15:11
NEWS.am приводит статью Оливии Уорд «95-летнее отрицание Турции», опубликованную на страницах «The Star»:
Некоторые из них были брошены в Черное море и утонули, а тысячи других мужчин, женщин и детей были вынуждены пройти через жаркую сирийскую пустыню без пищи и воды, умирая на пути в концентрационные лагеря.
Убийства в 1915 г. до 1,5 миллиона армян экстремистами движения младотурок в Османской империи в суматохе Первой мировой войны было тщательно задокументировано учеными, дипломатами, журналистами и свидетельствами переживших. Генри Моргентау, посол США в Османской империи, телеграфировал в Вашингтон о «систематическом плане разбить армянскую нацию».
После войны турецкий суд провел расследование военных преступлений и пришел к выводу, что лидеры резни были виновны в убийстве — однако они никогда не были заключены в тюрьму.
Спустя 95 лет после начала того, что получило название первого Геноцида 20-го века, Турция не примирилась с этим темным событием, призраки которого все еще преследуют отношения с соседней Арменией. Эта многомесячная резня отмечается 24 апреля — в день, когда сотни лидеров армянской интеллигенции были депортированы и убиты.
«У Турции иной взгляд на историю», — говорит Фади Хакура, турецкий эксперт в Чатем-Хаусе Лондона. «Она считает, что Геноцида не было: многие армяне были изгнаны из соображений безопасности или погибли от ужасов войны».
Турция утверждает, что во время войны местные армяне поддерживали вторгшуюся российскую армию и предательски восстали против османских властей. И многие армяне-христиане были убиты вместе с мусульманами в ходе гражданской войны. Депортация происходила, но это не было организованной попыткой уничтожить армянское население.
Так что никакого Геноцида.
Прошло почти сто лет, и все, кто был связан с массовыми убийствами, умерли вместе с Османской империей. Турция является союзником Запада, глобальным торговым партнером и кандидатом вступления в Европейский Союз.
Но усилия Анкары отгородиться от прошлого идут вразрез с усилиями других стран с облачной историей. Президент Германии извинился за Холокост перед израильским парламентом, а бывший южноафриканский лидер попросил прощения за боль и страдания, причиненные расистской системой апартеида. На прошлой неделе премьер-министр России Владимир Путин признал роль СССР в резне 22 000 поляков в Катыни во время Второй мировой войны.
Однако Турция по-прежнему рассматривает тему Геноцида армян как табу. А международные усилия признать его продолжают возмущать Анкару.
Почему спустя почти сто лет Анкара так настойчиво стремится скрыть мрачные события?
«В Турции есть двойственность руководства», — говорит Джордж Ширинян, возглавляющий Международный институт исследований геноцида и прав человека в Торонто.
«Существует демократически избранное правительство, которое ведет повседневные дела. Но существует также власть за кулисами, …которая состоит из самозваных защитников старых путей, в основном из военных и высших гражданских бюрократов».
Турция, по его словам, была основана на руинах старой Османской империи военными, которые играют заметную роль в экономике, а также в вопросах безопасности. Они хотят избежать унижения исторических военных деятелей прошлого, которое «не такое славное, как кажется».
Хотя страна модернизировалась «весьма заметным образом», говорит эксперт из Турции Генри Барки из Университета Лихай в Пенсильвании, «в Турции никогда не было демократической культуры».
Убийства армян долгое время оставались под покровом тайны, и общественные обсуждения преследовались.
После убийства в 2007 г. турецко-армянского журналиста Гранта Динка, который называл убийства Геноцидом, начались протесты, и преследование открыто выражающейся интеллигенции ослабло, хотя до сих пор на ее представителей националисты подают гражданские иски в суд.
Но молодое население Турции, в среднем 27 лет, более прогрессивное, чем их родители. И хотя истэблишмент либерализует свои взгляды медленно, новое поколение подхватывает быстро.
Правительство, тем временем, подписало историческое соглашение с соседней Арменией об установлении дипломатических отношений и открытии границ. Но тень Геноцида по-прежнему висит над двумя странами. Турция говорит лишь о том, что она согласится, чтобы историческая комиссия расследовала события 1915 г.
Это неприемлемо для многих армян, которые помнят пропавших членов семей, чья судьба до сих пор неизвестна: из двух миллионов армян в Османской империи накануне Первой мировой войны к 1922 г. остались менее 400 000.
Правительство Армении регулирует «стриптиз»