Лидер Объединения «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян в эксклюзивном интервью newcaucasus.com рассказывает о выведенной им Формуле демократичности государств, конфликтах и российском влиянии на Южном Кавказе. «Наши конфликты часто навязываемы извне... инициаторы конфликтов преследуют другие цели – с одной стороны говорить о праве народов о самоопределении, а с другой - уничтожать тот народ, который произносит это слово», - считает он. По мнению Айрикяна, в странах региона необходимо провести люстрацию, чтобы избавиться от внешнего влияния. В качестве примера он приводит и такой факт: «В Армении день чекиста отмечается как день государственного праздника – день сотрудников национальной безопасности Армении»...
- Вы утверждаете, что вывели формулу, благодаря которой можно будет повысить уровень демократии в различных странах...
- Я вывел формулу для того, чтобы демократия была представлена в цифрах, так как часто, когда обрисовывают демократическую ситуацию в той или иной стране, заметен субъективный подход. А когда демократия выражена арифметически, то в этом случае просто сравниваешь цифры. Сама формула была придумана как стандарт измерения уровня демократии, но затом эта же формула способствует тому, чтобы найти наилучшие формы, достичь наилучшего уровня демократии. Формула с самого начала базировалась на правах человека и, в частности, на праве гражданина быть равноправным участником всего демократического процесса. Человек хочет не просто быть участником выборов, но и чувствовать, что он является важной единицей общественной и политической жизни.
Ни один голос избирателя данного в пользу какого-либо кандидата не должен оставаться вне процесса управления страной по причине несовершенства парламентской системы. В парламенте каждый депутат должен голосовать в соответствии с полученными им (в том числе переданным со стороны проигравших кандидатов) голосами, то есть в каждом из голосований парламента должны участвовать столько голосов, сколько избирателей участвовало в выборах. Таким образом, парламентские голосования приближаются к референдуму по вопросу, поставленному на голосование, но, в отличие от референдума, в вопросах, требующих профессионального подхода, ответственность несут не граждане, а пользующиеся их доверием депутаты.
Мы в свое время давали приблизительную схему государственной структуры. В этой формуле отражаются все ветви власти – исполнительная, законодательная, судебная. Совместив отдельные требования ко всем основным ветвям власти и суммировав в одной формуле, мы, во-первых, получаем результат, по которому можно судить об уровне демократии. Во-вторых, мы сможем понять, где, в какой сфере и что мешает развитию демократии в нашей стране. Локк и Монтескье говорили о разделении власти не ради самоцели, а для того, чтобы результатами борьбы между разными ветвями власти пользовался гражданин. Чтобы гражданин был более защищенным. Почему-то политиками эти уроки игнорируются и они большей частью руководствуются удобствами для себя – как им удобнее и легче руководить. Потому и идут на ограничения представительности парламентов, идут на ограничения прав гражданина. Народ объявляется высшим источником власти, но часто, где возможно непосредственно народу дать власть, политики осуществляют ее через парламент, называя это парламентской республикой. Одним словом, эта формула ведет к тому, чтобы люди вернулись к реальным установкам демократического государства, действительного разделения ветвей власти, усовершенствования демократической ситуации в собственном государстве. Конечно, формула не является абсолютной истиной, но она может стать одним из стандартов. В независимости от того, пользуешься ты ярдом или метром, ты пользуешься разными метрическими стандартами для измерения.
Можно обратить внимание на то, что все, кто игнорирует демократические принципы, как правило, утверждают, что у них «своя демократия». Но если учитывать, что демократия базируется на правах человека, на равноправии граждан, что является высшим принципом, то из этого исходит, что не должна спекулироваться идея национальных демократий. Я сам политик и понимаю, что об этом политики не любят говорить, понимаю, чем они руководствуются. Я считаю одним из больших недостатков то, что с народом дозволено говорить о «своей демократии». Но возьмем конкретные примеры – британскую и голландскую системы демократий. Они отличаются друг от друга. Просто культура терпимости, культура уважения прав человека у них на таком высоком уровне, что не заметна порочность одной из этих демократий, в частности, британской. Самое главное понимать, что демократия базируется на правах человека и любая демократическая система должна гарантировать прежде всего равноправие граждан не только в дни выборов, а во время всего промежутка между выборами, во время всего процесса действия демократических институтов.
Если сказать в двух словах о формуле, то этой формулой можно измерить уровень демократичности государства и посредством нее можно вернуться к забытым принципам, в основном изложенным в трудах Монтескье.
