23:41
С конца 2008 года президент России Дмитрий Медведев начал лично работать над мирным решением конфликта. В прошлом январе в Сочи Медведев провел большую часть дня с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Армении Сержем Саргсяном, но результат оказался нулевым. В прошлом месяце в Санкт-Петербурге он провел более двух часов с ними и совершил небольшой прогресс. Данная российская инициатива высокого уровня не удостоилась особого внимания вне России. Ни один здравомыслящий политик такого ранга, как Медведев, не работал бы так усердно, если бы не захотел достичь успеха. Об этом пишет эксперт фонда Карнеги Томас де Ваал. Об этом сообщает NEWS.am.
Однако, по его словам, недавние мирные инициативы начались разрабатываться, когда все больше людей заговорило о войне. 18 июня, всего через несколько часов после встречи в Санкт-Петербурге, произошел наихудший инцидент на линии огня за последние годы. Косвенные свидетельства указывают на то, что эта атака была совершена с азербайджанской стороны. Много армян более открыто говорят об истории их победы в 1994, надеясь, что Нагорный Карабах по примеру Косово получит международный признанный статус. В свою очередь, богатый нефтью Азербайджан на данный момент тратит более $ 2 млрд. в год на армию, и многие азербайджанцы выступают с более воинственным тоном, призывая к войне, чтобы вернуть Карабах.
«Армяне предлагают конструктивные решения, как например деление водных ресурсов на линии огня, но азербайджанцы отвергают эти жесты, опасаясь, что это может рассматриваться как «совместное дело с врагом». Армянская сторона отвергает предложения отдать даже дюйм армянского землевладения до признания статуса Карабаха. Азербайджанцы, говоря, что находятся в военном положении, отклоняют предложение представителей Франции, России и США снять своих снайперов с передовой, сделанное в 2008 году в Хельсинки», - пишет он.
Результат таков, как пишет Ваал, что даже если Медведев надавит, президенты двух стран не захотят поставить свои подписи на листке бумаги, который станет началом пути исторического компромисса. Если они так поступят, то это развяжет бурю критики внутри их стран, а международная награда за такой шаг будет менее определенной. Итак лидеры вычислили, что они заплатят большую цену за свою бездеятельность и другие двусторонние проблемы. Как например вопрос армянской диаспоры, газопроводов или воздушные рейсы в Афганистана через Азербайджан, которые поддерживают их отношения с Москвой, Вашингтоном и Брюсселем.
Айко и Анаит Симонян