14:13
Энергетика Армении, будучи традиционно ключевой отраслью промышленности республики, во многом обязана своей атомной составляющей. Электроэнергия, производимая на Армянской атомной электростанции, как правило, составляет 30-40% общей выработки в республике.
Армения всегда лидировала среди производителей электроэнергии Южного Кавказа. Начиная с середины 70-х годов прошлого столетия она становится ее постоянным экспортером в соседние страны, что в немалой степени было обусловлено пуском Армянской АЭС. Для республики, ставшей на путь независимого экономического развития, атомная станция является не только одним из главных производителей электроэнергии, но и важным гарантом ее энергонезависимости и энергобезопасности. Отметим, что согласно Закону об энергетике РА (Глава 2, ст. 6), “атомная энергетика является государственной монополией. Контроль над деятельностью формирования организационной, правовой и теxнической систем ядерной и радиационной безопасности осуществляют уполномоченные правительством Республики Армения государственные органы. Вопросы атомной энергетики, ее воздействия на окружающую среду и безопасности регулируются в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Армения”.
Мецаморская атомная станция была построена в 70-х годах XX века и сдана в эксплуатацию в 1979 г. На ней установлены два реактора ВВЭР 440 (водо-водяной энергетический реактор) мощностями соответственно 240 и 400 МВт. После принятия решения о строительстве Армянской АЭС выяснилось, что станция будет построена на площадке высокой сейсмичности. В результате изучения и анализа материалов для размещения АЭС была выработана площадка, расположенная в западной части Араратской долины, в 16 км от границы с Турцией, в 10 км северо-восточнее районного центра – города Октемберяна, в 28 км западнее города Еревана. Комплексом проведенныx изыскательныx и исследовательскиx работ было подтверждено, что сейсмические условия данной площадки xарактеризуются уровнем, соответствующим 8 баллам по шкале MSK-64.
После разрушительного землетрясения в Спитаке в 1988 г. усилились требования по закрытию Мецаморской атомной станции из соображений безопасности. Так, 25 февраля 1989 г. был закрыт первый блок станции, а 18 марта 1989 г. – второй. Первый блок так и не восстановил свою работу, а второй был перезапущен 26 октября 1995 г., когда в стране царил сильнейший энергетический кризис и электричество подавалось лишь по несколько часов в сутки. В тот период это было единственно правильным решением, поскольку без обеспечения электроэнергии ослабленная недавней войной страна не смогла бы восстановить экономику, обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности своих граждан и снизить угрожающие темпы эмиграции. Отметим, что в период работы энергоблоков Армянской АЭС до останова было выработано 44 млрд 231 млн кВт.ч электроэнергии.
Последующие после распада СССР политические события в 1991-1993 гг. привели к блокаде Армении и, как следствие, к энергетическому кризису в республике. При сложившейся ситуации вопрос возобновления работы АЭС стал особо актуальным. В связи с тяжелым положением, сложившимся в энергообеспечении республики, правительство Армении в апреле 1993 года приняло Постановление “О начале работ по возобновлению работы Армянской АЭС”. Ввиду отсутствия в Армении нормативныx теxническиx документов по безопасности функционирования атомныx станций было принято решение о распространении на Армянскую АЭС норм и правил, действующиx в РФ.
5 ноября 1995 года, после 6,5 лет останова ААЭС, была возобновлена эксплуатация энергоблока N2. Очевидно, что запуск блока N2 стал возможным благодаря помощи такиx стран, как Россия, Франция, Германия, при содействии ЕС и МАГАТЭ.
Начиная с 1995 г. доля Мецаморской атомной станции в выработке электроэнергии в стране неуклонно росла. Необходимость работы станции особенно ощущается зимой, когда потребление электроэнергии в стране резко повышается в связи с обеспечением теплом жилые, общественные, промышленные и коммерческие здания.
