13.01.10
01:51
Армения-2009: итоги года, разговор вслух о перспективах…
 Похоже, в наступившем 2010 году время и логика развития событий не дадут никакой передышки политикам – ни в Армении, ни вокруг неё. Вот уже объявлены и ожидаются как минимум два важнейших события для судеб всего региона – в один и тот же день, 12 января, состоятся визиты российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Армению и турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию. И в обоих случаях известно, что на столе переговоров окажутся как вопросы общерегионального значения (допустим, что всё та же ситуация в Грузии, Абхазии и Южной Осетии), так и отдельно – вопрос об НКР-Арцахе и конфликте карабахских-арцахских армян с Азербайджаном. Тем не менее, подвести хотя бы промежуточные итоги развития самой Армении в прошлом 2009-ом необходимо. Указанные визиты дадут немало пищи для умов и оснований для новых предположений и гипотез. Однако прежде чем что-либо прогнозировать на российско-турецком и армяно-российском направлениях, следует хотя бы приблизительно сориентироваться, что и как (да и почему!..) развивалось в году ушедшем…

Во внешнеполитической сфере – тут и думать нечего: важнейшими событиями были те, что оказались связанными с налаживанием диалога между Арменией и Турцией, то ко-спонсируемого и Россией, и США, то оказавшегося целиком и полностью только под контролем одних только Штатов. Всё пересказывать не имеет смысла – мы хронологически аккуратно извещали читателей если и не обо всех, то о многих перипетиях развития армяно-турецкого диалога и влияния сверхдержав на него. Вкратце - подписание 10 октября в Цюрихе турецко-армянских протоколов в дальнейшем забуксовало по вине Анкары, отказавшейся от взятых на себя вначале обязательств не «привязывать» урегулирование отношений с Ереваном к процессу урегулирования Карабахской (Арцахской) проблемы. Этому предшествовал ряд событий, однако реальным шагом на пути к подписанию можно считать заявление МИДов Армении и Турции и департамента иностранных дел Швейцарии (с 22 на 23 апреля), согласно которому устанавливается «дорожная карта» в процессе переговоров по нормализации армяно-турецких отношений. 31 августа Ереван и Анкара парафировали протоколы об установлении дипотношений и развитии 2-сторонних отношений. Дело за парламентами двух стран. Перед подписанием протоколов, 1-7 октября президент Армении Серж Саркисян посетил основные очаги армянской диаспоры в Европе, США, Ближнем Востоке, России и представил свои соображения по вопросу нормализации армяно-турецких отношений. Армянская диаспора восприняла инициативу президента Армении в целом негативно, считая, что нормализация отношений с Турцией не может наступить до того, пока Анкара не признает Геноцид армян 1915-23 гг.

Скандальным было признано то обстоятельство, что (и именно властями Армении) после церемонии 10 октября в Цюрихе стало известно, что реально парафирование этих протоколов также имело место в апреле – когда была предана огласке «дорожная карта», а 31 августа стороны лишь согласованно объявили об этом мировому сообществу и своему населению. Последствия же были просто необратимы. В особенности – не слишком лояльное восприятие (скажем, той же Россией или даже и Ираном) того непреложного факта, что главная часть нормализации армяно-турецких отношений так и не выведена из-под эгиды США. Действительно, если, с одной стороны, Вашингтон фактически отказался считаться с интересами России в областях американской ПРО и обновления или пролонгации договора СНВ-2, а с другой – не прекратил попыток подвести Иран под новые международные санкции в связи с «атомным досье» и не прекратил своих угроз решить данную проблему силовым путём, то российские и иранские власти обладают всеми правами ожидать нечто именно от Армении, а не от Турции или США. Ведь Армения позиционирует себя как традиционный и надёжный партнёр и союзник России и Ирана в регионе! Хотя сугубо визуально настороженность и определённая встревоженность Москвы и Тегерана вроде бы и не давали о себе знать в периоды, когда армянские официальные лица тесно контактировали в 2009 г. со своими российскими и иранскими коллегами. Но в ходе многочисленных приватных, неформальных бесед, имевших место в Ереване в течение прошлого года между российскими и иранскими должностными лицами низшего и среднего рангов и их армянскими собеседниками (в том числе и автором этих строк), представители Москвы и Тегерана не стеснялись говорить об озабоченности и встревоженности властей своих стран совершенно без обиняков, в открытую...

