11:45
NEWS.am представляет интервью с депутатом парламента Ливана, представляющим союз «14 марта», членом Социал-демократической партии «Гнчакян» Сепухом Калпакяном...
Г-н Калпакян, как Вы оцениваете нынешний этап армяно-турецкого процесса? Многие эксперты отмечают, что армяно-турецкий процесс мертв, другие считают, что процесс пока жив, и в удобный момент он вновь будет активизирован.
Я думаю, что достоин оценки шаг президента Армении Сержа Саргсяна — приостановить процесс. По-моему, армяно-турецкие отношения пока нуждаются в обсуждении, в прояснении. В дальнейшем, думаю, международное сообщество попытается, так сказать, округлить результаты процесса и сделает попытки продолжить его. Однако это не означает, что мы должны сидеть, сложа руки, а, наоборот, должны продолжить работу со всем армянством, чтобы довести до зрелости этот процесс и всей нацией быть готовыми к его продолжению. Чтобы мы все восприняли, каковы цели установления отношений с Турцией, куда мы идем, для чего, какая нам от этого польза и какой вред.
Хотя все это время говорилось, что в протоколах нет предусловий, всем нам ясно, что существует предусловие, и это предусловие — разрешение нагорно-карабахского вопроса. Сегодня мы видим, что вопрос Арцаха находится на весьма критическом этапе — вплоть до того, что возможно возобновление войны. Мы не сторонники возобновления войны и считаем, что мы ни в коем случае не должны снова уступить нашу историческую родину, которую завоевали кровью.
А пока армяно-турецкий процесс приостановлен, что, по-вашему, должны делать власти Армении?
Мы предлагаем Сержу Саргсяну создать комитет, в который войдут традиционные партии. Пусть этот комитет попытается в этот мертвый период вновь изучить армяно-турецкий процесс, разработать предложения, указать на те трудности, которые могут появиться при возобновлении процесса, а также давать ориентировку властям Армении для преодоления тех или иных трудностей. На протяжении десятилетий мы ведем борьбу в диаспоре, все это время мы высоко держали наш флаг, и опыта у нас больше, чем у властей на родине.
Многие считают, что ратификацию армяно-турецких протоколов нужно было не приостановить, а выбросить на помойку эти документы, и с Турцией следовало бы подписать новое соглашение. Вы тоже считаете, что отношения с Турцией нужно начать с чистого листа?
Это один из способов. Но также можно внести уточнения и прояснения в существующие протоколы и продолжить процесс. Однако, пока Турция не признала, что совершила Геноцид, думаю, все нужно отложить. И только после этого можно сесть и говорить об установлении нормальных отношений.
А как Вы оцениваете российско-турецкое сближение? Как эти отношения могут повлиять на армяно-турецкий процесс?
С первого взгляда эти отношения неблагоприятны. Должен сказать, что в последнее время Турция со всеми странами ведет, так сказать, политику открытых дверей. Взять хотя бы Ливан и окружающие страны. Вы не представляете, насколько положительно сегодня настроены по отношению к Турции в Ливане. Средний Восток, Сирия и все другие страны будто влюбились в Турцию. В последнее время часто проходят встречи между властями Турции и Ливана, Сирия и Ливан уже открыли свои границы, и можно без визы ехать в Турцию. Во всем этом мы видим хитрую политику Турции. У Анкары одна цель — устранить таким образом армянский вопрос.
Каждый год, когда в армянской общине Ливана мы отмечали годовщину Геноцида, представители высшей власти страны всегда присутствовали на этом мероприятии. А в этом году, когда мы отмечали 95-ю годовщину, власти Ливана не захотели присутствовать. Это означает, что необходимо положить конец жесткой позиции по отношению к Турции. Так что любое сближение, которое происходит между Турцией и другим государством, будет влиять на «Ай Дат».
Г-н Калпакян, как Вы думаете, что заставляет Турцию держать закрытой границу с Арменией?
Ответ на этот вопрос нужно искать в документах, подписанных помимо армяно-турецких протоколов, о которых мы не знаем. Что же было обещано, что не исполняется, и какова причина того, что весь этот процесс был приостановлен? Именно в этих вопросах кроется ответ. Я думаю, власти Армении пошли до конца и подписали все, что от них требовали. Однако, по-видимому, есть то, что не подписано, но о чем существуют договоренности, и мы не знаем об этом.
Беседу вела Эгине Манукян
«Jeans Party Hayland.am» 17 июня, Москва