24.02.10
10:55
10:55
"АрмPосгазпром" аргументирует свою позицию
26 февраля Комиссия по регулированию общественных услуг обнародует свое решение по заявке компании "АрмРосгазпром" относительно повышения тарифов на газ. Между тем уже несколько недель "газотарифная" тема является чуть ли не самой актуальной в армянском обществе и СМИ. Затрагивается и социальный аспект проблемы, и экономический, и даже политический. В связи с грядущим подорожанием газа звучат различные оценки и комментарии, не всегда полноценно и точно фиксирующие суть проблемы. В итоге сложился некий эмоциональный фон, при наличии которого в лице "АрмРосгазпрома" формируется образ врага народа, а те, кто критикует компанию, превращаются в национальных героев. Посему, пожалуй, очевидна необходимость в более глубоком и компетентном анализе сложившейся ситуации, трезвой оценке тех аргументов, ссылаясь на которые газовый оператор предлагает пересмотреть тарифы.
Прежде всего, видимо, следует разобраться, какие именно факторы заставляют армросгазпромовцев поднимать вопрос повышения тарифов и насколько оправдан этот шаг в нынешней тяжелой экономической ситуации. По словам гендиректора компании Карена КАРАПЕТЯНА, повышение тарифа отнюдь не является самоцелью и продиктовано объективными экономическими факторами. Перечислим их (факторы): 1. Повышение на 17% цены импортируемого в Армению газа, 2. Рост курса доллара по отношению к драму на 27%, 3. Инвестиции в размере 11,2 млрд драмов в сферу газоснабжения, чем обусловлен пересмотр некоторых расходных статей по обслуживанию и эксплуатации сети, ожидающиеся за счет этих инвестиций амортизационные расходы и прибыль. 4. Сокращение объемов потребления природного газа. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом объем потребления газа в Армении сократился на 20%. Тенденция сокращения потребления сохранится и в 2010 году.
"В 2009 году, когда закупочная цена импортируемого газа выросла на 40%, поднявшись с $110 до 154, тариф продаваемого населению газа повысился всего на 14,3% (с 84 драмов до 96 за кубометр). В основу расчета этой цены был заложен валютный курс 303 драма за доллар, - отметил Карен Карапетян. – В 2010 году при повышении цены импортируемого газа на 17% со стороны компании предложено повысить тариф для населения на 41,7%".
Впрочем, не секрет, что если для населения "АрмРосгазпром" предлагает повысить тариф на 40%, то для крупных потребителей - примерно на 20. В этом плане тоже звучат упреки в адрес "АрмРосгазпрома". Дескать, подобная дифференциация несправедлива. "Прежде всего хотелось бы отметить, что примерно 65% расходов компании приходится на сектор населения, при условии, что эта группа потребителей использует лишь 36% от общего объема продаваемого нами газа, - подчеркнул Карен Карапетян. – Газоснабжение населения осуществляется по газопроводам низкого давления, а в тарифы для населения включаются также и расходы на эксплуатацию газопроводов среднего и высокого давления. Именно этим и была обусловлена разница в розничных и оптовых ценах. Что же касается 40%-ного повышения тарифов для населения, то я бы вновь хотел отметить, что когда комиссия приняла решение относительно ныне действующего тарифа (96 тысяч драмов за 1000 кубометров), в основе расчетов был заложен валютный курс 303 драма за доллар. И в этом случае тариф составлял $316. Если бы комиссия приняла решение буквально через пару дней (когда курс драма упал до 370 драмов за доллар), то сегодня действовал бы тариф не в 96, а в 117 драмов за кубометр. Более того, в условиях же нынешнего курса – 385 драмов за доллар – тариф составил бы 122 драма. Получается, что потребитель в результате падения курса драма должен был платить за кубометр газа на 21-26 драмов больше. Так что при предложенном нами тарифе в 136 драмов реально цена возрастет не на 41,7%, а на 11,4. Если же учесть, что комиссия, как правило, утверждает тариф ниже предложенного, то повышение составит порядка 10%".
В контексте грядущего повышения газовых тарифов "АрмРосгазпром" нередко упрекают в стремлении обеспечить себя сверхприбылью. Карен Карапетян с такой точкой зрения не согласен и аргументирует свою позицию так: "В течение 2002-2008гг. чистая прибыль ЗАО "АрмРосгазпром" составила 18,6 млрд драмов. За тот же период компания осуществила инвестиций на 246 млрд драмов. Эти средства были вложены как в саму систему газоснабжения, так и в проекты "Раздан-5", газопровод Иран-Армения. За все время своего существования компания своим акционерам ни разу не выплатила дивидендов, а прибыль вновь инвестировалась в систему газоснабжения. И даже в этих условиях предложенный тариф не предусматривает увеличения прибыли. Впрочем, в этом вопросе моя позиция неоднозначна. Если компания с уставным капиталом в $1 млрд не ставит перед собой задачу получения прибыли, то это противоречит бизнес-логике."