Кстати, именно на 12 января в Армении намечено ещё одно весьма важное событие, фактически являющееся логическим продолжением армяно-турецкого процесса и, следовательно, череды фактов и событий ещё 2009 г. Начнётся цикл заседаний Конституционного суда страны, призванный дать определение, вынести вердикт – соответствуют ли турецко-армянские протоколы действующей Конституции Армении? Так что, как можно заметить, цифра «12» станет, по-видимому, очень даже значительной для истории и самой Армении, и России с Турцией и Ираном. Какие решения будут приняты в этот день, к каким договорённостям придут фигуранты целых двух официальных визитов (в Ереване и Москве) – от всего этого будет во многом зависеть и логика дальнейших политических и иных событий в регионе, в особенности в четырёхугольнике Россия-Иран-Армения-Турция. Естественно, с проецированием на другую региональную «фигуру» - условно говоря, пентаэдр, т.е. с включением также Азербайджана. Это не по вине Армении Турция всё время «оглядывается» на Баку, а за несколько дней до начала визита Эрдогана в РФ турецкие официальные лица начали в изобилии сыпать многозначительными намёками и публичными признаниями в том, что турки не намерены дальше продолжать диалог с армянской стороной без возобновления предъявлений Армении турецких необоснованных предварительных условий, предполагающих не только отход от первоначальных обязательств, данных Турцией великим державам в связи конкретно с «дорожной картой» и Протоколами, но и односторонние уступки как Армении, так и «почему-то» - совершенно другой страны, т.е. суверенной и независимой НКР-Арцаха. А значит – турки просто умышленно тянули время с ратификацией Протоколов в своём парламенте, чтобы ближе к концу 2009 г. поставить всех перед фактом своего коварства, а затем в первую декаду января 2010 г. ещё раз подтвердить, что великие державы и весь остальной мир могут видеть ситуацию в нашем регионе только в её «турецком восприятии», без допущения «иноэтнических» подходов и представлений.

Таким образом, прошедший год в итоге привёл ситуацию в армяно-турецких отношениях к тому же пункту, в котором они начали находиться ещё с 1991-92 гг., то есть к нулю. Борьба великих держав и Армении за то, чтобы Турция была бы отделена от Азербайджана как в процессе Карабахского (Арцахского) урегулирования, так и в других региональных проблемах, окончилась полным фиаско. Турецко-азербайджанский тандем восстановлен в полном объёме и вновь, как и прежде, направлен лишь на то, чтобы великие державы применили бы мощный политико-дипломатический прессинг против Армении, дабы выбить у Еревана односторонние капитулянтские уступки – как непосредственно Турции (фактический отказ от курса на продолжение и усиление борьба за признание Геноцида армян мировым сообществом, признание «законной» оккупации турками Карсской области), так и Азербайджану (предательство армян Карабаха-Арцаха и отказ от борьбы за деоккупацию Нахичеванской области).

Будущее процесса нормализации армяно-турецких отношений сейчас полностью зависит от конструктивизма или деструктивной позиции Анкары. Ибо Армения успела многократно (ещё в декабре 2009-го) предупредить великие державы, авторитетные международные структуры и всё мировое сообщество, что решения Еревана по Протоколам будут зависеть от шагов Турции. То есть – от того, как и когда будет проходить ратификация этих документов в турецком парламенте, от того, прекратит ли Анкара беспочвенные инсинуации о том, что сперва Армения что-то там «должна Азербайджану», а потом уж – ратификация Протоколов… Пока нет ни малейших предпосылок думать и ожидать, что Турция вскоре откажется от пренебрежения собственными интересами в угоду капризам Азербайджана. А значит – никто не вправе ждать, что великие державы пойдут на поводу у Анкары и начнут «давить» только и только на Армению, как и не следует ожидать, что Ереван «испугается» и добровольно пойдёт на дипломатическую, военную и геополитическую капитуляцию в Закавказье. Впрочем, армянские власти запаслись ещё одним веским аргументом в возможном противодействии с Турцией по Протоколам и адептами Анкары в этом вопросе. Тонкий ход Еревана, заключающийся в принятии поправок к закону о ратификации Арменией договоров с иностранными государствами и международных документов, даст возможность неограниченного маневрирования в том случае, если турки всё-таки не откажутся от своего неконструктивизма в подходе к проблемам, вытекающим из комплекса Армянского вопроса международной политики.

А тем временем в мире происходят весьма занимательные процессы, так или иначе связанные с армяно-турецкими вопросом и Протоколами. Так, несмотря на оглашавшиеся в прошлом году торжественные заявления властей Армении о том, что во время визита С.Саркисяна по зарубежным армянским диаспорам были достигнутые положительные результаты в деле убеждения соотечественников во всём мире в целесообразности подписания и ратификации Ереваном Протоколов, уже можно сказать, что армяне как минимум России и Ближнего Востока категорически не приемлют того течения, которое было придано армяно-турецкому процессу со стороны США и армянских властей! А ответственные и объективные, трезво мыслящие эксперты в самом Ереване напрочь развенчивают мифы Запада и его адептов в Армении о том, что открытие армяно-турецкой границы якобы приведёт к расцвету армянской экономики!
Так, неожиданным и неприятным сюрпризом в виде турецко-армянских протоколов запомнился ушедший год одному из организаторов Союза Армян России, председателю Исполкома Московской организации САР, вице-президенту САР Гегаму Халатяну. «В году наступившем я жду от тех, кто влияет на процесс, понимания необходимости недопущения покушений на высшую ценность, которой располагает наш народ – на наше национальное единство», – отметил он в своём интервью (04.01.) газете армян России «Еркрамас». А в Ливане 10 января прошла акция, участники которой потребовали у Конституционного Суда Армении 12 января объявить Протоколы о нормализации армяно-турецких отношений не соответствующими Конституции страны. Организаторы акции - три армянские традиционные партии – АРФ-Дашнакцутюн (АРФ-Д), Партия Рамкавар-азатакан и Социал-демократическая Партия «Гнчак». К акции присоединились также представители общин Армянской Апостольской церкви, Армянской Католической церкви и Армянской Евангелической церкви, а также представители армянских организаций Ливана. Да и в Америке не всё так гладко, как, наверное, хотелось бы властям США. В противном случае, зачем бы понадобилось американскому госсекретарю Хиллари Клинтон заявлять о том, что она уже в феврале этого года проведёт консультации с армянскими организациями Америки по Протоколам о нормализации армяно-турецких отношений?! Об этом говорится в специальном сообщении Армянской Ассамблеи Америки (ААА). «Республика Армения, в лице президента РА, предприняла смелые шаги, в то время как Турция продолжает свои контрпродуктивные шаги. Исходя из этого, эта встреча с госсекретарём - серьёзная возможность обсудить действия американской администрации, направленные на то, чтобы призвать к ответственности Турцию»,- заявил исполнительный директор ААА Брайан Ардуни.