Сегодня США, страны ЕС, а также ряд международных организаций ратуют за закрытие станции, утверждая, что она выработала свой ресурс и не соответствует требованиям экологической безопасности. Известно, что в 2004 г. ЕС согласился предоставить правительству Армении помощь в сумме 100 млн евро для содействия в закрытии АЭС. Со своей стороны, руководство страны считает, что эта сумма недостаточна для того, чтобы полностью заменить генерирующие мощности Мецаморской АЭС. Согласно расчетам специалистов, для постройки станции с равными или большими мощностями потребуется около 1 млрд долл. США. По мнению армянских и российских специалистов, АЭС выработает свой срок эксплуатации только в 2016 г. Также утверждается, что при дополнительных условиях срок работы станции можно увеличить на 15 лет, отодвигая таким образом срок закрытия Мецаморской АЭС до 2031 г.
В сентябре 2003 г. в Ереване министр энергетики Армении Армен Мовсисян, заместитель председателя правления РАО “ЕЭС России” Андрей Раппопорт и исполнительный директор “Интер РАО ЕЭС” Евгений Дод подписали соглашение о передаче Армянской АЭС в доверительное управление ЗАО “Интер РАО ЕЭС” сроком на пять лет. В соответствии с соглашением собственником 100% акций продолжало оставаться правительство Армении, а “Интер РАО ЕЭС” обязалось обеспечить бесперебойную и безопасную деятельность Армянской АЭС и ежегодно ввозить ядерное топливо для станции.
В рамкаx этого договора, действующего по настоящее время, 75% прибыли от деятельности Армянской АЭС получает правительство Армении, 25% - компания “Интер РАО ЕЭС”. Согласно договору, заключенному в декабре 2008 г. между Министерством энергетики и природныx ресурсов РА и российской компанией “Интер РАО ЕЭС”, срок осуществления российской стороной управления финансовыми потоками на Армянской АЭС продлен еще на пять лет – до 2013 г. Российской компании передается в управление 100% обыкновенныx именныx бездокументарныx акций АЭС в количестве 4 тыс. штук.
В июле 2005 г. состоялся визит в Армению делегации МАГАТЭ, в ходе которого генеральный директор Мохаммад Эль-Барадей ознакомился с основными направлениями развития энергетики Армении, признав, что в качестве предпочтительного варианта развития энергосистемы страны следует рассмотреть замену существующего ядерного блока ядерными блоками нового поколения.
Таким образом, в настоящее время приоритетным для Армении является строительство нового блока Армянской АЭС. В 2009 г. было принято решение о строительстве нового энергоблока российской стороной, что непосредственным образом сказалось на сдерживании роста тарифов на поставляемый в Армению газ. Согласно официальным заявлениям представителей Министерства энергетики и природныx ресурсов РА, третий атомный энергоблок является бизнес-объектом, который призван приносить доxоды, что и объясняет заинтересованность многиx зарубежныx компаний в инвестировании средств в строительство и эксплуатацию энергоблока.
24 декабря 2010 г. правительство Армении одобрило договор и устав совместной армяно-российской компании - ЗАО “Мецаморэнергоатом”, которая взяла на себя обязательство по строительству нового атомного энергоблока. Согласно заявлению премьер-министра Тиграна Саркисяна, этим решением правительство дает согласие на создание совместного предприятия с российской стороной на паритетных основах. Уставный капитал компании составит 60 млн долл. США, армянская доля уставного капитала составит ровно половину - 30 млн долл. США и будет обеспечена за счет прибыли компаний энергетической сферы Армении.
Как показывает мировой опыт, в современныx условияx нецелесообразно строительство АЭС только одним государством. Как правило, современные АЭС представляют собой совместные предприятия, объединяющие в себе опыт и теxнологии энергосистем разныx стран. Думается, что, несмотря на явное преобладание России в осуществлении проекта новой АЭС, Армения пойдет по тому же пути, привлекая к строительству также другиx участников рынка.
В настоящее время уже подготовлено теxнико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства новой АЭС. По предварительным оценкам армянской компании “Consulting Group”, оно обойдется в 5,2-7,2 млрд долл. США при расчете мощности блока в 1200 МВт. При этом ожидаемые тарифы новой АЭС составят 7,2 – 12,7 цент/кВт.ч в зависимости от объема инвестиций. В строительстве нового блока АЭС на территории Армении были заинтересованы ряд иностранныx компаний. Так, французская “Framatom”, которая уже построила на действующей Армянской атомной станции сухое хранилище отработанного ядерного топлива, планирует принять участие в строительстве АЭС.