Карен Карапретян также отметил, что "АрмРосгазпром сегодня является самым крупным налогоплательщиком в Армении и обладает самым крупным инвестиционным пакетом. "Мы заинтересованы в социально-экономическом развитии Армении и по меньшей мере нелепы разговоры о сверхприбыли, - отметил Карен Карапетян. - Стабильность хозяйствующего субъекта является основой экономической стабильности государства. Нашей стране нужны не слабые и немощные, а финансово стабильные компании. Чем прочнее экономические структуры, тем лучше всем нам. Этим обусловлены и экономические показатели государства, и уровень жизни рядового гражданина". По словам Карена Карапетяна, факторы, определяющие тариф на газ, в основном направлены на обеспечение стабильного функционирования системы. "Интерес потребителя не только в низком тарифе, но и в надежности и безопасности системы", - подчеркнул гендиректор компании.
Среди последствий повышения тарифа на газ зачастую отмечается вероятность сокращения объемов потребления. Карен Карапетян прежде всего отметил, что в 2009 году объем потребления газа в Армении сократился примерно на 20%. Согласно прогнозам, такая тенденция сохранится и в течение 2010 года. Именно с учетом угрозы потерять рынок компания предложила единственно возможный низкий тариф. "В своей долгосрочной тарифной политике компания ставит перед собой задачу сохранить рынки потребления газа, - отметил Карен Карапетян. - Исследования показывают: более высокие тарифы для крупных потребителей порождают проблему сокращения объемов потребления в сфере электроэнергетики и промышленности в целом и повышения цен на продукцию этих предприятий. Эти сферы потребления газа очень важны для "АрмРосгазпрома". А в случае потери этих рынков, если даже объем потребления со стороны населения не изменится, тем не менее, с учетом фиксированных расходов, для населения будут действать более высокие тарифы и возникнут серьезнейшие задачи по дальнейшему сохранению газотранспортной системы страны".
И все же, к каким последствиям в социальной сфере может привести подорожание газа? Этот вопрос уже сам по себе сегодня тревожит многих. Карен Карапетян признает, что действительно, повод для беспокойства имеется. "Мы более чем заинтересованы в доступности цен на газ. Но любой товар на рынке имеет свою цену и невозможно продавать товар по цене ниже его себестоимости, - подчеркнул Карен Карапетян. - Сказанное касается и правительства. Ни одна власть не заинтересована в социальной напряженности. По нашим сведениям, правительство сегодня разрабатывает меры по смягчению последствий повышения тарифов". Тут отметим, что, согласно подсчетам специалистов "АрмРосгазпрома", при предложенном повышении тарифа, рядовой потребитель будет платить за газ в среднем на 2000 драмов больше, нежели сейчас. В то же время за счет подорожания газа бюджет страны получит дополнительно 5 миллиардов драмов, что позволит смягчить последствия подорожания для социально незащищенных слоев населения.
В пылу газотарифных страстей многие в Армении вспомнили о газопроводе Иран-Армения. Дескать, почему мы не пользуемся дешевым иранским газом? По словам Карена Карапетяна, во-первых, "АрмРосгазпром" из Ирана не импортирует газ и не является стороной договора. Договор заключен между ЗАО "Ереванская ТЭС" и иранской национальной компанией по экспорту газа. Во-вторых, формула этой сделки известна всем. Она сводится к принципу: газ в обмен на электроэнергию. Здесь по сути цена не фигурирует. Если же все-таки это соотношение рассматривать в ценовом аспекте, то, по утверждению Карена Карапетяна, иранский газ окажется дороже российского.
Впрочем, в адрес "АрмРосгазпрома" сегодня звучат упреки не только в связи с повышением тарифов. В частности, считается несправедливым то, что правительство выделило компании многомиллионный кредит. "Для своих текущих финансовых и инвестиционных задач "АрмРосгазпром" получил от правительства кредит в $40 млн, - отметил Карен Карапетян. - Кредит был предоставлен сроком на 6 месяцев и по ставке 11 процентов годовых. Из этих средств по положению на 1 февраля текущего года погасить компании осталось всего $9 млн. Просто поразительны вопросы, мол, почему "АрмРосгазпрому" был предоставлен этот кредит. Прежде всего отмечу, что эти средства пошли на газификацию, а к системе подключились новые абоненты, за счет этих средств были реализованы программы, которые предполагают открытие новых рабочих мест. Кроме того, отмечу, что в нашем кредитном портфеле это самый дорогой кредит, который, кстати, возвращен раньше предусмотренного срока. Все эти средства остались здесь - они были инвестированы в Армении. С учетом этих обстоятельств по меньшей мере странной представляется позиция считающих себя экономистами лиц, которые говорят о несправедливости предоставления "АрмРосгазпрому" упомянутого кредита.