По его словам, на фоне продолжающейся кампании отрицания Геноцида армян со стороны Турции, армянские организации США должны удвоить усилия для обеспечения признания Вашингтоном Геноцида армян и принятия соответствующей резолюции в Конгрессе США. Для участия в консультациях с госсекретарем приглашены ААА, Всеармянский Благотворительный Союз (AGBU), Восточная и Западная епархии Армянской Апостольской церкви в США, организация «Рыцари Вардана» и Армянский Национальный Комитет Америки (ANCA).

Что же касается армянских экспертов и их мнения о «ценности» открытия границы Армения-Турция ценой этих самых Протоколов… Отметим: разговоры об этом, конечно, начались отнюдь не с 2009 г. – в прошлом году дискуссии просто обострились. А так – да ещё как минимум с 1997-99 гг. в Армении тщательно просчитывали как плюсы, так и минусы от открытия армяно-турецких границ. Что говорят сторонники этого шага? Представители (провластные и проамериканские) экспертных кругов Армении и высокопоставленные чиновники, описывая выгоды открытия армяно-турецкой границы, неизменно указывают на экономические и особенно транспортно-транзитные перспективы, которые должны открыться перед Арменией. В октябре 2009 г. министр финансов Армении Тигран Давтян заявил, что, благодаря открытию границы, Армения войдёт в единую азиатско-европейскую железнодорожную и автодорожную сеть, а армянские экспортёры получат выход на рынки Турции, Ближнего Востока и Европы. Открытие границ, по замыслу, должно также обеспечить альтернативные транспортные схемы и доступ к турецким черноморским портам Трабзон и Самсун, что, как предполагается, может привести к снижению транспортных издержек и цен на внутреннем рынке Армении. Глава ереванского офиса Всемирного банка Аристомене Варудакис также уверен, что одним из основных преимуществ открытия границы с Турцией будет снижение транспортных издержек армянских производителей за счёт сокращения расстояния для доставки их продукции на внешние рынки, а также за счёт использования инфраструктуры более высокого качества (Всемирный банк (ВБ), таким образом, считает турецкую транспортную инфраструктуру более качественной, нежели таковая в Грузии и Иране, через которую сейчас идёт армянский экспорт). «Транспортные расходы по разным направлениям могут снизиться от 10 до 20%, что приведёт к увеличению экспорта Армении в Турцию, а также позволит стране приобрести большее преимущество на рынке ЕС», - добавлял в прошлом году представитель ВБ.

Вначале разберёмся с транспортным транзитом. С оптимистическими утверждениями правительственных чиновников Армении и представителей Запада не согласился эксперт по международным перевозкам. Правда, он поостерёгся назвать своё имя – свидетельство того, что на самом деле в Армении сейчас «тихо» опасаются подавления проявлений инакомыслия в армяно-турецком вопросе! По словам эксперта, пожелавшего остаться неназванным, в его интервью ИА «Регнум Новости», оптимистические оценки транспортных последствий открытия армяно-турецкой границы «просто абсурдны». Эксперт напомнил, что, во-первых, ближайший к Армении турецкий порт - Трабзон, к которому, однако, не ведёт ни одна железнодорожная инфраструктура. С этой точки зрения удобен турецкий порт Самсун, но достаточно одного взгляда на карту, чтобы понять, насколько к Армении ближе грузинский порт Поти, используемый для транзитных перевозок уже сегодня. Кроме того, по словам эксперта, когда сторонники скорейшего открытия границы оперируют цифрами, которые простой обыватель принимает за чистую монету, они зачастую приукрашивают их или недоговаривают.
Эксперт напомнил, что осенью один из участников экономического форума в Ереване доказывал, что грузоперевозка (обычно имеется в виду 20-футовый контейнер) из Поти в Марсель стоит 600 евро, а из Бейрута в Марсель всего 100: «Но «экономист» забыл, что прежде чем отгрузить груз в Марсель или куда-нибудь ещё из Поти или Бейрута, его ещё надо туда довезти». Доставка может в данном случае осуществляться или по маршруту Ереван - Поти - Марсель или Ереван - Бейрут - Марсель. И стоит взглянуть на карту, чтобы понять, что Бейрут втрое дальше от Еревана (около 1550 км), чем Поти (530 км). Из грузовых перевозок самым дешёвым видом транспорта является морской путь, и, следовательно, принципиально важен как можно более короткий путь к морю.