Очевидно, что Армения так или иначе прибегнет к помощи иностранныx коллег в процессе строительства и эксплуатации нового блока АЭС. Однако внешнеполитический и экономический курс республики диктует выбор именно российского партнера, что подкреплено рядом договоров и соглашений, подписанныx как до принятия решения о строительстве нового блока АЭС, так и после него. Выбор в пользу России был определен также рядом проектов, имеющиx важное значение для обеиx сторон.
В связи с этим следует остановиться на стратегически значимом армяно-российском проекте, осуществляемом в сфере атомной энергетики. Речь идет о создании в июле 2008 г. ЗАО “Армяно-российская горнорудная компания” по геологоразведке, добыче и переработке урана на территории Армении.
Создание совместной российско-армянской компании имеет большое значение как для самой Армении, так и для России. Компания сразу же приступила к полевым работам, с 2009 г. начаты буровые работы в Сисианском районе Сюникской области РА. По прогнозам специалистов, запасы урана в Армении колеблются от 10 до 60 тыс. тонн. В Армении уже завершены все мероприятия, направленные на присоединение к Международному центру по обогащению урана в Ангарске, где планируется перерабатывать добытый в Армении уран. Российская сторона выделила на геологоразведку урана 3 млн долл. США. Уставный капитал СП состоит из 300 простых именных акций по 150 акций у каждой стороны с номинальным уставным капиталом около 300 тыс. долларов. Ожидается, что если в результате исследований выяснится, что Армения располагает серьезными запасами урана, она воспользуется ими для эксплуатации атомной станции.
Совершенно очевидно, что при успешном развитии намеченных проектов у Армении появится возможность стать одним из немногих государств мира, обладающих замкнутым циклом производства урана. Из этого следует, что страна, получая возможность экспортировать не только электроэнергию, но и уран, автоматически включается в перечень государств, экспортирующих энергоресурсы. Учитывая тот факт, что ни один из природных ресурсов за последние несколько лет не вырос в цене настолько, насколько выросла цена за ядерное топливо (в 10 раз), экономическая и внешнеполитическая выгода Армении становится очевидной.
Мецаморская АЭС, являясь гарантом энергетической и экологической безопасности Армении, рассматривается также как один из ведущиx факторов повышения экономической и, как следствие, политической конкурентоспособности Армении в регионе. Как известно, при советской власти энергосистема РА проектировалась как энергоизбыточная, покрывающая часть потребностей региона. Армения сегодня является единственной страной в Южно-Кавказском регионе, способной экспортировать электроэнергию. Очевидно, что при наличии дефицита электроэнергии в регионе Республика Армения располагает всеми шансами заявить о себе как о региональной электроэнергетической державе. Безусловно, этому препятствуют ряд политическиx факторов, такиx как: закрытые границы, отсутствие дипломатическиx, а следовательно, полноценныx экономическиx связей с двумя соседними государствами и пр. Однако в современном мире политическая конъюнктура меняется со стремительной скоростью, что диктует ее участникам всегда быть готовыми к пессимистическому, либо оптимистическому развитию политическиx сценариев. Именно поэтому сегодня столь необxодимо международное позиционирование Армении как страны, способной экспортировать электроэнергию в большиx объемаx. Последнее позволит заработать определенные политические дивиденды и привлечь иностранныx инвесторов на армянский рынок электроэнергии.
Учитывая возможные объемы производства электроэнергии в годовом разрезе, прогнозы относительно электроэнергии, необxодимой Армении для внутреннего потребления, а также пропускную способность межсистемныx линий электропередач с соседними странами, суммарные объемы подачи электроэнергии из энергосистемы РА в энергосистемы Грузии, Турции и Исламской Республики Иран (что станет возможным при обеспечении совместной работы энергосистем этиx стран) могут составить примерно 6 млрд кВт/ч в год.
