18:00
- За последние два года произошли бурные развития как на самом Южном Кавказе, так и вокруг него. В связи с этим появились ли какие-то новые угрозы для национальной безопасности Армении или обострились старые?
- Угрозы для национальной безопасности изменились. Первая новая угроза не только для Армении, но и всех стран региона – экономический кризис, который показал трансформацию смысла самого понятия национальная безопасность. Война в Грузии в августе 2008 года продемонстрировала сохранение угрозы военной составляющей. Урок грузинской войны заключается в том, что эта трагедия стала результатом неправильных расчетов и ошибок грузинского руководства. Это еще раз показало всю важность процесса принятия решений.
В то же время мы видим появление и новых, нетрадиционных угроз для национальной безопасности. Кто, к примеру, мог вообразить, что «птичий» или «свиной» грипп могут начать рассматриваться в аспекте угроз национальной безопасности.
- Если говорить о нетрадиционных угрозах, можно ли среди них назвать терроризм или ядерную угрозу?
- Конечно. Армения является единственным в регионе государством, имеющим атомную станцию. И если говорить честно, то это является большой угрозой для Армении. Так как страна находится в сейсмоопасной зоне, постоянно существуют риски, связанные с землетрясением в районе АЭС. Но существуют и более конкретные риски, непосредственно не связанные с безопасностью самой Мецаморской атомной станции. Вопрос в отработанном топливе из ядерных реакторов – оно закапывается на территории Армении. Многие страны, к примеру, Франция, вывозят с территории страны ядерные отходы. Армения же хоронит их в земле, где они продолжают оставаться радиоактивными на протяжении тысячелетий. Это наследие будущих поколений. Я поддерживаю программу строительства нового блока АЭС. Но я не могу поддерживать подобную нынешней безответственную эксплуатацию станции.
- Относительно экономических угроз – не считаете ли вы, что Армения не уделяет должного внимания политике в отношении со страной, являющейся для нас единственным окном в мир – Грузией? Не считаете ли вы, что в отношениях между двумя государствами существует «вакуум»?
- Это ошибка Грузии. Армения не может рассчитывать только на Грузию. Поэтому и отмечается важность открытия границ с Турцией. Стратегически важное значение имеет и граница с Ираном. На сегодня Грузия наслаждается своим монопольным положением, и это не является проявлением дружественного отношения к Армении. Я не призываю проводить антигрузинскую или пророссийскую политику. Я лишь говорю о необходимости не рассчитывать только на Грузию и искать новые решения.
Армяно-грузинские отношения всегда были сложными. Проблема заключается в Джавахке, который является проблематичным как для грузинских, так и армянских властей. Однако проблема Джавахка – это не вопрос Карабаха. Она больше связана с экономическим кризисом и вопросами языка. Я осуждаю последние два грузинские правительства за то, что они лишь ухудшили ситуацию, а не способствовали ее разрешению. Вопрос заключается в недостаточной интегрированности Джавахка в Грузию. Власти держат регион бедным. Грузия не вынесла уроков из опыта с Абхазией и Южной Осетией. Они должны улучшить экономическое положение региона. Другая же проблема Джавахка - олигархи и коррупция, и она идентична проблемам в Армении.
- Как вы считаете, следует ли Армении менять свой вектор развития во внешней политике? Должны ли мы стремиться к Европе, Азии или Ближнему Востоку?
- Армения исторически являлась перекрестком, где встречались и воевали империи. Что интересно сейчас – регион на современном этапе может стать ареной сотрудничества, а не противоборства. К примеру, Армения является единственной страной в регионе, которая может стать мостом в Иран для американцев, европейцев и русских. Это то, чего не могут предложить Грузия, Азербайджан и Турция. Другим интересным фактором в регионе является его развитие и изменения. Армении не нужно выбирать между Западом и Востоком. Это может вернуть ее к ранее проводимой политике комплементаризма. Опасность заключается в изоляции страны, ее недостаточной стратегической значимости в связи с закрытыми границами.
- Можно ли утверждать, что Армения становится новым центром «притяжения» в регионе?
- Да, она приобретает этот статус. На то есть две основные причины. Основная заключается в том, что Армения является единственной страной в регионе, где Россия и США, Восток и Запад могут работать вместе. Армения является более стабильной страной, чем Азербайджан и Грузия. Не более демократической, но более стабильной.
- Сейчас в южнокавказском регионе существует как минимум две потенциальные возможности начала боевых действий – со стороны Азербайджана и в отношении Ирана. Как вы прокомментируете такую ситуацию, и какие последствия она может иметь в регионе?
- Возобновление войны в Карабахе является более реальной, причем угрозы исходят из Азербайджана. Армения является более сильной с военной точки зрения, но лишь с позиции обороны. Армения не представляет собой угрозу. Лишь Азербайджан угрожает стабильности региона.
Что касается возможности войны в Иране, то она также существует. Потенциально она может иметь как позитивные, так и негативные последствия для Армении. Только Армения может выступать в качестве посредника, поскольку лишь она одна в регионе имеет хорошие отношения одновременно с США, Россией и с Ираном.
- Армянский центр национальных и стратегических исследований действует уже 15 лет. На протяжении этого времени центр неоднократно осуществлял консультации различных государственных ведомств. Прислушиваются ли они к вам? Имеет ли центр какое-то влияние на процесс принятия решений?
- Я могу говорить только за период моего руководства. Центр имеет 15-летнию историю и известен своими объективными исследованиями. Вот причина, по которой я нахожусь в Армении. Время от времени мы очень критично оцениваем политику, проводимую властями. Но в то же время мы работаем с властями, парламентом, армией. Целью этой работы является помощь в построении и становлении государственных институтов, а не личностей. Наше мнение воспринимается серьезно всеми сторонами, как властями, так и оппозицией. Я могу с уверенностью сказать, что о наших исследованиях знают, и они воспринимаются всеми, начиная с первого президента, нынешнего лидера оппозиционного Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна, и заканчивая парламентскими фракциями в лице «Наследия», Республиканской партии Армении и партии «Процветающая Армения». Это не обязательно означает, что они согласны с нами. Мы всего лишь вносим наш вклад.
Комментарии:
Ева Ривас: Конкурс «Евровидение» мне нужен для того, чтобы Армения стала №1