Таким образом, заключает эксперт, открытие армяно-турецкой границы не принесёт абсолютно никаких выгод для перевозок нетурецких, транзитных товаров, так как самый ближайший к Армении порт Турции географически дальше, чем Поти или Батуми, автомобильные перевозки дороже железнодорожных, а значит и тариф на перевозку в Трабзон из Еревана будет дороже чем из Еревана в Поти. «Открытие границы выгодно только для торговли между Арменией и приграничными районами самой Турции. А со странами Ближнего Востока можно торговать и через Иран и через грузино-турецкую границу. В плане грузовых перевозок более выгодно строить железную дорогу через Иран, нежели тратить время на открытие границы с Турцией», - заявил эксперт.

Другой миф – об открытии «широких возможностей» для армянских бизнесменов к «завоеванию новых рынков» в Турции и Европе, был разрушен ещё быстрее. По меньшей мере, ещё когда только-только была предана огласке пресловутая «дорожная карта». То есть, начиная с апреля прошлого года, власти и общественность Армении добросовестными и объективными экспертами страны были поставлены буквально в тупик, когда автор данных строк во время одного из своих публичных выступлений просто напомнил об одной реалии: удалось ли армянскому бизнесу «завоевать рынок» соседнего Ирана в условиях, когда армяно-иранская граница ни на долю секунды не закрывалась, начиная с 1991 г.? И это при том, что принято считать, что экономика Ирана якобы на порядки слабее экономики Турции!.. Отметим: только в кулуарах все – и представители властей, и адепты Запада вынужденно признаются, что они просто морочат голову армянской общественности, а на самом деле прекрасно осведомлены о полной безрезультатности для армянской экономики и армянского бизнеса фактора открытости границ с Ираном и прекрасно понимают, что никаких дивидендов в этом плане не принесёт и открытость армяно-турецкой границы. Вместо же публичного признания этой реальности в стране, да и во время контактов с иностранцами, власти и «пятая колонна» Запада в Армении продолжают нести чушь о «сказочных перспективах» для экономики страны после открытия этой самой армяно-турецкой границы…

Другие важные дела 2009 г. – тут, безусловно, опять-таки следует отдать предпочтение внешнеполитическому сектору. В 2009 г. впервые был обнародован Мадридский документ. Впервые Мадридский документ был представлен сторонам в переговорах сопредседателями Минской группы ОБСЕ (США, Франция и Россия) в Мадриде в ноябре 2007 г. После обновления документа в 2009 г., оказалось, что суть базовых принципов сводится к следующему: возвращение территорий вокруг НКР-Арцаха под контроль Азербайджана, наделение НКР-Арцаха промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления, открытие коридора между Арменией и НКР-Арцахом, определение в будущем окончательного правового статуса НКР-Арцаха на основе юридически обязательного волеизъявления, обеспечение права всех внутренне перемещённых лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания, а также международные гарантии безопасности и проведение операции по поддержанию мира. По крайней мере, принято считать, что Мадридскиё документ содержит ИМЕННО ЭТИ базовые принципы урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта. После очередного обновления в Кракове документ пока официально не представляли сторонам.

Почему мы отмечаем, что «принято считать»? Потому что на самом деле, как получается, никто в полном объёме так и не видел этих самых «Мадридских принципов», потому что власти Армении по ним высказывают одно, власти Азербайджана – другое. Ну а власти НКР-Арцаха – третье. Самый главный «распространитель утечек информации» - бывший американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза, уже в отставке, так и не получив назначения на должность посла США в Азербайджане. Его сменил пока куда более сдержанный Роб Брадтке, не спешащий что-либо оглашать. Готовится к «отходу от дел» и российский сопредседатель Юрий Мерзляков. Зато объявляется, что уже в январе президенты Армении С.Саркисян и Азербайджана Ильхам Алиев снова встретятся. Для чего? Так называемое «новогоднее поздравление» азербайджанского президента в части, посвящённой Арцахской проблеме,- это чисто объявление войны. Пусть и в будущем, но – войны. За прошедший год президенты Армении и Азербайджана встречались пять раз. Ничего из этих встреч не вышло, разве что Баку указали на недопустимость размахивания кулаками и политики угроз и шантажа. На этом всё и закончилось. Больших изменений от этого не произошло, разве что с американской стороны стало меньше «неадекватных» заявлений, чем так прославился Брайза. Чем можно объяснить очередную милитаризированность и реваншизм И.Алиева – не будем гадать. Так как почти никто серьёзно не одёрнул Алиева в Мюнхене, глава Азербайджана, видимо, решил, что может продолжать в том же духе. В любом случае, Армении и НКР-Арцаху не стоит так уж уповать на мировое сообщество, которое «не допустит» вооружённого столкновения между Азербайджаном и НКР. Сообщество вполне спокойно может умыть руки и посмотреть, что выйдет из авантюры Алиева. А антиармянская истерия в Азербайджане дошла почти до максимума и нужен всего лишь небольшой повод, чтобы события 4 марта прошлого года (диверс-операция азербайджанцев на фронте) переросли в более серьёзное столкновение. Читая речи Алиева, создаётся впечатление, что они просто не меняются, а немного корректируются в зависимости от того, перед кем выступает президент Азербайджана.

