16:15
Ливийские повстанцы во вторник предъявили ультиматум защитникам города Сирт, оплота Муаммара Каддафи, и через день-другой он непременно падет. Возможно, «охота на Каддафи» закончится уже завтра, и его найдут. Возможно, его уже нет в живых, возможно, его захватят и будут судить, возможно, он уже бежал из страны. В Ливии сейчас возможно все. Командование «лоскутной армии» оппозиции уже так часто уничтожало (или заявляло о бегстве) и Каддафи, и его сыновей, и его дочерей, что верить ему труднее, чем сказкам Шахерезады.
Сильно ограниченные возможности спасения
Судьба Каддафи мрачна в любом варианте. Таковы уж тяжелые последствия юридической глобализации - в современном мире диктаторам стало почти некуда скрыться.
Чтобы определить, где диктатор мог бы спокойно встретить старость, можно взять список всех 193 членов ООН и вычесть из них: a) подписантов Римского Статута Международного уголовного суда (МУС, функционирует с 2002-го года, из 139 подписавших 114 стран ратифицировали документ), b) а еще отнять тех, кто наверняка Муаммара не пустит, хотя юрисдикции МУС и не признает (США, Индия, Россия, Китай, Израиль и некоторые другие) и c) исключить недружественные арабские нефтяные монархии. В итоге, получится примерно 4-5 стран. Напомним, что МУС в июне выдал ордер на арест полковника Муаммара Каддафи, которому инкриминируют преступления против человечности.
Кто мог бы приютить Муаммара
Времена, когда могла подвернуться такая роскошь, как изгнание во Франции, на шикарной вилле, как с гаитянским «Бэби Доком» Жаном Клодом Дювалье в 1980-х, или чудная жизнь в Японии, как было с перуанским президентом Альберто Фухимори с 2000 по 2007, миновали. Да и грехов за вышеуказанными персонажами было гораздо меньше.
Из ближних соседей Муаммара могла бы принять Саудовская Аравия. Она всегда – и это официальная позиция королевства, -- помогала единоверцам. Тут уже получили временные виды на жительство жертвы «арабской весны»: свергнутый в январе президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али и президент Йемена Али Абдалла Салех. Здесь в начале 80-х успокаивал свою психику бывший лидер Уганды, некогда самый импозантный, непредсказуемый и кровавый диктатор Африки Иди Амин Дада. Кстати, сначала он бежал из Кампалы в Ливию к Каддафи, но продержался там недолго, поссорившись с горячим Муаммаром.
Но жить в Эр-Рияде или его окрестностях Каддафи (если, конечно, он еще жив) вряд ли придется. После того, как он в 2009-м публично объявил, что король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд -- марионетка Британии и США, вряд ли Его Величество откроет полковнику объятья.
Южная Африка, с которой у многих бывших, Каддафи в том числе, были очень хорошие отношения, теперь для прибежища не совсем подходит. Она подписала роковой для всех диктаторов, находящихся в международном розыске, Римский статут, и вряд ли захочет поиметь проблемы в области международной юриспруденции. Суданский президент Омар аль-Башир, на арест которого МУС выдал ордер еще в 2009 году, даже воздерживается от того, чтобы при перелетах приземляться на территории ЮАР. Бывший президент Гаити Жан-Бертран Аристид в марте вернулся на родину из ЮАР, где проживал в изгнании с 2004 года.
Йоханнесбург теперь очень дорожит своим новым статусом члена экономико-политической группировки БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Россия и ЮАР), чтобы подвергать его испытанию нарушением принятых международных обязательств.
Почти без вариантов
Есть, конечно, отдаленная вероятность того, что Муаммар уедет в Венесуэлу или даже в Северную Корею – к друзьям Уго Чавесу или Ким Чен Иру. Но Венесуэла подписала и ратифицировала статут МУС. К тому же и Пхеньян, и Каракас слишком далеко, чтобы до них полковник мог долететь незамеченным. Все же за ним охотятся все спецназы Запада.
Каддафи станет не первой жертвой «арабских революций», начавшихся в конце прошлого года. Кроме уже упоминавшихся президентов Туниса и Йемена, тяжелая судьба ждет и бывшего египетского президента Хосни Мубарака, суд над которым идет в настоящее время в Египте и которому может грозить или длительное тюремное заключение, или смертная казнь. Так что и в Египет двери для Каддафи накрепко закрыты. Между прочим, в Тунисе и коллега Мубарака, президент бен Али приговорен, вместе с женой, в общей сложности к почти 50 годам тюремного заключения по самым разным обвинениям.
Надо сказать, что неприятности для многих диктаторов ближневосточного и соседнего регионов начались гораздо раньше того, как по миру разошлась паутина МУС. Первым их испытал на себе шах Ирана Реза-Шах Пехлеви, свергнутый исламской революцией 1979-го года. Он сначала мыкался по Марокко, Багамам и Мексике. Приехал на лечение в США в ноябре 1979-го, что и вызвало захват исламскими радикалами американского посольства в Тегеране. Недолго пожил в Панаме. И только после этого «осел» в Египте Мубарака, где и умер в 1980-м.
Пока более или менее достоверно известно, со слов алжирских представителей, что клан Каддафи начал покидать страну. Жена бывшего диктатора Сафия, его дочь Аиша, сыновья Мухаммед и Ганнибал в сопровождении своих детей въехали на территорию Алжира через ливийско-алжирскую границу. МИД Алжира уже информировал об этом генсека ООН и Совбез ООН. Алжирцы говорят, что члены клана позже проследуют в третью страну: ясно, что им не хочется ссориться с таким перевозбужденным и вооруженным до зубов соседом. Где остальные дочь и четверо сыновей Каддафи, кто из них жив, а кто мертв – сказать невозможно.Но ждать до выяснения осталось совсем недолго.
Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
Шарль Азнавур получил литературный приз «Вечная молодость» за свою новую книгу