08:33
В понедельник утром в московском метро прозвучали два взрыва. По официальным предварительным данным, погибли более 30 человек, еще десятки получили ранения. Представители правоохранительных органов называют случившееся тщательно спланированной террористической атакой.
Удар был нанесен с коварной жестокой точностью. Так, чтобы обязательно были жертвы. В первый день рабочей недели, в самый час пик – с восьми до девяти часов утра – когда тысячи горожан едут на службу. Причем избраны были две важные перевалочные станции на одной и той же линии. В самом центре, в сердце столицы. Вот и единственно возможный ответ на вопрос: почему это произошло сегодня?
Теракты могли случиться неделей раньше или неделей позже. Они не привязаны ни к какой дате или годовщине. Беда и проблема не в этом. А в том, что и неделей раньше, и неделей позже мы точно так же оказались бы не готовы к этой напасти. Мы – это мы все: и спецслужбы, и городские власти, и все остальные москвичи, и гости столицы. Все, кроме тех, долго и тщательно готовил трагедию.
Многомиллионный город бессилен перед террористами. Невозможно перекрыть все направления, все входы и выходы, все места скопления людей. Проверить каждого пассажира метро технически невозможно. Если установить рамки с металлоискателями на всех станциях и пропускать сквозь весь пассажиропоток, город встанет, начнется полный коллапс.
И как бы эффективно и профессионально ни работали компетентные органы, они не в состоянии предотвратить все угрозы. Даже в компактных государствах вроде Израиля, жители которого живут с ощущением готовности к терактам в крови, где бдительно охраняется практически каждая дверь, время от времени происходят сбои и случаются взрывы в кафе, на автобусных остановках и даже на дискотеках. Что уж тогда говорить об огромной России и о гигантском мегаполисе вроде Москвы.
Значит ли это, что никому ничего не надо делать, а только смиренно и пассивно ждать беды? Нет, конечно. Подобный подход равносилен знаменитому совету из области народного черного юмора: в случае ядерного взрыва накрыться с головой и медленно ползти на кладбище. Тем более, что от обычных террористических взрывов, в отличие от взрывов ядерных, защититься все-таки можно. Безусловно, стопроцентной гарантии нет. Но надо стараться использовать любую возможность минимизировать смертельный риск.
Вот только нельзя перекладывать всю ответственность за нашу безопасность на городские службы, на МЧС, на ФСБ, на чиновников и правоохранителей. Надо и нам самим предпринимать меры предосторожности. К величайшему сожалению, такова реальность. В этом смысле жизнь в Москве не менее, хотя и не более опасна, чем в любом городе-миллионнике. Особенно – на улицах, на дорогах, в метро, в любых публичных местах.
Чрезвычайная ситуация может случиться в любой момент, и приходится быть к ней всегда готовым. И не только внутренне. Например, носить при себе документы, удостоверяющие личность, сведения о группе крови, телефонную книжку, где указаны номера, кому можно позвонить в случае чего, потому что мобильник может выйти из строя…
Во многих наших учреждениях периодически проводятся учения для персонала – как вести себя и куда двигаться в случае пожара. К этим мероприятиям обычно относятся с иронией и проводят сугубо формально. И при катастрофе такая непредусмотрительность то и дело выходит боком и приводит к самым печальным последствиям.
Печальная практика показывает, что пожары в офисах случаются как минимум не чаще, чем теракты в публичных местах. Так, может быть, и на случай взрывов предусмотреть учения и тренировки? Чтобы люди знали, куда бежать, что делать и знали свой маневр? Опять-таки ясно, что невозможно предусмотреть, но это не означает, что надо опускать руки.
Бездействие ведет к полному бессилию. К тому, что мы ничего не можем противопоставить нашему странным террористам, каких нет больше нигде в мире, которые всегда стараются быть анонимными и не выставляют никаких политических требований. Что гораздо страшнее пресловутого «русского бунта». Когда серия взрывов приводит в коллапс и содрогание огромный город, а его жители впадают в панику, то такие теракты закономерно назвать беспощадными, но, увы, невозможно считать бессмысленными.
Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости
Изменяться больше песня не будет, именно в таком виде она достойна справедливой победы!