В Армении и НКР так и отреагировали – адекватно. Открыто сказав о том, что уповают ТОЛЬКО на свои Вооружённые силы, если речь идёт о сдерживании Азербайджана и его неуёмных амбиций в плане Карабаха-Арцаха. Правда, не в предновогодних речах – в этом плане глава Армении С.Саркисян и президент НКР-Арцаха Бако Саакян даже ни намёком не дали своим гражданам понять, что намереваются чего-либо особенного ожидать от 2010 г. в плане перспектив урегулирования. С лихвой это восполнили иные лица. Так, армянский эксперт В.Якубян потребовал, чтобы ответом на очередные порции призывов к войне со стороны «бакинских ястребов» стали бы усилия по укреплению пояса безопасности вокруг НКР-Арцаха. «Пока азербайджанские политики, военные и эксперты не исключают военного сценария, пока агрессия не даёт спокойно взглянуть им правде в глаза, пока уничтожение целого этноса рассматривается в качестве единственного варианта решения армянского вопроса, пока удар по Армянской АЭС и радиационное заражение всего региона озвучивается как мера устрашения, пока президент Азербайджана называет Зангезур и другие районы современной Армении - исторической территорией своей страны, пояс безопасности надо всячески укреплять. Может быть, даже расширять! На агрессивные поползновения надо отвечать усилением мер безопасности, а не мирными посулами и определением уровня компромиссов. Азербайджан компромиссов не предлагает и не предполагает. Азербайджан компромиссов не понимает, а считает их проявлением слабости, провоцирующей к агрессии. Азербайджан готовится к войне против Нагорно-Карабахской Республики и Армении - гаранта её безопасности», - заключил В.Якубян.

Ему по-своему вторил арцахский эксперт Давид Карабекян. «Еревану и Степанакерту следует однозначно ответить на вопрос: а заинтересованы ли они в продолжении мирного процесса в нынешнем его виде? До каких пор международные посредники намерены потакать агрессивным выпадам и ультимативному тону Баку? Не получается ли, что, не реагируя должным образом на деструктивные действия Анкары и Баку, мы сами заводим себя в ловушку, из которой крайне трудно выбраться?» - ещё 30 декабря возмущённо заявил степанакертский аналитик. «Необходимо принять очевидное, что Нагорный Карабах должен вернуться за стол прямых переговоров и что перевод урегулирования в формат 2-сторонних встреч, даже на самом высоком уровне, - мера временная. Если в обозримом будущем не будут определены перспективы возобновления 3-сторонних переговоров, а режим прекращения огня не будет дополнен комплексом мер по его укреплению, все предыдущие достижения и договоренности могут свестись к нулю. Инициировав активизацию 2-сторонних переговоров, страны-сопредседатели затем «забыли», что эта мера временная и что основной прорыв в мирных переговорах может и должен быть достигнут только в рамках 3-сторонних переговоров сторон. Более чем странно, что высокопоставленные представители ОБСЕ (как в своё время министр иностранных дел Словении Д.Руппель) часто связывают возобновление 3-сторонних переговоров либо с согласием Баку, либо с принятием НК некоего сценария урегулирования. Естественно, что ничего хорошего от этого ждать не следует», - продолжал Д.Карабекян. По его убеждению, как в Ереване, так и в Степанакерте должны, наконец, дать жёсткую и объективную оценку причинам казусов, происходящих в процессе урегулирования. «Это станет нашим ответом на отношение к проблемам урегулирования. Обхождение проблемы вниманием или её забалтывание ни в коей мере не может служить выходом из сложившегося положения», - отметил аналитик. По его словам, прорыв на внешней арене, в частности, в урегулировании, предполагает проведение активной, последовательной и принципиальный политики внутри армянских государств. «Не случайно, что Баку постоянно акцентирует на своих успехах в военном строительстве и увеличении ресурсов за счёт нефтедолларов. В нынешней ситуации реальной альтернативой политике Азербайджана является активное лоббирование идеи признания независимости НКР государствами и международными организациями, а также совершенствование информационно-пропагандистской составляющей государственной политики. Следует развенчать представление, согласно которому политический статус или независимость для одних стран являются неотъемлемым атрибутом, для других - бонусом, получаемым за территориальные уступки и т.п.», - сказал Д.Карабекян. По его словам, «территориальные вопросы, связанные с НКР, должны обсуждаться лишь с её легитимными представителями, точно также статус республики должен определяться только её населением, а посему любое решение, противоречащее этим постулатам, должно быть отвергнуто». «Это должно стать алгоритмом взаимодействия НКР со всеми государствами и заинтересованными в урегулировании инстанциями», - заключил Д.Карабекян.
Вот и все перспективы. Если Баку решил, что и на 2010 г. «полезной» будет тактика шантажа и запугивания Армении, НКР-Арцаха и международных посредников, тактика размахивания «дубинкой войны», то в Ереване и Степанакерте, в свою очередь, твёрдо решили, что, во-первых, не надо выпускать из рук собственную «дубинку контрвойны», а во-вторых, пора перейти к ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ усилиям по достижению международного признания независимости НКР-Арцаха ещё до того, как будет заключён окончательный мир в регионе. К слову, хотим напомнить – ещё 11 декабря прошлого года вице-спикер Госдумы России, председатель Либерально-демократической партии (ЛДПР) Владимир Жириновский на Форуме Европейских и Азиатских Медиа, организованном информагентством РИА Новости в Москве, заявил: «Если Нагорный Карабах провозгласит независимость, то, Россия должна будет признать это». Вице-спикер Госдумы, разумеется, имел в виду итоги предполагающегося будущего волеизъявления народа НКР-Арцаха и ни в коей мере не ставил под сомнение итоги ранее состоявшегося (10 декабря 1991 г.) общеарцахского референдума по независимости – он прекрасно в курсе всех армяно-азербайджанских реалий! «Ибо никогда азербайджанцы и армяне не договорятся, к кому должен относиться Нагорный Карабах. Я не занимаю позиции ни проармянской, ни проазербайджанской», - отметил российский политик. На вопрос, какова роль России в процессе нормализации армяно-турецких отношений, Жириновский ответил: «Мы бы не хотели, чтобы Турция использовала сближение для того, чтобы подмять под себя Южный Кавказ. А такие планы у них были».

