16:08
Полностью оставляя свою прежнюю инвестиционную политику, основной авиаперевозчик Армении, авиакомпания «Армавиа», отменяет свои планы по расширению в Европу и переходу к европейским стандартам и заменяет свои современные самолеты более старыми советскими моделями в целях сокращения расходов. Об этом сообщается в депеше посольства США в Ереване от 5 апреля 2004 г., обнародованной сайтом «WikiLeaks». Этот шаг нарушает соглашение «Армавиа» с правительством Армении и является вотумом недоверия к коммерческой жизнеспособности современной авиакомпании, обслуживающей европейские маршруты из Еревана.
«Боб Чаплин, британский консультант, который осуществлял руководство «Армавиа», сказал нам, что директора «Армавиа» решили, что инвестиции, необходимые для расширения услуг «Армавиа» в города Европы, неоправданны. В частности, он сказал, что они не желают принять убытки в первые годы инвестиции и предпочли прикарманить доходы от дешевых, но прибыльных по отмеченному маршруту полетов в СНГ. По словам Чаплина, на данный момент «Армавиа» продолжит осуществлять текущие европейские рейсы во Франкфурт и Амстердам, чтобы избежать лишения исключительных лицензий на маршруты, за которые компания выплатила $14,5 млн. Чаплин отметил, что эти маршруты останутся прибыльными в течение лета, но после этого он ожидает, что «Армавиа», вероятно, попытается продать лицензии или ликвидироваться в течение следующей зимы.
Внезапная реорганизация активов «Армавиа» указывает на четкую стратегию выхода из европейских маршрутов. «Армавиа» передаст три из пяти своих «Airbus 320» Сибирским авиалиниям в России и заменит их на старые советские самолеты, которые не имеют права приземляться в европейских аэропортах. (Примечание: Сибирские авиалинии владеют контрольным пакетом акций «Армавиа».) Авиакомпания прекратила также переговоры с «Lufthansa» по интерлайн-соединению через Франкфурт и отозвала свою заявку на сертификацию в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
«Директора – слишком русские»,– сказал нам Чаплин, когда его спросили, почему «Армавиа» потерпела неудачу в своих планах стать западной авиакомпанией. Затраты на то, чтобы соответствовать европейским стандартам, оказались гораздо больше, чем ожидали директора или были готовы понести их. Он подчеркнул в качестве примеров тот факт, что директора отказывались от полетов регулярных рейсов, когда они были не полными, отказывались заключать контракт с юристом для ведения переговоров по интерлайн-соглашениям, а также отказывались открывать свои самолеты и их журналы для инспекции третьими лицами.
Уход «Армавиа» от своей стратегии нарушает некоторые инвестиционные условия ее контракта с правительством Армении, однако еще не ясно, как отреагирует правительство. В случае существенного нарушения правительство имеет право отменить лицензии «Армавиа» и перепродать их другой авиакомпании. По словам Виктора Мнацаканяна, советника по юридическим вопросам министра юстиции Давида Арутюняна, министр знает о шаге «Армавиа», но правительство еще не приняло никакого решения о том, как отреагировать.
Если правительство Армении отзовет лицензии «Армавиа», оно может заметно усугубить положение: ущерб «Армавиа» в $14 млн., скорее всего, отправит сигналы опасности потенциальным инвесторам. Изменение стратегии «Армавиа» является серьезным ударом по отрасли гражданской авиации Армении, предполагая, что Армения не может поддерживать авиакомпанию, которая отвечает современным западным стандартам, и лишая страну, не имеющую выхода к морю, жизненно важных транспортных связей».
Шарль Азнавур получил литературный приз «Вечная молодость» за свою новую книгу