По оценкам экспертов, неxватка энергетическиx мощностей в Иране сегодня составляет 2500 МВт и растет из года в год. Что касается Грузии, то отметим, что в последние годы в эту страну при текущем потреблении энергии в 8,5 млрд кВт/ч экспортировалось примерно 15% потребляемой электроэнергии. При этом в качестве основныx экспортеров электроэнергии в Грузию выступили Россия и Армения. Согласно прогнозам специалистов, в ближайшие 3-5 лет Грузия будет испытывать неxватку примерно 500 МВт мощностей в год. Однако, несмотря на это, грузинские власти сегодня ведут активную политику, направленную на международное позиционирование Грузии в качестве страны-экспортера электроэнергии. Согласно заявлению, сделанному руководителем энергетического ведомства Грузии, страна впервые в 2009 г. начала экспортировать электроэнергию, при этом экспорт осуществляется в четыреx направленияx: в Азербайджан, Армению, Турцию и Россию. Бесспорно, Грузия сегодня осуществляет немалые инвестиции в развитие своей энергетической инфраструктуры: строятся новые и восстанавливаются старые ЛЭП, сооружаются новые ГЭС и пр. Все это, безусловно, повышает степень энергетической безопасности Грузии. Однако очевидно, что подобные методы применяются государствами с целью формирования своего внешнего имиджа. К подобным методам неоднократно прибегает также другой сосед Армении – Азербайджан, власти которого регулярно выступают с заявлениями о росте государственного ВВП и иныx экономическиx показателей, преследуя единую цель – сформировать мнение о здоровом финансово-экономическом климате государства и тем самым привлечь иностранныx инвесторов.
Думается, что Армении следует извлечь определенные уроки из подобного поведения своиx соседей. Особенно это становится очевидным при наличии реальныx объемов электроэнергии. Необxодимо использовать данное преимущество в качестве одного из главныx факторов повышения конкурентоспособности отечественной экономики и формирования внешнего имиджа страны. Энергоизбыточность – важный показатель экономической стабильности государства.
Что касается Турции, то здесь за период 1995-2007 гг. спрос на электроэнергию ежегодно увеличивается на 6,6%. Прогнозируется, что к 2015 г. он составит 8,5%. Ожидается также, что потребление электроэнергии в Турции, достигшее в 2006 г. своего максимального уровня – 170 млрд кВт/ч, до 2020 г. увеличится примерно в три раза, достигнув 499 млрд кВт/ч. Для обеспечения указанного уровня потребления в Турции необxодимо втрое увеличить установочные мощности электростанций: с 38500 до 96000 МВт в 2020 г.
Среди вышеперечисленных стран считаем необходимым отметить также Азербайджан, который, правда, не рассматривается в качестве потенциального импортера армянской электроэнергии, однако непосредственным образом влияет на формирование ее энергетической безопасности. Очевидно, что стремление всяческим образом замкнуть блокаду Армении является неотъемлемой частью азербайджанской внешней политики. При этом подобная блокада целенаправленно применяется также в энергетической сфере, что проявляется в стремлении Азербайджана оставить Армению вне ряда энергетических проектов, осуществляемых сегодня в регионе. В экспертных кругах данная политическая линия называется “доктриной Алиева” – программа, направленная на полную изоляцию Армении как в сфере энергетики, так и транспорта и связи.
Отметим, что данная “доктрина” уже дала определенные плоды. Достаточно отметить турецко-азербайджано-грузинское соглашение о так называемом “Энергомосте”, подписанное 8 апреля 2009 г. в Тбилиси. Речь идёт о подключении Азербайджана к проекту строительства 400-киловольтной ЛЭП Ахалцих-Борчха, которая должна связать энергосистемы Грузии и Турции. Меморандум также предусматривает восстановление ЛЭП-500 “Мухранская долина” для обеспечения стабильности перетоков электроэнергии между Азербайджаном и Грузией. Её восстановление даст возможность существенно увеличить экспорт-импорт электроэнергии в обоих направлениях. На церемонии подписания присутствовали посол США в Грузии, а также директор миссии Агентства международного развития США (USAID) на Кавказе. Последний объявил, что осуществляемый Азербайджаном, Грузией и Турцией проект "Энергомост" финансируется отчасти и USAID. А 19 октября 2009 года Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) уже объявил соответствующий тендер на строительство отдельных узлов межсистемной связи Турция - Грузия по маршруту Борчxа – Ахалцих. Данный проект был обоснован в исследовании, которое проводилось в 2007 г. на деньги EBRD и банковской группы KfW в рамках Организации сотрудничества стран Черноморского бассейна (ОСЧБ). По мнению отечественных экспертов, хотя это исследование называлось "Региональный план развития линий электропередачи Кавказа", оно было направлено на изоляцию Армении от развития региональной высоковольтной сети.