России, по его мнению, нужен мир и спокойствие в Закавказском регионе «Если это будет обеспечено, пусть Армения сближается, с кем хочет – с Турцией, с Ираном, с Грузией, с Азербайджаном. Если там будет агрессия, мы встанем на стороне страны-жертвы агрессии и полностью уничтожим агрессора», - резюмировал лидер ЛДПР.

Наконец, завершая разговор об итогах урегулирования по Арцаху, отметим – ни для кого не осталось незамеченным предновогоднее милитаристское заявление посла Азербайджана в РФ Полада Бюльбюльоглы. Например, российский эксперт по Кавказу В.Захаров 8 января так расценил провокационные заявления азербайджанского деятеля: «П. Бюльбюльоглу вынудили публично сказать то, о чём ещё в сентябре 2009 г., среди азербайджанцев, работающих на рынках Москвы, ходили приказания, переданные, по их словам, из Баку, а именно: о немедленном возвращении мужчин в республику для прохождения военной переподготовки. Может быть, это были тогда только разговоры, но в декабре этот «скелет в шкафу» уже оброс «мясом»!». Ещё жёстче высказался ещё 30 декабря Секретариат ОДКБ СНГ. Слова посла Азербайджана в России П.Бюльбюльоглы о том, что азербайджанская диаспора за рубежом должна принять участие в освобождении «оккупированных земель», является подстрекательством к военному решению Карабахской проблемы, считают в этой организации. «Высказывания посла можно трактовать как неверие в политико-дипломатические методы урегулирования, подстрекательство к военному решению проблемы. Тем более странно это звучит из уст известного творческого деятеля, человека искусства, идеалами которого должны быть достижение гармонии и мира», - говорится в заявлении ОДКБ. В словах посла содержится «однозначный призыв к силовым действиям, что не служит нахождению конструктивных развязок нагорно-карабахского конфликта». Такая линия, по оценке ОДКБ, ведёт к обострению обстановки в регионе, противоречит усилиям МГ ОБСЕ и контексту переговоров президентов Армении и Азербайджана. В Секретариате отмечают также, что ОДКБ, как и другие международные структуры, неоднократно заявляла о «приверженности мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта и продолжает поддерживать усилия, предпринимаемые в рамках ОБСЕ по его политическому решению».