Об этом сообщает Фонд "Нораванк"
Прежде всего, видимо, следует разобраться, какие именно факторы заставляют армросгазпромовцев поднимать вопрос повышения тарифов и насколько оправдан этот шаг в нынешней тяжелой экономической ситуации. По словам гендиректора компании Карена КАРАПЕТЯНА, повышение тарифа отнюдь не является самоцелью и продиктовано объективными экономическими факторами. Перечислим их (факторы): 1. Повышение на 17% цены импортируемого в Армению газа, 2. Рост курса доллара по отношению к драму на 27%, 3. Инвестиции в размере 11,2 млрд драмов в сферу газоснабжения, чем обусловлен пересмотр некоторых расходных статей по обслуживанию и эксплуатации сети, ожидающиеся за счет этих инвестиций амортизационные расходы и прибыль. 4. Сокращение объемов потребления природного газа. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом объем потребления газа в Армении сократился на 20%. Тенденция сокращения потребления сохранится и в 2010 году.
"В 2009 году, когда закупочная цена импортируемого газа выросла на 40%, поднявшись с $110 до 154, тариф продаваемого населению газа повысился всего на 14,3% (с 84 драмов до 96 за кубометр). В основу расчета этой цены был заложен валютный курс 303 драма за доллар, - отметил Карен Карапетян. – В 2010 году при повышении цены импортируемого газа на 17% со стороны компании предложено повысить тариф для населения на 41,7%".
Впрочем, не секрет, что если для населения "АрмРосгазпром" предлагает повысить тариф на 40%, то для крупных потребителей - примерно на 20. В этом плане тоже звучат упреки в адрес "АрмРосгазпрома". Дескать, подобная дифференциация несправедлива. "Прежде всего хотелось бы отметить, что примерно 65% расходов компании приходится на сектор населения, при условии, что эта группа потребителей использует лишь 36% от общего объема продаваемого нами газа, - подчеркнул Карен Карапетян. – Газоснабжение населения осуществляется по газопроводам низкого давления, а в тарифы для населения включаются также и расходы на эксплуатацию газопроводов среднего и высокого давления. Именно этим и была обусловлена разница в розничных и оптовых ценах. Что же касается 40%-ного повышения тарифов для населения, то я бы вновь хотел отметить, что когда комиссия приняла решение относительно ныне действующего тарифа (96 тысяч драмов за 1000 кубометров), в основе расчетов был заложен валютный курс 303 драма за доллар. И в этом случае тариф составлял $316. Если бы комиссия приняла решение буквально через пару дней (когда курс драма упал до 370 драмов за доллар), то сегодня действовал бы тариф не в 96, а в 117 драмов за кубометр. Более того, в условиях же нынешнего курса – 385 драмов за доллар – тариф составил бы 122 драма. Получается, что потребитель в результате падения курса драма должен был платить за кубометр газа на 21-26 драмов больше. Так что при предложенном нами тарифе в 136 драмов реально цена возрастет не на 41,7%, а на 11,4. Если же учесть, что комиссия, как правило, утверждает тариф ниже предложенного, то повышение составит порядка 10%".
В контексте грядущего повышения газовых тарифов "АрмРосгазпром" нередко упрекают в стремлении обеспечить себя сверхприбылью. Карен Карапетян с такой точкой зрения не согласен и аргументирует свою позицию так: "В течение 2002-2008гг. чистая прибыль ЗАО "АрмРосгазпром" составила 18,6 млрд драмов. За тот же период компания осуществила инвестиций на 246 млрд драмов. Эти средства были вложены как в саму систему газоснабжения, так и в проекты "Раздан-5", газопровод Иран-Армения. За все время своего существования компания своим акционерам ни разу не выплатила дивидендов, а прибыль вновь инвестировалась в систему газоснабжения. И даже в этих условиях предложенный тариф не предусматривает увеличения прибыли. Впрочем, в этом вопросе моя позиция неоднозначна. Если компания с уставным капиталом в $1 млрд не ставит перед собой задачу получения прибыли, то это противоречит бизнес-логике."
