22:03
"Если 2008 год для отечественного производителя коньяка был рекордным, то по показателям прошлого года Армения опустилась на уровень 1936 года", - такова невеселая оценка председателя Союза виноделов Армении Авага Арутюняна. Объем производства коньяка сократился почти на треть, а объем экспорта, пожалуй, самого брендового продукта Армении, снизился на 43 процента.
Рынок коньяка фильтруется через кризис
2009 год стал самым тяжелым и в современной истории крупнейшего производителя коньяка в стране - Ереванского коньячного завода, основанного в 1887 году. 12 лет назад предприятие вошло в состав международной корпорации Перно Рикар (Pernod Ricard), владеющей несколькими известными торговыми марками алкогольных напитков и занимающей второе место в мире по производству и продаже алкогольной продукции.
"В 2009 по сравнению с 2008 годом объем экспорта коньяков "Арарат" сократился на 36 процентов, ощутимыми были сокращения на российском рынке", - сообщил Deutsche Welle исполнительный директор Ереванского коньячного завода Ара Григорян.
На те же 36 процентов сократились объемы продаж. Однако при этом Ара Григорян отметил и положительную тенденцию прошлого года: "несмотря на сокращения объемов экспорта, удалось укрепить позиции коньяков "Арарат", иными словами, доля рынка этих коньяков в общей категории значительно возросла. В этом смысле кризис своеобразно отфильтровал рынок".
Это действительно важно, поскольку завод экспортирует 92 процента своей продукции.
Коньяк для армянина больше чем просто алкогольный напиток
В предкризисный год отсюда было экспортировано примерно 4,2 миллиона литров коньяков. Традиционные и главные страны-импортеры коньяков "Арарат" - Россия и другие бывшие союзные республики. Сюда экспортируется более 80 процентов продукции завода. После вхождения предприятия в группу Перно Рикар география экспорта коньяков "Арарат" значительно расширилась. Сегодня эти коньяки экспортируются в 25 стран мира, включая государства СНГ, Балтии, Восточной и Западной Европы и даже Азии. Солнечный напиток из Армении отправляется даже на родину коньяка - во Францию, и хотя здесь главные потребители представители 500-тысячной армянской диаспоры, армянские коньякоделы знают: стоит кому бы то ни было хоть раз попробовать одну из популярных марок коньяка суперпремиального класса из Еревана, вкус и аромат их запомнятся ему надолго.
"Сейчас по удельным показателям сбыта европейские рынки несравнимы с нашими традиционными рынками, но нас воодушевляет каждая бутылка нашего коньяка, проданная на новом рынке", - говорит Ара Григорян.
По оценкам представителей завода, объемы потребления коньяка на внутреннем рынке фиксируют стабильный рост, несмотря на показатели за 2009 год. Главное, по их мнению, не количественные показатели, а качественные.
"Очень важно, чтобы потребитель умел грамотно сорентироваться в современном насыщенном рынке алкоголя, а коньяк для армян - это чуть больше, чем просто алкогольный напиток. В этом плане задачей сегодняшних производителей является сохранение и дальнейшее укрепление этого наследия", - заявил исполнительный директор завода Ара Григорян.
Глава предприятия не случайно говорит об этом - на внутреннем рынке Армении нередко встречается контрафактные "коньяки", часто упакованные в фирменные бутылки серьезных производителей. Чтобы не нарваться на самопальный продукт, конечно, лучше покупать напитки в фирменных магазинах заводов, супермаркетах и других солидных магазинах.
Как бы там ни было уже в 2010 году на главном коньячном предприятии страны планируют вернуться к докризисным показателям - 4,3 миллиона литров. Запас складированных в компании спиртов достаточен для обеспечения производства на протяжении ближайших 10 лет, пишет Ашот Газазян из Deutsche Welle .
Изменяться больше песня не будет, именно в таком виде она достойна справедливой победы!