11:34
Сотрудничество РФ и Казахстана динамично развивается по всему спектру двусторонней повестки дня, а все шероховатости, сопровождающие процесс создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), будут нивелированы после гармонизации национальных законодательств, заявил в интервью РИА Новости посол России в Казахстане Михаил Бочарников.
— Как бы вы охарактеризовали текущее состояние двухсторонних взаимоотношений России и Казахстана?
— Мы смело можем охарактеризовать наши отношения как стратегическое партнерство и союзничество. Для нас очень важно, что в ноябре 2013 года заключен новый договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Договор подписан президентами России и Казахстана и ратифицирован парламентами двух стран. Документ является одним из основополагающих документов, содержащих базовые принципы взаимодействия между Россией и Казахстаном, и направлен на дальнейшее укрепление партнерства и взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, энергетической, культурно-гуманитарной и других областях.
Наше двустороннее взаимодействие с Казахстаном очень многомерно и обширно. Я считаю, что, конечно, главным элементом этого сотрудничества, задающим тон всему объему связей, являются тесные контакты руководителей двух стран: Президенты встречаются по нескольку раз в год. Это было и в предыдущие годы, и такие встречи, я уверен, также не раз состоятся в этом году, что в огромной степени способствует успеху всей другой работы.
Отношения между Россией и Казахстаном развиваются по всему спектру двусторонней повестки дня, главным, безусловно, является многоплановое экономическое взаимодействие. В Казахстане насчитывается более 11 тысяч предприятий с участием российского капитала, которые работают во всех сферах, начиная от добычи и переработки сырья до информационных отраслей. Сегодня одним из важнейших направлений российско-казахстанских связей является промышленная кооперация. Среди примеров успешного сотрудничества бизнеса двух стран можно отметить взаимодействие в таких отраслях, как машиностроение, горно-металлургический комплекс, урановая и химическая промышленность. В Казахстане реализуют свои проекты более 20 крупнейших российских компаний, в том числе такие, как "Газпром", "Лукойл", "Русал", "ИнтерРАО ЕЭС", "АвтоВАЗ" и другие.
Нельзя не упомянуть про культурные связи. Они очень обширны, учитывая общее историческое наследие, близость культурных обычаев и традиций. Отметим также связи в области образования и науки, где активные контакты поддерживаются между российскими и казахстанскими вузами, научными учреждениями, академиями наук. И таких примеров можно приводить еще великое множество.
— Каковы планы России относительно совместного с Казахстаном использования космодрома Байконур в свете развития российского космодрома Восточный?
— Базовым документом, регулирующим отношения России и Казахстана в этой сфере, является договор об аренде комплекса Байконур до 2050 года. О значимости развития отношений в космической сфере свидетельствует тот факт, что по комплексу Байконур создана отдельная межправительственная комиссия. Более того, 25 декабря 2013 года в присутствии президентов двух стран была подписана "дорожная карта" по совместному использованию комплекса Байконур на 2014-2016 годы, которая призвана вывести российско-казахстанские отношения в космической сфере на более высокий партнерский уровень.
В конце 2014 года в городе Байконур состоялось второе заседание межправкомиссии, в ходе которого стороны рассмотрели ход исполнения "дорожной карты" по совместному использованию комплекса, аспекты инфраструктурного развития города Байконур и космодрома в целом.
Поэтому наши отношения в космической сфере развиваются поступательно и Россия планирует дальнейшее широкое использование комплекса Байконур, даже учитывая факт строительства космодрома Восточный.
— 2015 год становится годом расширения участников Евразийского экономического союза. В него вступила Армения, на очереди Киргизия. Не станет ли, по вашему мнению, желание расширить состав участников ЕАЭС причиной будущих проблем из-за разности потенциалов экономик наших стран?
— Вхождение в союз Киргизии и Армении положительно отразится на экономиках как этих стран, так и остальных членов ЕАЭС. Присоединившись к союзу, Армения и Киргизия получают доступ к огромному рынку, на котором фактически не будет никаких барьеров.
В рамках ЕАЭС гарантирована свобода передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Эти четыре свободы являются базовыми для обеспечения ускоренного экономического развития стран-участниц союза.
За счет снижения административных издержек и ограничений серьезно улучшатся условия ведения бизнеса как для местных предпринимателей, так и для бизнесменов из других стран ЕАЭС, что также будет способствовать росту инвестиций в национальные экономики.