В свою очередь, пресс-секретарь посольства Армении в России Геворк Минасян заявил, что переданные некоторыми СМИ высказывания посла Азербайджана в России П.Бюльбюльоглы являются «очередным проявлением пропитанного милитаристcким духом антиармянского агитпропа Азербайджана». «Заявления азербайджанского посла не укладываются не только в рамки дипломатии, но и морали. Посол пытается использовать проживающих в России азербайджанцев в качестве инструмента авантюристической политики азербайджанского руководства. «Дипломат» Полад Бюльбюльоглы старается виртуальным грохотом пушек ещё раз услужить своему руководству. Заявления Бюльбюльоглы несовместимы с дипломатическим статусом посла», - заявил Минасян. Впрочем, следует отметить, что это не первый случай, когда из уст посла Азербайджана в России звучат подобные милитаристские заявления. В августе 2008 г. он пригрозил вернуть путём «принуждения Армении к миру». Посол пояснил, что такое развитие ситуации будет возможно, если посреднические усилия России не дадут «исчерпывающего эффекта» и переговоры зайдут в тупик. Однако за этим последовал ответ Генсека ОДКБ Николая Бордюжи, согласно которому никакой альтернативы мирному урегулированию проблемы нет. Позиция ОДКБ основывалась на следующем: несмотря на то, что Карабах-Арцах не является частью Армении, Азербайджан говорит о принуждении к миру именно Еревана. И именно поэтому ОДКБ, не имея права игнорировать угрозу стране-участнице, вступается за неё. И последняя точка – президент Армении С.Саркисян совершенно не «просто так» предпринял именно 31 декабря, по случаю Нового года и Рождества, посещения передовых позиций армянских Вооружённых сил, нанеся визит в приграничные сёла и воинские части… А уже 5 января президент Армении как Верховный главнокомандующий провёл рабочее совещание с руководством Вооружённых сил РА. Как сообщала пресс-служба главы государства, в ходе совещания были обобщены итоги работы в 2009 г. и укрепления боеготовности ВС. Также был намечен план мероприятий на 2010 г. Верховный главнокомандующий дал соответствующие поручения. «Наши вооружённые силы готовы решить все стоящие перед ними вопросы и отразить любое военное посягательство на нашу родину», - заявил министр обороны Армении С.Оганян.

И ещё учтём: для самого НКР-Арцаха 2010 г. важен тем, что страна с февраля-марта начнёт подготовку к очередным парламентским выборам. Так что пусть со стороны армян Арцаха никто не ждёт никаких уступок!

Остальные важнейшие дела внешнеполитической сферы: 1) Летом 2009 г. завершился срок председательства Армении в ОДКБ. За время председательствования Армении в организации были сформированы Коллективные силы оперативного реагирования (соглашение подписано 4 февраля). Уже в составе КСОР, армянские военнослужащие приняли участие на первых учениях сил в Казахстане. Также, в 2009 г. в Армении был открыт филиал Института ОДКБ; 2) 7 мая в Праге состоялся учредительный саммит инициативы Еврокомиссии «Восточное партнёрство», призванной расширить связи ЕС с шестью странами пост-советского пространства: Арменией, Грузией, Азербайджаном, Украиной, Молдовой и Беларусью. Программой предусмотрено упрощение визового режима с ЕС, создание зон свободной торговли и помощи ЕС странам, подписавшим инициативу; 3) В 2009 г. парламент Армении одобрил решение направить армянских миротворцев в Афганистан. По словам министра обороны Армении Сейрана Оганяна, армянский миротворческий контингент в составе 40 человек будет обеспечивать охрану аэропорта в городе Кундуз. Военнослужащие будут действовать в составе германского воинского подразделения. Непосредственно к исполнению обязанностей они приступят в 2010 г.

Знаменательные дела во внутриполитической сфере: 1) Совместное заявление МИД Армении, Турции и Швейцарии стало неприятной неожиданностью для АРФ-Д. Выразив недовольство по поводу происходящего, АРФ-Д покинула коалицию (в конце апреля) власти, отказавшись от всех министерских портфелей и некоторых постов в парламенте, включая должность вице-спикера. Все оставшиеся вакантными должности были распределены среди остальных коалиционных сил - Республиканской партии Армении, партиями «Баргавач Айастан» («Процветающая Армения») и «Страна законности» («Оринац еркир»). Отметим, что АРФД входила в состав правящей коалиции с 2003 г., но теперь составляет самостоятельное крыло армянской оппозиции. 11 и 12 января АРФ-Д проводит свои массовые митинги в Ереване, направленные против турецко-армянских протоколов. Перед зданием КС участники акции выступят с заявлением и передадут его председателю КС Гагику Арутюняну. Как сообщили в АРФ-Д, в митинге и в шествии примут участие 14 партий, которые выступают против ратификации армяно-турецких протоколов; 2) 31 мая в Ереване впервые прошли выборы в Совет старейшин. По итогам выборов в городской парламент с большим отрывом прошла правящая РПА, возглавляемая президентом Армении. Данная политическая сила набрала 46,6%, что позволило действующему мэру Еревана Гагику Бегларяну сохранить этот пост. С результатом 22,3% в Совете представлена также партия «Процветающая Армения». Список этой партии возглавлял министр здравоохранения Армении Арутюн Кушкян. Ультрарадикальный проамериканский «Армянский национальный конгресс», основу которого составляет бывшая правящая партия АОД, с результатом 17,1% также получил право быть представленным в Совете старейшин, однако на митинге 1 июня его главарь экс-президент Тер-Петросян заявил, что конгресс отказывается от мандатов и будет преследовать цель признания выборов недействительными, так как, по их словам, в ходе избирательного процесса имели место массовые нарушения. Сейчас, после митинга от 8 января, «конгрессовцы» уповают на то, что они достигнут хотя бы мини-победы на парламентских довыборах, где от «АНК» кандидатом в депутаты идёт один из организаторов массовых беспорядков 1 марта 2008 г. журналист Н.Пашинян. Но в кулуарах представители других партий, входящих в «АНК», не скрывают своего скептицизма. Кстати, «АНК» отказался от участия в митингах, направленных против турецко-армянских протоколов, объявив, что следующий митинг (а на митинг 8 января собралось от силы 400-500 человек…) «конгрессовцев» состоится уже только 1 марта…; 3) Неожиданностью года стало вступление в правящую РПА премьер-министра Тиграна Саркисяна. До этого времени он оставался беспартийным. В преддверии съезда РПА в ноябре Т. Саркисян решил удивить всех, получив партбилет РПА. Его примеру последовал ряд чиновников, в том числе министр экономики Нерсес Ерицян, министр финансов Тигран Давтян и другие. В СМИ Армении процесс получил название «Массовая республиканизация» правительства. Звучали предположения, что в подобной форме президент страны и иные лидеры РПА фактически продемонстрировали неверие в то, что остальные члены правительственной коалиции до конца сохранят приверженность властям, в частности, по вопросу о турецко-армянских протоколах.

