10:33
19 августа начинается визит Президента России Дмитрия Медведева в Армению, где он встретится со своим коллегой Сержем Саргсяном. Ожидается подписание важных документов, касающихся сотрудничества по целому ряду экономических вопросов, включая энергетический сектор.
Кроме того, стороны подпишут документы о продлении аренды Россией военной базы в Гюмри аж до 2044 года. А 20-21 августа Медведев и Саргсян примут участие в заседании Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ) в Ереване.
К этому визиту приковано большое внимание СМИ, особенно азербайджанских. Причем ряд экспертов критикуют Россию за "чрезмерное развитие отношений с Арменией (которую она, дескать, тащит на экономическом буксире) в ущерб отношениям с Азербайджаном".
Насколько обоснованы подобные утверждения? Какая выгоду сулит России развитие отношений с Арменией? На эти и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил депутат Госдумы РФ, директор Института СНГ и стран Балтии Константин Затулин.
— Мотивы азербайджанских СМИ очевидны. Всякое развитие отношений России и Армении в Азербайджане воспринимают с ревностью. Причем над азербайджанскими журналистами довлеет предвзятость.
Армения действительно получает помощь России, но последняя имеет от этого многостороннюю выгоду. Об этом наглядно говорят российские инвестиции в армянскую экономику. И они не являются "дарениями". Взять хотя бы то, что Россия занимает серьезные позиции в местной энергетике (в том числе и ядерной) и имеет от этого немалые доходы. Кроме того, Закавказская (армянская) железная дорога фактически находится под управлением Российских железных дорог.
Есть интересы у Москвы и в отношении разработки армянских недр, а также по цветной металлургии. Как известно, Армения, в отличие от того же Азербайджана, богата цветными металлами.
Экономический потенциал Еревана меньше, чем у Баку. Ведь Азербайджан эксплуатирует нефтегазовые месторождения Каспийского моря. Тем не менее, благосостояние жителей Армении выше, чем у граждан Азербайджана. Во-первых, не последнюю роль играет то обстоятельство, что механизмы перераспределения богатств в Армении справедливее, чем в Азербайджане, где доходы, по сути, стекаются в одни руки. Кроме того, играет свою роль и такое качество армянского народа, как предприимчивость. Не случайно в Армении очень активно развивается малый и средний бизнес.
— А что в политическом плане?
Что касается наших тёплых отношений с Арменией, то они во многом определяются благодарностью здешнего народа по отношению к России. Ведь это она спасла его от уничтожения агрессивными соседями, в том числе турками.
Нельзя не отметить в развитии двусторонних отношений и положительную роль влиятельной армянской диаспоры, живущей во многих странах мира. Её вес распространяется как на политику, так и на экономику. И успехи её куда больше, чем у нашей диаспоры. И она очень дружественно настроена по отношению к России.
— Россия выстраивает отношения с Арменией, но одновременно пытается строить их и с Азербайджаном. Взять хотя бы то, что мы стремимся перекупать азербайджанский газ, чтобы сохранить свою монополию на поставку "голубого топлива" с территории бывшего постсоветского пространства. Не помешает ли одно другому?
— Россия действительно хотела бы выстраивать нормальные отношения с Азербайджаном. Но уровень взаимодействия с Арменией не в пример выше. И в Баку, и в Ереване склонны рассматривать отношения с Москвой через призму "или мы — или они". Но альтернативы развитию наших отношений с Арменией нет.
Также вполне ясны стремления азербайджанской стороны. Как известно, её нынешний лозунг — "Две страны — один народ". О России здесь речи нет. Баку видит свой курс тесно связанным с Турцией.
Что касается Армении, то она должна понимать, что поддержание дружественных отношений России с Азербайджаном в её интересах. Это своего рода гарантия того, что Баку не развяжет против Еревана войну. Не случайно, что Россия стремится быть надежным посредником в урегулировании Карабахского конфликта.
— Удастся ли в обозримом будущем решить Карабахскую проблему?
— Как известно, никто её скорое решение и не обещал. Дело в том, что Азербайджан и Армению разделяет пролитая кровь. А это резко осложняет возможности для налаживания диалога. И вряд ли в обозримом будущем отношения между ними улучшатся. Я считаю приемлемыми принципы урегулирования, обозначенные тройкой сопредседателей Минской группы. Однако нет главного — доверия друг к другу между Азербайджаном и Арменией.
— Существует ли возможность у Азербайджана надавить на Армению, используя внешниерычаги воздействия?
— Сопредседатели Минской группы по урегулированию (США, Россия и Франция) отнюдь не на стороне Баку. В их заявлении никогда даже не говорилось о возвращении Азербайджану Нагорного Карабаха, он подразумевался как отдельная территория. Страны Минской группы также не могут не учитывать того факта, что юридически претензии Баку на Нагорный Карабах очень слабые. Ведь он принадлежал Азербайджану только в советское время.
— В последние месяцы ситуация в зоне конфликта резко обострилась. Риторика азербайджанского руководства стала очень воинственной. Едва ли не каждый день стреляют, та и другая стороны несут потери. С чем это связано и есть ли шанс избежать перерастания напряженности в полномасштабное столкновение?
— Это во многом определяется тем, что Баку недавно удалось добиться дипломатической победы. Фактически под его нажимом Анкара была вынуждена прервать процесс восстановления отношений с Ереваном. А это вскружило руководству Азербайджана голову и заставило думать о том, что звездный час для восстановления контроля над Нагорным Карабахом настал. В результате сейчас в Баку преобладают реваншистские настроения.
— Но удастся ли это? Моральный дух и боевые качества армянских военных на порядок выше, чем у азербайджанских, это признают большинство военных экспертов…
— Смею предположить, что наученное горьким опытом азербайджанское руководство пока не станет доводить дело до полномасштабной войны. Громкие заявления и стрельба в зоне конфликта призваны, по замыслу Баку, обратить внимание международных посредников, чтобы выторговать какие-то уступки.
Я убежден, что Азербайджан никогда не восстановит свой контроль над Нагорным Карабахом. Он может сделать это только силой. Но для этого пришлось бы стереть с лица земли не только Армению, но и всю многочисленную и влиятельную армянскую диаспору, находящуюся за ее пределами. И чем быстрее в Азербайджане осознают бесперспективность и тупиковость этого пути, тем лучше для него же самого.
Обострения в зоне конфликта вызывают серьезное беспокойство. И дело не только в военном аспекте. Напомню, что во время неудачной войны 1991-1994 гг. Азербайджан преследовали государственные перевороты. И в случае малейшей неудачи разжигателей войны может постигнуть та же участь.
Правда.Ру
Галустян и его жена под угрозой физического насилия