11:20
Интервью министра культуры Республики Армения Асмика Погсяна
- Асмик Степановна, культурные связи советской и независимой Армении с зарубежными странами развивались много лет с вашим участием. Чем они примечательны?
- История культурных связей независимой Армении с зарубежными странами берет свое начало в советском АОКСе – Армянском обществе культурных связей – признанным лидером налаживания дружественных контактов средствами народной дипломатии. АОКС – одно из лучших достижений советской страны, ставшее тогда составной частью Союза советских обществ дружбы. В его работу вовлекались все слои населения, и это консолидировало общество, позволяло собирать и сохранять национальное наследие – как духовное, так и материальное. К примеру, самый большой архив Комитаса вывезен из Франции и создан благодаря деятельности АОКС. Это бесценное сокровище для нашего народа и всех армян мира.
АОКС имеет очень интересную и полную драматизма историю. Оно сформировано по решению Верховного Совета республики в далеком и тревожном 1944 году. Еще шла война, но Победа была не за горами и предстояла большая работа по восстановлению разрушенной страны. В послевоенные годы на АОКС возложили и сложный процесс репатриации армян, которых надо было интегрировать в общество, создавать условия для вхождения в новую жизнь. Только в 1964 году работа с зарубежными армянами отпочковалась от АОКС в отдельную структуру – в Комитет по работе с Диаспорой.
Параллельно с решением проблем возвращающихся на Родину армян начался и реальный процесс налаживания отношений с другими странами. Именно через эти структуры шел взаимообмен национальными культурными традициями. Народная дипломатия в те годы опережала государственную. Сближение шло по пути народной дипломатии, и это позволило в короткие сроки создавать отделения дружбы с разными странами.
В декабре 1988 года на Армению обрушился невиданный по силе удар подземной стихии. Спитакское землетрясение унесло жизни 25 тыс. человек и вывело из строя треть экономической мощи республики. Первая зарубежная помощь подоспела по линии АОКС. Вскоре она стала настолько масштабной, что наш оперативный штаб в аэропорту не успевал принимать самолеты с грузом от наших партнеров для распределения в зоне бедствия.
За стихийным бедствием последовал политический распад СССР. Независимость далась нам нелегко. В новорожденной стране разом встали многочисленные проблемы. Все общественные организации одномоментно лишились государственного финансирования. Я была свидетелем этого болезненного процесса. Лишились кислорода не только мы, но и вся экономика республики.
- Как складывались отношения в новых условиях с Росзарубежцентром?
- Какой-то период мы не могли ничем похвастаться. Шел трудный процесс адаптации. Но сразу стали сотрудничать с Росзарубежцентром при МИД России.Мы убеждались, что двусторонние связи можно сравнительно быстро и безболезненно реанимировать. А вот как выходить на связь с зарубежными странами, когда центральных структур в Москве не стало? Постепенно приходило понимание того, что, хотя структуры перестали существовать, друзья-то остались. Именно они на первых порах и лоббировали наши интересы.
Традиции АОКС помогли нам выстоять и наладить работу. Интеграционные процессы снова набирают силу. В Армении открылось представительство Росзарубежцентра, а год назад в Армении активно заработало представительство Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Для нас отношения с Россией и в советские годы, и сейчас приоритетны. Наше отношение к русскому народу и русской культуре неизменно. Все совместные крупные проекты рождаются на базе русского языка и русской культуры. Взять хотя бы форум переводчиков стран СНГ или Дни русского слова и Сезоны русской культуры в Армении, которые проводятся под патронажем президентов двух стран.
Сегодня в армянском обществе развернулась дискуссия по вопросу иноязычных школ. Считаю, что все высказанные в прессе опасения лишены оснований. Десятки лет в советские годы армяне получали образование на русском языке, но не перестали быть армянами. Более того, мы благодаря знанию русского языка и информационному потоку на нем мыслим масштабно, широко. Просто мы так долго ждали своей государственности, что чувство осторожности толкает на неадекватное противодействие. Эти страхи ни в коем случае нельзя связывать с русским языком. Это скорее стремление перестраховаться.
Многие инициативы в рамках СНГ исходят именно от России и Армении. Дело в том, что Армения четко выполняет свои обязательства, в том числе и по линии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Весь прошлый год АОКС провел под знаком юбилея Чехова. Российская сторона подключилась к организации юбилея Мгера Мкртчяна. Было бы неплохо, если бы Россотрудничество выступило с инициативой и собрало в Армении все родственные структуры СНГ. Надо больше общаться, подключать молодежь к этому процессу.
Хотя сегодня АОКС имеет своих партнеров и работает с 25 странами, а это Китай, Япония, Египет на востоке, Франция, Италия, Германия, США и другие на западе, страны СНГ на постсоветском пространстве, тем не менее самый большой объем работы осуществляется с Россией. Общественной работе помогают государственные договоры, они придают ей уверенный характер. В этом плане должность министра культуры серьезно помогает общественной работе. С высоты занимаемой позиции вижу, что можно и нужно перебросить с государственных плеч на общественный сектор. Благодаря этому видению мне удается своевременно переключать армянские общественные организации на двусторонние и многосторонние связи. Такой подход, несомненно, повышает качество работы общественных организаций, что в свою очередь укрепляет независимость страны, дает ей перспективу развития.
Как-то в своем выступлении в Москве народный артист СССР Сос Саркисян сказал замечательную фразу: “Дружба в косметике не нуждается!” Время показывает всю мудрость этих слов.
Левон ОГАНЕСЯН, “Голос Армении”
Галустян и его жена под угрозой физического насилия