- Каков уровень демократии в странах Южного Кавказа, если измерять его по вашей формуле?
- По этой формуле очень легко измерить данный уровень в самых разных государствах. Я создал формулу, но не брал на себя смелости измерять уровень демократии. Американские специалисты провели свои измерения, из которых следовало, что у нас плачевное положение. Грузия, до последних изменений в Конституцию имела, по крайней мере, по этой формуле, больший процент демократичности, чем после внесенных изменений, так как исполнительная власть избиралась непосредственно народом. Сейчас, после конституционных изменений по непонятным европейским моделям, Грузия, которая могла бы быть примером для Азербайджана и Армении, оказалась откинутой назад. Что касается Армении и Азербайджана, то демократия не является высшей ценностью для азербайджанских или армянских политиков. Они могут иногда разглагольствовать об этом, но я в Армении вижу, что для них демократия – просто пустые слова. Суть этого понятия никого не интересует и нет никакого стремления превратить Армению в демократическое государство. То же самое происходит в Азербайджане, для чего прекрасно используется Карабахский конфликт, навязанный нам еще в 20-х годах прошлого века, который затем разжигал и Михаил Горбачев. Кстати, конфликты используются и для того, чтобы оправдать недостатки существующих демократических систем.
- В Армении в 2012 году пройдут парламентские выборы. Собирается ли в них участвовать ваша партия?
- Пока мы не определились. В прошлых так называемых выборах мы не принимали участия, так как заранее было очевидно, что это будут не выборы. В открытую, нагло использовался массовый подкуп избирателя, взятки. Использовались различные государственные структуры для того, чтобы ввести как можно больше госслужащих, чиновников в так называемую «Республиканскую партия». Участвовать в подобном фарсе ни я, ни мои соратники не видели никакого смысла. В 2012 году вряд ли в Армении состоятся выборы в прямом смысле этого слова, но этот процесс мы готовы превратить в акцию. Мы уже подали заявку, приглашаем другие политические силы к этому. Готовы совместными силами добиться парламентского большинства и затем принять закон о полноценной демократии, внести изменения в Конституцию с тем, чтобы увеличить частотность выборов, после чего распустить парламент и провести реальные выборы. Это наша программа и мы готовы объединить вокруг нее другие политические силы или начать новое движение на гражданском уровне. Таким образом, есть два варианта – либо объединяются партии, либо мы начинаем гражданское движение с целью демократизации Армении. Эти выборы мы рассматриваем лишь как первый шаг к демократизации Армении и как только будут приняты конституционные изменения, мы одновременно проведем референдум по реформе Конституции и будет принят закон о выборах. При новой парламентской системе ни один голос ни одного гражданина, принявшего участие в выборах, не будет потерян. Все голоса дойдут до парламента и все голоса при каждом парламентском голосовании будут учтены. Затем пройдут выборы по новой системе и, если наша идея найдет поддержку, то в Армении не будет главы государства. Главой государства станет Конституция, будет избираемая максимум на три года исполнительная власть, избираемый парламент, либо по пропорциональной либо по мажоритарной, но многомандатный, чтобы не потерялся ни один голос. Парламент также будет избираться максимум раз в три года, желательно раз в два года. Будет восстановлен конституционно институт присяжных и все судьи второго эшелона также будут избираемы. Эти изменения сделают Армению демократичным государством и гражданин будет чувствовать себя хозяином своей страны, а не инструментом в руках политиканов. В этом случае мы пойдем на выборы. в противном случае нет смысла бороться против мельниц.
Я понимаю, что я добился того,чтобы Армения стала многопартийной страной. Раньше в Армении были коммунисты и наша партия. Партия «Дашнакцутюн», «Республиканская партия» возродились в Армении на базе наших движений – «Национальное самоопределение», а до этого – «Национальная объединенная партия». Но тот период уже прошел, родились «дети» и ты должен работать совместно с ними. Но если дети попали под влияние КГБ, то это самая важная проблема... Наша политическая система должна быть избавлена от агентурной сиситемы, прежде всего – КГБ.
- Вы имеете в виду люстрацию?
- Да.
- В парламенте Грузии инициирован закон о люстрации. Что это, по-вашему, даст стране?