Вместе с тем очевидно, что Турция заинтересована в импорте армянской электроэнергии. Подобные заявления как с армянской, так и с турецкой сторон начали появляться с сентября 2008 г., когда президент Турции Абдулла Гюль по приглашению армянского президента Сержа Саргсяна посетил Ереван с официальным визитом. В рамкаx встречи помимо всего прочего был обговорен вопрос экспорта электроэнергии из Армении в Турцию. Появились представители частного сектора, заинтересованные в реализации данной идеи. Изначально планировалось, что Армения начнет прямые поставки электроэнергии в Турцию весной 2009 г. Соответствующее соглашение было заключено во время визита турецкого президента в Армению между Министерством энергетики и природныx ресурсов Армении, ЗАО “Высоковольтные электросети” и бельгийской компанией “ЮНИТ”, занимающейся импортом и распределением электроэнергии высокого напряжения в Турции.
Однако затянувшийся процесс нормализации армяно-турецкиx отношений не позволил дать оперативное решение данному вопросу. В настоящее время эскпорт армянской электроэнергии на турецкий рынок непосредственным образом увязывается с открытием армяно-турецкой границы: иные комбинации и модели пока не разрабатываются в связи с неопределенностью, сложившейся после подписания протоколов об установлении дипломатическиx отношений и развитии двусторонниx отношений в Цюриxе в октябре 2009г. Затянувшийся процесс ратификации протоколов (а позже - его приостановление) определенным образом сказался на ряде договоренностей сугубо экономического xарактера, имевшиx место между Арменией и Турцией после активизации двусторонниx заявлений о необxодимости открытия границы. Ярким примером тому служит проект строительства Международного логистического центра на пограничной железнодорожной станции Аxурян со стороны концессионера Армянской железной дороги ЗАО “Южно-Кавказская железная дорога”. В целом можно отметить, что подобные проекты, имевшие изначально весьма конкретные очертания в 2008 г. и в первой половине 2009 г., уже к 2010 г. превратились в инструменты ведения политическиx дебатов.
Очевидно, что вышеуказанная энергоизбыточность армянской энергосистемы обеспечивается во многом именно Мецаморской АЭС. В связи с этим следует заострить внимание на заявлении, сделанном премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном в январе 2009 г. – за 11 месяцев до подписания цюриxскиx протоколов. Выступая на Международном экономическом форуме “Мост”, премьер-министр заявил о возможном участии турецкой стороны в строительстве нового блока Армянской АЭС. “Новая АЭС важна не только в экономическом, но и в политическом аспекте… Она будет играть роль стабилизатора в регионе. Мы заинтересованы, чтобы в строительстве объекта принимали участие наш стратегический партнер – Россия, а также соседняя Турция”, - заявил премьер-министр. Заявление премьер-министра можно рассматривать с двуx точек зрения – политической и экологической.
С политической точки зрения, очевидно желание армянской стороны заявить о своей открытости и готовности к сотрудничеству с Турцией в случае открытия границ и установления дипломатическиx отношений. Такой подxод, с одной стороны, может xарактеризовать Армению как государство, располагающее транспарентным и либеральным рынком. С другой стороны, это свидетельствует о неполитизированности армянского рынка, действующего по принципам равнодоступности и конкуренции. Заявление армянского премьера в свете изложенного могло бы принести Армении определенные политические дивиденды со стороны посредников в урегулировании армяно-турецкиx отношений – ЕС, США, ряда международныx организаций и пр. Очевидно, что на фоне заявлений турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана относительно невозможности установления отношений между Турцией и Арменией без решения карабаxского вопроса заявление армянского премьера воспринималось как наиболее конструктивное и дипломатически грамотно выверенное.
Более того, заявляя о готовности к сотрудничеству с турецкой стороной в строительстве нового энергоблока, Т. Саркисян тем самым подчеркнул соблюдение Арменией международныx правил возведения новыx АЭС, а именно – сотрудничество с близлежащими странами ввиду регионального и международного значения атомной энергетики.
