской освободительной войне не имеет ни малейшего отношения. Идет фальсификация фактов.
Единственное противостояние этому - добросовестные журналисты. Ведь, все очень просто: собрать журналистов, которые бы встречались с очевидцами тех событий, пока многие живы, и делали записи. Может быть, при необходимости – составляли бы карты.
Понятно, что невозможно все записать. Но сегодня техника такая развитая, что возможно сделать многое. Поставил камеру - и записывай все, что человек рассказывает. Так многое можно сохранить о тех годах. Ведь начавшееся в 1988 году карабахское движение продолжалось вплоть до подписания перемирия в 1994 году. Шесть лет - это целая жизнь, однозначно.
Когда-то, в 2000 году, я предлагал Союзу ветеранов Гадрута всерьез призадуматься над этой проблемой. Ведь, вся эта фальшь, что делается и печатается сегодня, останется в качестве истории. Но Союз ветеранов Гадрута никак не отреагировал.
Это очень большой проект, и без государственной поддержки невозможно его реализовать. Но хочу заметить, что на сегодня, осуществить такой проект вполне возможно.
Мне кажется, что у нынешней власти нет амбиций по отношению к карабахскому движению. У Кочаряна и у Гукасяна были огромные амбиции, и они всячески старались приписать себе заслуги, которых у них на самом деле не было, по крайней мере, в период подготовки начала движения.
Например, несколько лет назад, в одной из степанакертских газет появилась статья про то, что информация о митингах и решении Облсовета НКАО, напечатанная в «Советском Карабахе» 22 февраля 88 года - это заслуга Гукасяна.
Никто так и задался вопросом: «как Гукасян, почему Гукасян?». Ведь, в той же газете ничего не было написано о том, что первый митинг в Карабахе состоялся в районном центре Гадрут раньше чем в Степанакерте,12 февраля. Да и вообще - почему-то, с 13-го по 21-е февраля ничего не писалось в наших газетах?
Отмечу, что за последний год, стало больше посвященных нашим героям карабахского движения мероприятий. Я уверен на сто процентов: будь президентом Аркадий Гукасян - мероприятий такого рода было бы намного меньше.
Все это идет от отношения первого лица государства к героям и их заслугам. Приведу пример:
В прошлом году на высоком уровне отмечался юбилей Артура Мкртчяна, чего не делалось давно. Я не говорю, что Артура Мкртчяна, или других героев забыли – народ конечно помнит. Но вот , чтобы на высоком уровне вспомнили и отметили заслуги Артура Мкртчяна, Монте, Осколки – такого давно не было.
Вот почему я говорю, что времена другие пошли. Правда, я много слышал мнений о том, что все, что делается властями, это всего лишь для того, чтобы «усыпить бдительность народа». Кто-то даже вспомнил формулу: «Дать хлеба и зрелища».
Но я смею надеяться, что все это было сделано исключительно для поднятия имиджа государства, а не для того чтобы одурачить народ.
Немного о «личном».
Многие считают меня романтиком и фантазером, но хочу уверить, что все мои простые идеи реально осуществимы. Если мы осуществили коллективную идею освобождения Карабаха, то, что там до личных идей?
С недавних пор, меня стала беспокоить гражданская позиция каждого карабахца. Я заметил, что появилась такая мода - в сегодняшних неурядицах обвиняют первых лидеров движения.
В начале карабахского движения - я имею в виду революцию 1988 года - а это действительно была мирная революция, народ не ополчился на лидеров, а принял, выслушал и последовал за ними.
И вот, по истечении стольких трудных лет, мне часто приходится слышать упреки в адрес тех, кто начинал карабахское движение. Обвиняют в чем угодно, даже в развале Советского Союза. Какая глупость.
Осуществить такую грандиозную идею отстаивания своей свободы, и потом слушать упреки в адрес первопроходцев – достоин ли этого героический народ?
Да Бог с ними, с пессимистами. Сейчас меня заботит такая идея, как создание дешевых энергоресурсов. В трех зонах Гадрутского района ветер не утихает 24 часа в сутки. Так почему бы не установить в этих местах ветряные электростанции, что позволит получить более дешевую электроэнергию.
Или, скажем, еще одна проблема. При строительстве домов в некоторых селах Гадрута используется привычный строительный кубик, который естественно привозят с территорий. Тогда как - здешние не тесаные камни являются вполне хорошим строительным материалом – прочным и дешевым. К тому же, использовав местные камни, мы внесем в новые дома традиционный армянский дух.
Я доволен работой полиции и повышением безопасности дорожного движения. Очень хорошо, что начали пристегивать ремни безопасности. Я даже работой гаишников доволен. Правда попадаются еще «льготники», или такие, что даже правилами дорожного движения в совершенстве не владеют, но в большинстве своем они стали терпимее, и с охотой пишут протоколы. И то, что я не сторонник взяток (это их хлеб), их не смущает. В итоге, у меня огромная коллекция протоколов.
Напишет протокол, и я иду выплачивать штраф, при этом искренне верю, что эти деньги пойдут в бюджет, а потом моя мать оттуда получит пенсию.
Что во всем этом плохого?
Передает ИА ARMENIAToday
Концерт Тиграна Амасяна в Москве