21:07
На сайте международного дискуссионного клуба «Валдай» опубликована статья профессора международных отношений в Ближневосточном техническом университете, теле- и радиокомментатора, обозревателя газеты «The New Anatolian» Хусейна Багчи. Об этом сообщает NEWS.am
Армяно-турецкие отношения вступили в новую фазу в октябре прошлого года. Главный вопрос сегодня заключается в том, как далеко эти две страны могут пойти рука об руку, согласно внешнеполитическому принципу министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу «ноль проблем с соседними странами». Из 10 соседей Турции лишь граница с Арменией остается закрытой с начала 1990-х гг. Раньше граница была открытой, пока Турция не решила, что у нее достаточно причин для того, чтобы закрыть ее, таким образом реагируя на оккупацию Нагорного Карабаха армянскими войсками и на последующее переселение тысяч граждан Азербайджана из региона. С самых первых моментов конфликта Турция заняла проазербайджанскую позицию, которая остается неизменной по сей день. Тем не менее, возникает вопрос: что Турция намерена делать в контексте своей политики «ноль проблем с соседними странами»?
Турция, очевидно, стоит перед дилеммой. С одной стороны, она взяла на себя международные обязательства, когда 10 октября 2009 г. подписала армяно-турецкие протоколы, не только перед великими державами мира, но и перед всем международным сообществом. Кроме того, реальность такова, что международное сообщество с большим интересом следит за политикой и стратегией Турции, особенно в последние 8 лет.
Турция имеет правительство, представляющее абсолютное большинство в парламенте, президента, который 2 года назад дал импульс процессу своими личными дипломатическими усилиями, и премьер-министра, который своими заявлениями удивлял и удивляет как друзей, так и «врагов». Сейчас — «новая Турция», как утверждают некоторые эксперты, и важно развеять страх перед ней, который имеют соседние страны. Мы уже видим, как в течение десятилетия наши отношения с Болгарией, Грецией, Ираном и Сирией из вражды превратились в дружбу.
Но почему турецким политикам так трудно подписать и ратифицировать протоколы, являющиеся настоящей вехой в армяно-турецких отношениях как в дипломатическом, так и в политическом отношении?
Как можно заметить, ответ находится в Баку, а не в Анкаре. В Турции широко распространено мнение, что она должна поддерживать Азербайджан при любых обстоятельствах. Так было с тех пор, когда Азербайджан получил независимость, и это является государственной политикой Турции. Однако правительство Тайипа Эрдогана, как утверждают, отличается от прежних правительств во многих сферах. Неужели это так? В принципе, да. Но среди турецких экспертов есть также некоторые критики, которые говорят, что внешняя политика Турции стала заложницей Азербайджана и потеряла свободу, которую она имеет в иных случаях. В обеих странах проводится новая политика, так как их главные игроки поменялись. Президент Азербайджана Ильхам Алиев — опытный политик, который эксплуатирует статус соседа Турции с целью использовать мускулы Турции как региональной державы для того, чтобы провести свою политику в отношении Армении. Проблема, таким образом, заключается в том, что Турция не является стороной, непосредственно вовлеченной в этот конфликт, и президент Алиев знает это. Также Турция знает, что она не играет главную роль в этом конфликте. Учитывая это, почему Турция чувствует себя обязанной быть на стороне Азербайджана? Не подход ли «два государства — одна нация» вынуждает Турцию оставаться заложником азербайджанской политики?
Факт в том, что Армения сегодня нуждается в Турции больше, чем когда-либо, и Турция нуждается в Армении не меньше. Открытие границы не будет означать, что Турция перешла на другую сторону и обернулась «против Азербайджана». Наоборот, открытие границы расширит горизонты и даст новое видение обеим странам. Невозможно объяснить международному сообществу и другим соседним странам, почему граница остается закрытой. Открытие границы сведет вместе тысячи людей, региональная экономика будет процветать, и Армения сможет открыть себя миру гораздо быстрее через Турцию. Покойный президент Тургут Озал в 1980-х предложил более тесные отношения с Арменией и поспособствовал открытию границы. Он пригласил Армению участвовать в Черноморском сотрудничестве вместе с Азербайджаном в 1992 г., чтобы создать форум для двух стран. После разрушительного землетрясения, от которого Армении пострадала в конце 1980-х гг., это было его решение, чтобы Турция отправила в Армению поезда с продовольствием и другими видами помощи.
В действительности, Турция на протяжении десятилетий была заинтересована в том, чтобы иметь тесные отношения с Арменией. Теперь Турция просит Армению проявить терпение в связи с этим процессом. Недавние визиты заместителя министра иностранных дел Турции Феридуна Синирлиоглу в Ереван и Баку, а также визит на прошлой неделе министра иностранных дел Турции в Баку могут рассматриваться как «политическая терапия» в отношении Азербайджана, объясняющая, почему Турция должна открыть границу с Арменией. Похоже, что Турция пытается переубедить президента Азербайджана, но он и на миллиметр не отступает от своей позиции. Ответ может быть: «А почему отступать ему?». Он знает об основных слабостях Турции и силе турецкого национализма в вопросах внутренней политики. Однако перед лицом истории он становится препятствием на пути политики Давудоглу «ноль проблем».
Чего же ожидать дальше? Не обсуждений по Геноциду, случайно возникающих в эти дни. Президент Обама не собирается затронуть вопрос Геноцида, хотя это то, чего ждет армянская диаспора. Слишком многое поставлено на карту между Турцией и Соединенными Штатами. Однако заканчивается также срок для турецкого правительства. Через год в Турции пройдут всеобщие выборы. Неясно, останется ли у власти Партия «Справедливость и развитие», а это означает, что протоколы должны быть ратифицированы в турецком парламенте насколько возможно скорее, чтобы политика «ноль проблем» могла осуществиться при этом правительстве.
Внешняя политика Турции изменилась, не потеряв основной принцип — оставаться на Западе и с Западом. Для достижения этой цели Турция должна выполнить обещание, которое она дала в прошлом году. Упреки в адрес Армении не помогут Турции. Турция сыграла ведущую роль в этих усилиях, и ей следует привести их к завершению. Будет ли Азербайджан недоволен, это другая проблема. Однако история принуждает Турцию предпринять действия в этом процессе, несмотря на протесты Азербайджана. Турция не может не открыть свои границы, так как это переведет отношения между двумя странами в новый социальный, политический, дипломатический и даже психологический (дискуссии о Геноциде) этап. Одним словом, ожидается, что Турция откроет границы, поскольку она обещала миру сделать это. Турция не может позволить себе роскошь быть «несправедливой» к соседней маленькой стране, будучи «справедливой» ко всем другим соседям. Визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию через две недели может оказаться полезным в решении этого вопроса. С исторической точки зрения Турция обязана открыть границы и быть справедливой как внутри страны, так и за рубежом, в том числе в отношениях с Арменией.
Правительство Армении регулирует «стриптиз»