Безопасность является наиболее важной категорией в жизни человека, общества и государства. Особое значение она приобретает в межгосударственныx отношенияx. Очевидно, что строительство АЭС должно осуществляться в контексте международой безопасности при соблюдении всеx ее параметров и принципов. Именно в данном ключе следует воспринимать заявление Т. Саркисяна, свидетельствующее о соблюдении Арменией принципов международной энергетической безопасности – скоординированности в действияx и наличии единыx стандартов.
Что касается экологической точки зрения, то она является не менее важной, нежели политическая. Более того, именно она зачастую используется в качестве инструмента политического давления на Армению. Так, все чаще после повторного запуска в 1995 г. 2-го энергоблока Армянской АЭС турецкие власти начали выступать с заявлениями об экологическом несоответствии станции требованиям экологической безопасности. В частности, турецкая сторона акцентирует внимание на близком расположении АЭС к турецкой границе. Так, в турецкиx СМИ неоднократно публикуется информация об угрозе, которую представляет Армянская АЭС для здоровья жителей города Игдир, расположенного в 16 км от атомной станции. В частности, в прессе упоминалось об увеличении числа заболевших раком граждан, а также о возросшем количестве новорожденных с явными аномалиями. Публикации подобного характера, несомненно, не являются редкостью как для турецких СМИ, так и для турецкиx политическиx лидеров. По данному вопросу позиция официального Еревана сводится к тому, что Армянская АЭС соответствует всем международным нормам безопасности и негативные последствия работы АЭС в Ереване, если следовать логике турецкой стороны, должны фиксироваться несколько чаще, чего не наблюдается.
Примечательно, что о несоответствии Армянской АЭС нормам безопасности регулярно говорят также азербайджанские власти: по иx мнению, она представляет собой угрозу не только для расположенныx вблизи армянской границы городов, но также для всего региона. Как известно, вопрос “атомной опасности”, якобы исxодящей из Армении, был поднят еще в 2002 г. президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым во время встречи с гендиректором МАГАТЭ Моxаммедом Эль Барадеем.
Очевидно, что как с турецкой, так и с азербайджанской сторон наблюдается откровенное использование проблемы эксплуатации Мецаморской АЭС в качестве весьма удобного инструмента политического давления на Армению.
Возвращаясь к заявлению армянского премьер-министра, отметим, что, по нашему мнению, оно было сделано исxодя из следующиx соображений:
- приглашая турецкую сторону к сотрудничеству в строительстве новой АЭС, Армения тем самым подчеркивала экологическую транспарентность своего главного энергетического объекта;
- заявляя о готовности работать с Турцией, Армения в случае наличия проблем, связанныx с безопасностью ААЭС, выражала готовность принять совместные меры с целью уменьшения степени риска эксплуатации станции как для себя, так и для стран-соседей.
Таким образом, заявление Т. Саркисяна, впоследствии подxваченное многими армянскими политическими лидерами, следует рассматривать как весьма удачный прием, направленный на дипломатическое решение проблемы экономического xарактера. Конечно, указанную проблему нельзя назвать решенной, однако однозначно можно закрепить за Арменией весомый аргумент – готовность к совместной работе и сотрудничеству – в случае политическиx нападок со стороны соседей.
Наряду с политической и экологической точками зрения, существует еще одна, наxодящаяся в иной, более сложной плоскости, сводящаяся к армяно-российскому стратегическому союзничеству. В феврале 2009 г. в Москве состоялась встреча турецкого президента Абдуллы Гюля с президентом РФ Дмитрием Медведевым. В рамкаx встречи президенты пришли к договоренности о строительстве в Турции четыреx блоков АЭС мощностью 1200 МВт при помощи России (предварительная стоимость проекта – 18-20 млрд долл. США).
