15:56
Эксклюзивное интервью министра культуры Армении Асмик Погосян информационному агентству «Новости-Армения»
- Какие шаги предпринимаются Министерством культуры с целью защиты и восстановления исторических памятников, находящихся за пределами Армении, в частности, Сурб Хач в Турции и Сурб Ншан в Грузии? Ведутся ли переговоры по их восстановлению?
- По поводу армянской церкви Сурб Хач периодически звучат неоднозначные заявления со стороны Турции, что, безусловно, связано с развитием политических процессов. Поэтому, я не могу сказать точно, как будут развиваться события дальше, однако отмечу, что Министерство культуры оперативно реагирует на любые как позитивные, так и негативные заявления Турции по этому поводу. Однозначно, вопрос армянских церквей в Турции полностью переведен в политическую плоскость и политизирован.
Что касается церкви Сурб Ншан в Грузии, то здесь ситуация несколько иная. Армянская сторона ведет очень активные переговоры с чиновниками в Грузии по поводу реставрации разрушенных на ее территории армянских церквей. Финансирование реставрационных работ будет осуществляться грузинской стороной. Думаю, что данный вопрос будет всесторонне обсужден также в ходе предстоящей встречи патриархов обеих стран.
- На каком этапе находится инициированная министерством программа мониторинга исторических памятников Армении? Начаты ли работы по восстановлению памятников, и сколько средств выделено на осуществление этой программы?
- Программа мониторинга исторических памятников Армении была необходима, так как до этого было непонятно, каким принципом мы руководствуемся при выборе очередности реставрации исторических памятников. Из огромного перечня памятников надо было выбрать представляющие наибольшую историческую ценность и значимость, а из них уже отобрать те, которые в наибольшей степени нуждаются в реставрации.
Необходимо было сделать ревизию на предмет завтрашней стратегии по реставрации культурных исторических памятников, что и побудило нас начать эту довольно масштабную программу. Программа стартовала в 2009 году, в ее рамках мониторингу подверглись восемь памятников.
Следует отметить, что программа достаточно затратная, поскольку в ней задействованы три группы специалистов: археологи, архитекторы и конструкторы.
В 2010 году в программу мониторинга включены 26 исторических памятников, 19 из которых церкви, а остальные - светские памятники. На ее реализацию из госбюджета выделено 8 млн. 340 тыс. драмов.
- Какие новые программы запланировал Минкульт на этот год?
- В 2010 году мы начали реализацию программы паспортизации, иначе говоря, инвентаризации всего культурного наследия Армении. То есть на основе собранных материалов будут составляться техпаспорта в основном для движимого культурного наследия.
- Какие шаги предпринимает министерство для пропаганды отечественного искусства за пределами Армении, и существует ли какие-либо совместные проекты с Министерством диаспоры?
- В последнее время политика министерства ориентирована на активное вовлечение армянской диаспоры в реализацию различных культурных программ. Мы стараемся активно пропагандировать тезис, согласно которому, мы - нация, внесшая свой вклад в развитие культур многих стран и тем не менее сохраняющая свои корни, национальную сущность и принадлежность армянской культуре.
Безусловно, такая политика придает дополнительный импульс сохранению и развитию национальной идентичности армянских диаспор. К примеру, сейчас мы активно вовлекаем в творческий процесс реализации культурных программ фольклорные ансамбли армянских диаспор, стремясь показать миру, что это часть нашей культуры.
Кроме того, при организации акций за рубежом, мы в первую очередь, опираемся на потенциал диаспоры данной страны. Парадоксально, но хочу отметить, что чем диаспора больше, тем она пассивней себя проявляет. Возможно, это связано с тем, что крупные диаспоры не нуждаются в самоутверждении, они самодостаточны, и им не нужно лишний раз демонстрировать свою национальную идентичность.
Как показывает опыт последних лет, интерес к армянской культуре проявляется в таких странах, как например, Сербия, Словения, где армянская диаспора не сформирована должным образом, но где очень активно действует армянское лобби.
- 2010 год богат культурными событиями и празднованиями юбилеев выдающихся деятелей армянской культуры. В связи с этим, какие у вас запланированы мероприятия, и визит каких звезд театра, кино и эстрады ожидается в этом году?
- Думаю, что с визитом звезд в Армению проблем не существует. Однако отмечу, что наша политика ориентирована на максимальное продвижение армянских звезд. Именно поэтому мы изначально отдаем предпочтение проектам, где задействованы представители армянской культуры. В этом отношении все юбилейные мероприятия, которыми изобилует 2010 год, будут проводиться с максимальным привлечением отечественных артистов, музыкантов, творческих коллективов.
Наряду с этим, отмечу, что запланированные мероприятия не будут носить местечковый характер, а будут нацелены на представлении наших выдающихся деятелей искусства и культуры на международном уровне. К примеру, празднование юбилея известного актера Фрунзе Мкртчяна будет проводиться не только в Армении, но и в России с участием известных деятелей искусств из стран всего постсоветского пространства. В этом году российские кинематографисты начнут работу над созданием документального фильма о жизни популярного и горячо любимого актера. Думаю, что слава и творчество Мкртчяна по праву принадлежат не только армянскому народу, но и почитателям его таланта за пределами Армении.
Аналогично мы будем пытаться представить лучшие образцы нашей культуры на международной арене. Наша цель суметь грамотно преподнести народам других стран особенности армянской культуры, ее вклад в развитие мировой культуры. К примеру, разъяснить, какую ценность для нашей культуры представляет летописец Мовсес Хоренаци, юбилей которого отмечается в этом году.
Не знаю, удастся ли реализовать все запланированные программы и мероприятия, однако министерство будет прилагать все усилия, для того чтобы все юбилеи были отмечены на должном уровне.
- Госпожа министр, а как вы оцениваете качество отечественного телевидения, насколько изменится ситуация в связи с недавно принятыми критериями национального теле- и радиовещания, согласно которым, в частности из дневного телеэфира снимаются передачи и фильмы эротического содержания, со сценами насилия и ужасы, которые вредят психике несовершеннолетних?
- Необходимость разработки новых критериев телерадиовещания – давно назревшая проблема. Как известно, критерии телерадиовещания не новость, они существовали и раньше, однако себя не оправдывали, не служили той цели, для которой были предназначены.
Моральные критерии - это очень субъективное понятие, и эту грань легко перейти. К примеру, переусердствовав с жесткими запретами на продукт телерадиовещания, мы рискуем не увидеть фильм, хоть и содержащий запрещенные теми же критериями эпизоды, но представляющий высокую художественную ценность и, напротив, заполонить эфир бездарными, но полностью соответствующими критериям фильмами.
На мой взгляд, выход из этой ситуации заключается в субъективном подходе и высоких моральных ценностях лиц, непосредственно контролирующих процесс допуска теле- или радиопродукта в эфир.
Парламентские выборы в в Нагорном Карабахе
В парламентских выборах 23 мая в Нагорном Карабахе по пропорциональной системе участвуют 4 партии
Целовать руку жены Эрдогана нельзя