- Многие специалисты считают, что развитие постсоветских стран во многом связано именно с этой проблемой. Страны, которые избавились от агентуры КГБ, как страны Балтии, Восточной Европы, они сегодня находятся совсем в другом политическом, моральном и психологическом положении, чем те, которые до сих пор находится под влиянием агентуры КГБ, порой даже в открытую... Для примера хочу сказать о том, что в Армении день чекиста отмечается как день государственного праздника – день сотрудников национальной безопасности Армении. Это даже не просто позор, это делается для того, чтобы максимально разочаровать граждан страны. Как можно, чтобы Армения, которая 94-мя процентами голосов сказала нет большевизму, сегодна отмечает день чекиста!? Это делается не случайно, это проводится политика деморализации.
- Вы говорили о том, что преодолеть советский синдром после развала СССР было бы намного проще не по одиночке, а вместе, как это сделали страны Балтии. Как по-вашему, существует ли перспектива объединения Южного Кавказа?
- 12 января 1988 года в Армении собрались лидеры украинских, грузинских и армянских национальных демократических диссидентских движений. В частности, из 9 человек пятеро были из Армении и по двое из Грузии и Украины. Из этих девяти трое впоследствии стали национальными героями своих стран. Это исключительный случай в истории человечества, когда собрались представители разных народов еще в составе империи, приняли решение и затем стали национальными героями своих стран. У нас им стал Мовсес Горгисян, в Грузии - Мераб Костава, в Украине – Вячеслав Чорновил. То есть, на первых порах, когда мы начинали наши встречи, представителей стран Балтии еще не было с нами. Были встречи во Львове, Тбилиси, затем в Вильнюсе к нам присоединились и представители других национальностей. Мы начинали нашу деятельность совместно. На Пражской конференции к нам присоединились и азербайджанцы – Тофик Гасымов и председатель Социалистической партии Араз Ализаде. Пражской конференции морально покровительствовал Вацлав Гавел. На конференции я был переизбран президентом Координационного центра. Кстати, Центр был основан в Париже и его основывали, пусть это не звучт нескромно, - армяне, грузины, украинцы. Потом уже присоединились представители других народов. Центр объединял все народы и для многих было неожиданным видеть вместе армян и азербайджанцев. Кстати, на Пражской конференции будущий министр иностранных дел Азербйджана Тофик Гасымов и будущий президент Армении Роберт Кочарян совместно обсуждали общие проблемы и совместно приняли резолюцию. Когда борешься за независимость своего народа, все очевидно и четко определено – у нас нет независимости, мы не являемся субъектами международного права и добиваемся этого. Сейчас положение немного затруднено тем, что ты являешься субъектом международного права, но твои власти часто находятся под прямым влиянием другой страны.
В международной практике нет такого, когда за государственный «долг» национальное имущество было передано другому государству. Такое сделали власть имущие в Армении в сговоре с российскими шовинистами, дельцами, олигархами. Это была неслыханная сделка! Я знаю, что в Международном валютном фонде были поражены этой информацией. Нормальное правительство на такой позорный шаг не пошло бы. Как можно передавать за 100 миллионов долларов долга имущество, превышающее стоимость самого долга в 10-15 раз?! Тем более, что в Армении на тот период экономическая ситуация не была настолько катастрофической.
Основная проблема Армении, Азербайджана, Грузии – пренебрежительное отношение к демократическим принципам. Именно поэтому я преподносил эту формулу в последние три-четыре года, надеялся, что мы придем к какому-то соглашению, даже не обязательно на правительственном уроне. Вначале можно было бы и на уровне политических партий и общественных организаций, так как это не политический вопрос, а больше правовой и автоматически стали бы союзниками по вопросу, который стал бы предопределяющим для громадного круга проблем. То есть, если у нас возникает конфликтная ситуация и мы не смотрим на нее с политической точки зрения, а лишь с правовой, то это намного облегчает решение конфликта. Демократическим правительствам, которые действительно представляют свой народ, взаимопонимания с другими народами легче достичь. Сейчас, когда на Южном Кавказе мы имеем конфликт между Арменией и Азербайджаном, нельзя говорить о полноценном сотрудничестве в формате региона. Сегодня те, кто говорит о нашей обреченности жить по соседству и жить дружно, объявляются чуть ли не предателями. Цель моей формулы не минимизировать напряженность в зонах конфликта, но косвенно ее задействование приведет к этому. Если в Азербайджане поймут, что первоначальная задача – превратить граждан в полноценных хозяев этой страны; что первоначальная задача армянских политиков и общественных деятелей не то, чтобы Паруйр Айрикян, или Серж Саркисян, или Левон Тер-Петросян были бы хозяевами Армении, а народ, что реально осуществимо через эту формулу, то и остальные вопросы будет проще решить. Почему сегодня сложно решить общие проблемы? У нас сегодня нет общих принципов, мы говорим о разных ценностях, о разных подходах. Когда у нас будут общие ценности, когда человек для нас станет превыше всего, мы сможем сказать, что живем в едином пространстве, которое общее для всех. Изменится отношение к конфликтам. Для того, чтобы преодолеть антагонизмы, необходимо иметь общие ценности, которыми являются права человека.
