05.04.16
18:02
Уроки "четырёхдневной войны"

  Бои в зоне карабахского конфликта несколько угасли, стороны заговорили о перемирии. Однако до этого они демонстрировали динамику постоянного наращивания напряжения ситуации. Ситуация все еще находится на грани сползания в полномасштабную войну. 

Накануне, по данным Минобороны Армении, азербайджанские войска применили тяжёлые огнемётные системы ТОС-1 и реактивные системы залпового огня "Смерч" российского производства. На фоне безадресных заявлений международных игроков Минобороны Азербайджана заявляет о готовности наносить ракетные удары по Степанакерту – столице Нагорно-Карабахской Республики. 

Начавшаяся как одноразовая акция по изменению линии фронта в пользу Азербайджана с целью выпустить накопившийся в обществе пар и отвлечь его внимание от внутренних проблем из-за падения цен на нефть, может выйти из-под контроля. 

Самый неспокойный конфликт на постсоветском пространстве является своеобразной "пороховой бочкой", которая в любой момент может взорваться и привести к самым катастрофическим последствиям. К такому выводу можно прийти, изучив перечень накопленных вооружений в регионе. Армения, Карабах и Азербайджан  официально являются самыми милитаризированными странами в регионе.  

Почти четыре дня шли ожесточенные бои в Карабахе с применением артиллерии, авиации, бронетехники и ПВО. При этом адекватность международной реакции оставляет желать лучшего. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ только сегодня собрались в Вене, чтобы выразить “глубокую обеспокоенность” ситуацией в зоне конфликта. 

Россия на декларативном уровне отреагировала со всех инстанций – от президента до спикера парламента. 

Керрии и Лавров, в свою очередь, высказались о недопустимости вмешательства третьих сил и подстегивании ситуации в зоне конфликта, намекая на заявления президента Турции Реджепа Эрдогана, который уже несколько раз повторил о поддержке  позиции Баку "до конца". 

Останавливать военные действия в Карабахе лишь заявлениями невозможно. Примеров много – Сирия, Украина и пр. В связи с этим необходимы конкретные действия, ибо внешнее давление на стороны конфликта с требованием прийти к компромиссу на протяжении прошедших 20 лет было слабее, чем противодействие участников конфликта. 

Судя по царящим в Армении и Карабахе настроениям в настоящее время говорить о применении компромиссной модели решения конфликта приходится все реже. 

Распространённый еще 10 лет назад лишь в маргинальных националистических кругах тезис 'Не отдавать ни пяди земли" теперь в "мейнстриме". Риторика изменилась довольно сильно. 

Даже самые либеральные круги в Армении говорят о недопустимости оставить под контролем Баку взятые за первый день штурма некоторые пограничные участки и высоты. 

Стороны оказались "в ловушке" своей же политики. Баку желает оставить за собой хоть какие-то занятые позиции, чтобы оправдать свои действия и потери в глазах собственного общества, а уже потом капитализировать "победу" и педалировать дальше свою риторику. 

В Армении же не собираются что-либо сдавать, поскольку это повлечет за собой репутиционные издержки и эйфорию азербайджанского руководства и общества. В военном плане создается нежелательный для армянской стороны прецедент, а это чревато новой угрозой дестабилизации ситуации.

Не следует забывать, что через год в Армении пройдут парламентские выборы, и в этом контексте сдача хоть каких-то территорий будет использована против власти в парламентской гонке. 

"Карабахизация" внутренней политики еще впереди. В связи с этим боестолкновения в Карабахе стали игрой на выживание для руководств всех сторон конфликта. Даже самые либеральные круги в Армении говорят на языке отрицания: "Не отдавать ни пяди земли". 

Военные действия в Карабахе также перечеркнули иллюзии о том, что в ближайшем будущем на основе компромиссов можно будет решить конфликт, и сдача каких-то территорий может послужить ключом для решения этой проблемы.

Международное сообщество делало безадресные заявления, и в целом занимало выжидательную позицию. Посредники карабахского конфликта больше выжидали, чем спешили с проведением встреч. 

Все же Россия начала активнее реагировать на бои в Карабахе, когда в этот процесс на стороне Баку предприняла попытки вмешиваться Турция. За один день глава МИД РФ Сергей Лавров дважды заговорил о деструктивной позиции "третьей стороны", комментируя активность Анкары. 

"Не берусь судить, какую роль играла или не играла или продолжает играть Анкара в отношении Нагорного Карабаха, но то, что для всех, включая Турцию и турецкий народ, было бы правильно, если бы сейчас Анкара сконцентрировалась на прекращении поддержки терроризма, думаю, - это та мысль, которую я могу смело высказать. В пользу этого мы будем выступать", - подчеркнул Лавров. 

Затем поступила информация о том, что начались внезапные военные учения ВС РФ в Дагестане, то есть в непосредственной близости от границы Азербайджана. А пресс-секретарь президента РФ Димитрий Песков сообщил о "предпринимаемых усилиях" по снижению напряжения в зоне конфликта.   

В целом, немного запоздалые, но все же предпринятые действия России, скорее, преследовали цель пресечь активность Турции в контексте карабахского конфликта, давая понять "кто в доме хозяин", и не выпустить из зоны своего влияния Азербайджан и Армению. 

Ведь если бы и дальше Россия хранила молчание и не проявляла инициативу, на ее месте это сделали бы другие, точнее, Турция, которая буквально делала все для этого. За эти дни Эрдоган больше Алиева говорил о ситуации в Карабахе. Не стоит забывать, что в отличие от Азербайджана и Грузии, Армения единственная страна и союзник России в регионе, где у геополитического соперника Москвы – Анкары, нет влияния. 

Если бы Анкаре в купе с Баку удалось втянуть Турцию в контекст карабахского процесса и открыть перед Анкарой все "региональные двери", это бы нанесло серьезный урон по региональным позициям России с ее "привилегированными интересами".    

С другой стороны, если бы даже промежуточную победу в этих боевых действиях одержали бы или Армения, или Азербайджан, но без участия Москвы, то после этого перспективы влияния Кремля в регионе стали бы довольно сомнительными. 

В связи с этим Россия среагировала именно тогда, когда почувствовала угрозу широкомасштабной войны в регионе и втягивания Турции в этот процесс. То есть, угрозу утраты собственного влияния. 

Конечно, это пока не полное или твердое перемирие, и оно еще не раз будет нарушено, но боевые действия в Карабахе стали своеобразным тестом армяно-российского союзничества. 

Логика конфликта показывает, что в следующий раз реакция и действия должны быть более действенные и адресные. В противном случае, вечные попытки балансировать между Ереваном и Баку в целях сохранить влияние на обе стороны, могут обернуться потерей обеих сторон, если начнётся широкомасштабная война.

Геворг Симонян, политолог - специально для АМИ "Новости-Армения"

Мнение автора может не совпадать с позиции редакции

Загрузка...
Загрузка...
 
 
 


Армения: старый друг лучше новых двух

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

Подписаться на новости




 

Все права защищены © 2006-2016. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47