Карен Карапретян также отметил, что "АрмРосгазпром сегодня является самым крупным налогоплательщиком в Армении и обладает самым крупным инвестиционным пакетом. "Мы заинтересованы в социально-экономическом развитии Армении и по меньшей мере нелепы разговоры о сверхприбыли, - отметил Карен Карапетян. - Стабильность хозяйствующего субъекта является основой экономической стабильности государства. Нашей стране нужны не слабые и немощные, а финансово стабильные компании. Чем прочнее экономические структуры, тем лучше всем нам. Этим обусловлены и экономические показатели государства, и уровень жизни рядового гражданина". По словам Карена Карапетяна, факторы, определяющие тариф на газ, в основном направлены на обеспечение стабильного функционирования системы. "Интерес потребителя не только в низком тарифе, но и в надежности и безопасности системы", - подчеркнул гендиректор компании.
Среди последствий повышения тарифа на газ зачастую отмечается вероятность сокращения объемов потребления. Карен Карапетян прежде всего отметил, что в 2009 году объем потребления газа в Армении сократился примерно на 20%. Согласно прогнозам, такая тенденция сохранится и в течение 2010 года. Именно с учетом угрозы потерять рынок компания предложила единственно возможный низкий тариф. "В своей долгосрочной тарифной политике компания ставит перед собой задачу сохранить рынки потребления газа, - отметил Карен Карапетян. - Исследования показывают: более высокие тарифы для крупных потребителей порождают проблему сокращения объемов потребления в сфере электроэнергетики и промышленности в целом и повышения цен на продукцию этих предприятий. Эти сферы потребления газа очень важны для "АрмРосгазпрома". А в случае потери этих рынков, если даже объем потребления со стороны населения не изменится, тем не менее, с учетом фиксированных расходов, для населения будут действать более высокие тарифы и возникнут серьезнейшие задачи по дальнейшему сохранению газотранспортной системы страны".
И все же, к каким последствиям в социальной сфере может привести подорожание газа? Этот вопрос уже сам по себе сегодня тревожит многих. Карен Карапетян признает, что действительно, повод для беспокойства имеется. "Мы более чем заинтересованы в доступности цен на газ. Но любой товар на рынке имеет свою цену и невозможно продавать товар по цене ниже его себестоимости, - подчеркнул Карен Карапетян. - Сказанное касается и правительства. Ни одна власть не заинтересована в социальной напряженности. По нашим сведениям, правительство сегодня разрабатывает меры по смягчению последствий повышения тарифов". Тут отметим, что, согласно подсчетам специалистов "АрмРосгазпрома", при предложенном повышении тарифа, рядовой потребитель будет платить за газ в среднем на 2000 драмов больше, нежели сейчас. В то же время за счет подорожания газа бюджет страны получит дополнительно 5 миллиардов драмов, что позволит смягчить последствия подорожания для социально незащищенных слоев населения.
В пылу газотарифных страстей многие в Армении вспомнили о газопроводе Иран-Армения. Дескать, почему мы не пользуемся дешевым иранским газом? По словам Карена Карапетяна, во-первых, "АрмРосгазпром" из Ирана не импортирует газ и не является стороной договора. Договор заключен между ЗАО "Ереванская ТЭС" и иранской национальной компанией по экспорту газа. Во-вторых, формула этой сделки известна всем. Она сводится к принципу: газ в обмен на электроэнергию. Здесь по сути цена не фигурирует. Если же все-таки это соотношение рассматривать в ценовом аспекте, то, по утверждению Карена Карапетяна, иранский газ окажется дороже российского.
Впрочем, в адрес "АрмРосгазпрома" сегодня звучат упреки не только в связи с повышением тарифов. В частности, считается несправедливым то, что правительство выделило компании многомиллионный кредит. "Для своих текущих финансовых и инвестиционных задач "АрмРосгазпром" получил от правительства кредит в $40 млн, - отметил Карен Карапетян. - Кредит был предоставлен сроком на 6 месяцев и по ставке 11 процентов годовых. Из этих средств по положению на 1 февраля текущего года погасить компании осталось всего $9 млн. Просто поразительны вопросы, мол, почему "АрмРосгазпрому" был предоставлен этот кредит. Прежде всего отмечу, что эти средства пошли на газификацию, а к системе подключились новые абоненты, за счет этих средств были реализованы программы, которые предполагают открытие новых рабочих мест. Кроме того, отмечу, что в нашем кредитном портфеле это самый дорогой кредит, который, кстати, возвращен раньше предусмотренного срока. Все эти средства остались здесь - они были инвестированы в Армении. С учетом этих обстоятельств по меньшей мере странной представляется позиция считающих себя экономистами лиц, которые говорят о несправедливости предоставления "АрмРосгазпрому" упомянутого кредита.
Об этом сообщает Фонд "Нораванк"
Комментарии:
Загрузка...
Ева Ривас или сколько стоит право человека в Армении?
По данным ЦБ от 02/03/2010
384.54
524.47
12.87
Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении
Посольство Армении в РФ
Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Полезное