Что в целом? А так - год как год, в большинстве своём события, происшедшие в 2009 г., были предсказуемы. И то, что они произошли именно в прошлом году, а не вчера или ещё когда-либо, только подтверждает истину о том, что «никогда не говори «Никогда!», а к лучшему будет происходящее или нет – покажет дальнейшее развитие событий. Но всеобщая настороженность и «непонятность» ситуации – это характеристика правомерна не только для Армении и НКР-Арцаха. Увы – но это в одинаковой мере характеризует ситуацию во всём Закавказье, во всех прилегающих к нему регионах. И дай-то бог, чтобы ничего форс-мажорного нас ждать не будет. В первую очередь, выразим надежду, что заявления И.Алиева и других азербайджанских официальных лиц, готовых положить 10 тыс. человек на то, чтобы «вернуть» Карабах, останутся заявлениями. Почему 10 тысяч? Потому что, напомним – в ходе широкомасштабного наступления армий Азербайджана на НКР-Арцах и Армению в декабре 1993-го – марте 1994-го гг. наступавшая сторона, по оценкам западных же экспертов и наблюдателей, потеряла убитыми именно не менее 10 тыс. человек. Тогда азербайджанское наступление, являвшееся по сути актом возобновления войны, захлебнулось в собственной крови и завершилось поражением.

Что касается Турции, то ей пожелаем успешнее решать Курдскую проблему (а то в ЕС возобновились голоса в пользу отторжения Анкары от Европы из-за массовых убийств и депортаций 2 млн курдов!), а также преодолеть последствия недавнего скандала в связи с решением турецкого суда разрешить работникам прокуратуры и полиции страны провести обыск в совершенно секретных помещениях COSMIC НАТО в Тактической мобилизационной группе Командования турецких спецсил в Анкаре. Как отмечал американский источник Wayne Madsen Report (WMR), это пошатнуло «глубинное государство» Турции, реально управляющее страной и тесно связанное с американским ЦРУ и израильской спецслужбой «Моссад» посредством ультра-националистической фашистской организации «Эргенекон». Как сообщает WMR, расследование сети «Эргенекон» привело к появлению свидетельств того, что документы COSMIC могут содержать доказательства планирования турецкими силами по проведению спецопераций убийства высокопоставленных турецких политических деятелей, в том числе вице-премьера Турции Бюлента Аринджа. В статье также подчёркивается, что турецкие военные при поддержке США и Израиля планировали военный переворот в Турции. Документы, конфискованные работниками прокуратуры и полицией, могут также показать, что сети ЦРУ «Гладио», созданные в странах НАТО и нейтральных государствах в период «холодной войны» для координации саботажа в случае советского вторжения и оккупации, возможно, продолжили существовать в Турции и составляют ядро «Эргенекона». WMR также сообщает, что некоторые совершенно секретные документы COSMIC указывают на американский аналог «глубинного государства» в Пентагоне, схожий с турецкой сетью «Эргенекон». Бывшая переводчица ФБР Сибел Эдмондс говорила о том, что эта сеть была обнаружена во время прослушивания телефонных разговоров американских политических деятелей и турецких лоббистов в США.

Последние же предупреждения, на наш взгляд, стоит взять на заметку руководителям как Армении, так и… России. И именно в плане их политических и дипломатических расчётов и планов на 2010 г. Тандем главарей «глубинных государств» Турции и Пентагона США – лучшая, нагляднейшая доказательная база того, что всё то, что готовится совместно или якобы «по отдельности» Анкарой и Вашингтоном в отношении Кавказа, априори не может носить проармянского или пророссийского характера…

Автор:Сергей Шакарянц/ Ереван
Северный Кавказ

Загрузка...
Загрузка...

 
 


Концерт Тиграна Амасяна в Москве


По данным ЦБ от 20/06/2011
366.08
496.51
12.52

«Поющие пистолеты» ушли с молотка $5,8 млн

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

 

Все права защищены © 2006-2011. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47