Когда в 80-ые годы мы начинали уже открытую деятельность, создали официально действующую альтернативную оппозиционную партию – Объединение «Национальное самоопределение», в Грузии существовал Комитет защиты политзаключенных. Во время наших встреч мы обсуждали, что в XII-XIII веках, когда не было независимого армянского государства, но существовало общее армяно-грузинское государство, характерно, что именно тот период считается серебряным веком армянской культуры и золотым веком грузинской культуры. Говорили о том, что мы должны стремиться к созданию своего рода федерального армяно-грузинского государства. Мераб Костава и я руководствовались тем, что такой исторический опыт был и он оправдал себя. К сожалению, потом было мое выдворение в Эфиопию, убийство Костава и мы не смогли развить эту идею. К сожалению, нашим недругам удалось впоследствии разжечь армяно-азербайджанский конфликт, но я очень рад, что в армяно-грузинских отношениях, несмотря на то, что в силу объективных обстоятельств в Грузии часто проявляют недовольство Арменией, имею в виду «тесные» армяно-российские отношения, в Грузии нет нетерпимости. То же самое происходит в Армении. Я рад, что армяно-грузинские отношения не оказались во власти международных провокаторов.
- Вы предлагали формулу другим странам?
- Я предложил ее послу Грузии в Армении. Он мне ответил, что хорошо было бы передать формулу грузинской оппозиции, чтобы они ее передали грузинским властям. Затем я послал формулу по электронной почте и сотрудникам президентского аппарата Грузии. Кстати, заинтересованность этой формулой проявили некоторые конгрессмены США, ученые круги. Формулой заинтересовались даже в Иране.
- Конфликты на Южном Кавказе серьезно тормозят развитие всех наших стран. По-Вашему, существует ли приемлимое для всех сторон их решение или же эти конфликты представляют собой некий гордиев узел?
- В мире было много конфликтов, которые остались в прошлом. В то же время появляются новые конфликты. Самый лучший путь – достичь ситуации, при которой конфликтующие страны будут находиться в одной системе ценностей. В этом случае резко уменьшаются риски возникновения конфликтов. Некоторые конфликты специально разжигаются по политическим соображениям. Если народы будут руководствоваться одними ценностями, которые будут закреплены в Конституциях, то и решения будут находиться проще.
Хотя я с удивлением узнал, что в Грузии намерены изменить число депутатов, так как было заявлено, что референдум проходил не на всей территории страны и потому его решение недействительно. По такой логике получается, что и парламент не парламент, и президент не президент... Конституция должна быть священной. Внешние конфликты порой начинаются и потому, что ты внутри своей страны с недостаточным уважением относишься к собственной Конституции, к правам человека. Беспринципность приводит к беспределу. Наши конфликты часто навязываемы извне, но именно потому и навязываемы, что инициаторы конфликтов преследуют другие цели – с одной стороны говорить о праве народов о самоопределении, а с другой стороны - уничтожать тот народ, который произносит это слово.
Модель Европейского союза для нас – образец примирения противоречий. Если народ, скажем, армянский, поймет, что он является представителем, гражданином не только Армении, но и всего земного шара, изменится отношение к системе ценностей и то же самое произойдет в Азербайджане, Грузии, желательно, чтобы как можно быстрее это произошло в России, то многие проблемы, пробуждающие конфликты, автоматически исчезнут.
В моей формуле я ничего нового не выдумал, я просто доводил до логического конца идею равноправия граждан. У нас есть пример, опыт Европы и мы должны очень четко, строже, чем даже сами европейцы, придерживаться принципов равноправия. Когда мы говорим о свободе, нужно помнить, что необходима свобода от внешнего давления, внешних провокаций. Например, когда в Армении говорят об армяно-азербайджанском конфликте, вспоминают покровительство России. Я считаю, что конфликт нужно решать либо под покровительством международного сообщества, либо без какого-либо вовсе, но ни в коем случае не под российским покровительством, американским, турецким по отдельности.
29.08.2011 /
Автор: Беседовал Ираклий Чихладзе, специально для newcaucasus.com