Главная цель ЕАЭС — обеспечение условий для стабильного развития государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной нестабильности и новых вызовов.
Для достижения этих целей страны-члены ЕАЭС договорились осуществлять согласованную макроэкономическую политику, предусматривающую разработку и реализацию совместных действий в целях достижения сбалансированного развития экономик.
— После создания Таможенного союза наблюдается снижение экспорта казахстанских товаров в Россию, что вызывает обеспокоенность общественности и деловых кругов Казахстана. С другой стороны, известно, что и российская сторона сталкивается с определенными проблемами в области внешней торговли после создания ТС, в частности в связи с нелегальными поставками в РФ продукции легкой промышленности из третьих стран. Насколько серьезны эти препятствия для будущего функционирования ЕАЭС?
— Создание любого крупного интеграционного объединения не может проходить идеально, без каких-либо шероховатостей. Необходимо определенное время на гармонизацию национальных законодательств, обкатку общих норм и правил, которые и нивелируют имеющиеся узкие места.
Что касается сокращения казахстанского экспорта в Россию, то, как уже неоднократно заявляли и президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, и российские официальные лица, происходит падение стоимостных показателей, главным образом из-за снижения мировых цен на сырье. Более того, при рассмотрении структуры торговых потоков можно сделать вывод, что при снижении общей стоимости казахстанского экспорта в Россию доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности растет и по итогам 11 месяцев 2014 года достигла 54%.
— Минувший год стал годом обострения взаимоотношений России и стран Запада. Санкционное противостояние, резкое снижение курса рубля и другие негативные факторы косвенно оказывают давление на экономику Казахстана, тесно связанную с российской. На этом фоне отдельные казахские экономисты выступают за приостановку процессов евразийской интеграции. Наблюдает ли российская сторона какие-либо признаки торможения процесса создания Евразийского экономического союза со стороны Казахстана?
— Отнюдь. Казахстан в лице президента Назарбаева был одним из главных инициаторов создания Евразийского экономического союза.
Упомянутые вами санкционное противостояние, девальвация рубля и так далее, безусловно, оказывают определенное давление не только на российскую, но и казахстанскую экономику. Однако все эти негативные факторы носят временный характер и не влияют на ход интеграционных процессов.
Я бы даже сказал, что создание ЕАЭС в таких непростых условиях только закаляет наши страны и экономики, подтверждая правильность избранного направления дальнейшего развития.
— Кризис на востоке Украины, в причастности к которому страны Запада обвиняют Россию, вкупе с публичными высказываниями ряда российских политиков, ставящих под сомнение территориальную целостность Казахстана, вызвал возникновение в определенной части казахского общества протестных настроений в отношении евразийской интеграции. Между тем официальная Астана по-прежнему заявляет о твердом курсе на создание ЕАЭС. Видит ли Москва возросшие риски в начатом интеграционном процессе, насколько он безоблачен?
— Я неоднократно комментировал тему упомянутых высказываний, и мне кажется, что она уже реально отошла в прошлое, потеряв актуальность. О ней вспоминают только СМИ в поисках сенсаций. Все комментарии давно даны, об этом говорило наше министерство иностранных дел, об этом говорил наш министр Сергей Лавров.
Хочу еще раз подчеркнуть, что делать заявления о политике и вообще по внешнеполитическим вопросам, отношениям с другими государствами, тем более соседями, уполномочены только президент Российской Федерации, председатель правительства, министр иностранных дел или их уполномоченные лица. Все остальные высказывают свое собственное мнение, и надо к этому спокойно относиться. Спекуляции на тему якобы рисков для территориальной целостности Казахстана высосаны из пальца.
Применительно к украинскому кризису Россия и Казахстан с взаимным уважением и пониманием относятся к позиции друг друга. Российская сторона высоко ценит миротворческие усилия президента Назарбаева на этом направлении.
Что касается рисков для евразийской интеграции, то поступательное развитие сотрудничества на начальном этапе ЕАЭС опровергает такие предположения.
Необходимо отделять реальные практические шаги и ежедневную работу от информационной шумихи, поднятой в основном западными СМИ. Это говорит о том, что Запад всерьез обеспокоен конкуренцией со стороны нового мощного экономического интеграционного объединения. Но с этим им придется жить, и чем раньше придет осознание реальности, тем лучше.