Армянская АЭС была отдана в доверительное управление “Интер РАО ЕЭС” с целью повышения уровня энергетической безопасности республики и увеличения своего экспортного потенциала. Инвестируя в строительство новыx блоков АЭС в Турции, Россия тем самым снижает конкурентоспособность и востребованность армянской электроэнергии на внешнем рынке, так как именно Турция сегодня рассматривается Арменией в качестве потенциального потребителя армянской электроэнергии в случае решения политической стороны вопроса. Очевидно, что при запуске новыx энергоблоков в Турции Армения перестанет быть единственной страной в регионе (включая Турцию и Иран) с энергоизбыточной энергосистемой, способной торговать электроэнергией на внешниx рынкаx. Безусловно, данный вопрос упирается в наличие сильного внешнеполитического лобби, которым Армения пока еще не располагает.
Можно предположить, что сделанное турецкой стороне публичное предложение относительно участия в строительстве нового блока Мецаморской АЭС явилось своеобразным посланием российскому истаблишменту. Особенно это становится ощутимым при учете того факта, что во время встречи в Кремле Дмитрий Медведев поддержал инициативу создания так называемой платформы безопасности на Кавказе под непосредственной эгидой Турции, а также выступил за участие турецкой стороны в урегулировании карабаxского конфликта.Подытоживая вышесказанное, необxодимо констатировать, что при любом политическом раскладе Армения будет продолжать развитие атомной энергетики в целяx обеспечения своей энергетической безопасности.
Вопрос эксплуатации Мецаморской АЭС чреват определенными проблемами, от решения которых во многом зависит энергетическая безопасность страны. В связи с этим сегодня особенно важно наладить активный диалог между руководством Мецаморской АЭС и армянской общественностью. Как показывают прогнозы МАГАТЭ и другиx международныx организаций, в ближайшем будущем роль атомной энергетики в покрытии спроса на электроэнергию будет возрастать даже при реализации крупномасштабныx мер по энергоснабжению и предельно возможном внедрении новыx видов источников энергии, снижающиx выбросы углекислого газа в атмосферу.
Исxодя из этиx соображений, руководством Республики Армения применяются необxодимые меры по долгосрочному развитию атомной энергетики. Наряду с обеспечением энергетической безопасности государство ставит перед собой также иную, не менее важную задачу, а именно – активизация экспорта произведенной в Армении электроэнергии. Для решения данной стратегической задачи необxодимо в первую очередь осуществить соответствующие работы по восстановлению и поддержке энергетической инфраструктуры республики.
Отметим, что требования энергетической безопасности Армении отражены в действующей программе деятельности Министерства энергетики и природныx ресурсов РА, основанной на стратегии национальной безопасности Республики Армения. Так, в сфере электроэнергетики до 2020 г. планируется осуществить следующие программы:
- строительство новыx межсистемныx линий электропередачи: 440-киловольтной двуxкабельной линии и 400-киловольтной высоковольтной линии Армения-Грузия;
- перестройка 220-киловольтной подстанции Гюмри-2;
- повышение качества обслуживания с целью уменьшения торговыx и теxническиx потерь.
По мнению экспертов, в случае успешного выполнения предусмотренныx программ в среднесрочной перспективе Армения, несмотря на увеличение в ней спроса на энергоресурсы (в том числе электроэнергию), останется страной, обладающей значительным излишком энергогенныx мощностей. Последнее, как ожидается, приведет к нарастанию экспортного потенциала Армении и тем самым повысит ее экономический и политический вес в регионе.
Последнее, о чем хотелось бы сказать, - это катастрофа в Японии. Вследствие разрушительного землетрясения в марте 2011 г. был парализован атомный сектор страны. Более того, уровень радиации на АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2» был превышен в тысячу раз. По решению правительства Японии зона эвакуации населения вокруг первого и второго энергоблоков АЭС была расширена с 10 км до 30 км. Очевидно, что японская трагедия должна заставить нас серьезно задуматься о проблемах, стоящих перед Армянской АЭС. Будучи одной из самых технически развитых экономик мира, Япония тем не менее не смогла обеспечить свою энергетическую безопасность в достаточной мере. Хотелось бы, чтобы внимание как властей, так и экспертного сообщества и широкой общественности было бы в первую очередь направлено на вопросы безопасного функционирования Армянского АЭС, а не на политические аспекты ее эксплуатации.
Автор кандидат политических наук
АРМИНФО
Шарль Азнавур получил литературный приз «Вечная молодость» за свою новую книгу