03.04.10
12:57
Театр должен воспитывать своего зрителя

Эксклюзивное интервью художественного руководителя Русского драматического театра им. Станиславского, Народного артиста Армении и Заслуженного деятеля искусств России Александра Григоряна АМИ «Новости-Армения»

- Александр Самсонович, как Вы думаете, востребован ли театр в 21-ом веке? И развивается ли театр в Армении?
 
- Этот вопрос постоянно дебатируется как в высших театральных кругах, так и на уровне обыкновенного зрителя. Мировая практика показывает, что однозначно театр пока не изжил себя. Потому что живое слово театра и актера – основное преимущество, которым владеет современный и классический театр. Живое слово проникает в сердце зрителя, делает его причастным к тем событиям, которые происходят на сцене, вдохновляет и обогащает.

Если 10-15 лет назад в Русский театр никто не ходил, то сейчас удивительным образом возрос интерес к театру. Анализируя, можно увидеть, что хотя мы играем один из самых серьезных репертуаров в республике, люди ходят в театр. Распространено мнение, что классика малодоступна широким слоям общества. Однако мы играем ряд как армянских, так и русских классических пьес, и я могу утверждать, что люди интересуются классикой. Сегодня в нашем театре идет «Горе от ума» Грибоедова, и на каждом спектакле зал бывает переполнен.

Я работаю в театральном искусстве уже 55 лет. Время от времени, то с приходом кино, то с приходом телевидения,  а затем и Интернета, возникают разговоры о том, что дни театра сочтены. Но театр жив и будет жить, потому что живое общение между актером и зрителем делает и зрителя, и актера богаче.

Конечно, многое зависит и от политики театра, ее эстетики, этики, мировоззрения, общественного влияния на свою среду.

- Каковы тенденции развития театрального искусства в мире? Смогут ли, наш Ваш взгляд, экспериментальные жанры когда-нибудь вытеснить классику?

- Думаю, что каждый жанр имеет свое место, и театральная практика это доказывает. В театре сложно придумать что-то новое, театр существует так долго, что все «новое» когда-то уже было. В театре можно удивить лишь душевным проникновением, и неважно, в каком жанре это будет исполнено – трагедии или комедии.

Я глубоко уверен, что классический театр – это та высокая истина, к которой стремятся все народы, хотя каждый по-своему. Главное для каждого театра – найти свою нишу в мировоззрении своего народа. Думаю, наш театр нашел эту нишу – это психологический театр, театр, который предполагает колоссальное духовное напряжение выходящего на сцену актера. Потому что высшая ценность системы Станиславского – это духовность. Именно этому мы посвящаем свою работу.

Конечно, на нашей сцене ставятся и коммерческие спектакли, которые преследуют свои цели. Несколько лет назад некоторым чиновникам показалось, что путь современного театра – коммерция. Но со временем, думаю, они поняли ошибочность такого подхода.

Впрочем, и на нашей сцене идут легкие, коммерческие спектакли, к примеру «Ох, эти французские штучки». Но в любом случае, для нас главное классический репертуар. Репертуарный театр – одно из величайших достижений эпохи социализма, репертуар – это мировоззрение театра. Театр должен воспитывать своего зрителя, воспитывать в нем высокие чувства.
 
Наряду с серьезным репертуаром, безусловно, могут быть и легкие пьесы, например любимая армянским зрителем «Левая грудь Афродиты».

- На международных театральных фестивалях русский драмтеатр им. Станиславского систематически удостаивается высоких наград. А востребован ли русский театр в Армении после развала Советского Союза? Ходит ли армянская молодежь на ваши спектакли?

- Да, молодежь ходит в театр, и это очень радует. Конечно, определенный слой наших зрителей составляет пожилое русскоязычное поколение, но наряду с ним в театр ходит огромное количество молодых людей. Иногда я даже поражаюсь, что на такие спектакли, которые, казалось бы, вряд ли заинтересуют молодое поколение, ходит молодежь. Причем очень важно, что в ходе спектакля они правильно реагируют.

Да, было время, когда молодежь не интересовалась театром, но эти времена, кажется, миновали.

- С какими трудностями приходится сталкиваться русскому театру в Армении, как обстоят дела с финансированием?

– Раньше в советском театре была проблема идеологии: партия диктовала – что ставить, что нет. Хотя и в этом смысле Армения всегда была либеральней остальных союзных республик. Все так называемые «левые» и «антисоветские» пьесы шли в нашем театре.

Сейчас основная проблема – финансовая. Эта проблема не менее сложная, потому что подталкивает руководителей многих театров гоняться за коммерцией, «бросаться на дешевку». В свое время был термин «бульварные пьесы». Такие пьесы в какой-то период - с 1995-го по 2005 годы - буквально захватили театр в Армении. Можно даже сказать, что произошло некоторое разочарование.

Бюджет театра – очень важный момент. Именно поэтому театры вынуждены идти на компромиссы между высоким искусством и коммерцией. 

Хотелось бы, чтобы наши чиновники уделяли бы армянским театрам больше внимание. Особенно хотелось бы, чтобы внимание было уделено театру Нагорного Карабаха, который находится в сложном положении. Чтобы еще один театр во всеуслышание заявлял о высоком театральном искусстве древней страны.

- Есть ли сегодня талантливое новое поколение актеров, которые завтра прославят театр?

- Наш театр  - один из самых молодых в республике. Сейчас в главных ролях почти всех спектаклей – молодые актеры, которые очень перспективны.

– Современные  театры все чаще озвучивают политические, социальные проблемы. Какова, на Ваш взгляд, роль театра в выявлении и решении этих проблем? Должно ли искусство быть политизированным?

- Я не согласен с формулировкой «политизированный театр». Когда я впервые поставил в Москве спектакль «Лунное чудовище» (пьеса американского драматурга Ричарда Калиновски, о Геноциде армян – «Новости-Армения») пять лет назад, в театре МХАТ им. Чехова, планировалось, что спектакль пройдет всего три-четыре раза. Но я понимал, что этот спектакль должен во всеуслышание кричать на всю Москву о катастрофе, которая произошла с моим народом. Многие назвали это политизацией искусства, турецкие журналисты подняли в Интернете шум.

Но это не политизация, это борьба за честь и достоинство страны. Я не считаю, что театр должен быть деполитизированным. Драматический театр должен быть выразителем национальной позиции.

- Ваш девиз – «Ни дня без творчества». Что все-таки важнее в Вашем деле – талант или трудолюбие?

- Мой великий педагог и мастер Леонид Сергеевич Вивьен говорил: «Талант, терпение, труд – тогда творчество». Талант угасает, если нет творчества, если он не работает, не самовыражается новыми красками. Актер как губка должен впитывать в себе все больше и больше. Даже актеры, уже чего-то добившиеся в жизни, даже лет в 70-75 должны постоянно доказывать свою одаренность. Звезды мировой величины в первую очередь большие труженики.

- Вы признаны и востребованы на всем постсоветском пространстве, и даже за его пределами, но уже пятый десяток лет руководите русским драмтеатром в Ереване. Не было ли искушения уехать, сделать карьеру за границей?

- Откровенно говоря, в начале 90-ых годов, тогдашнее руководство Армении планировало вытеснить русский театр из страны. Но даже тогда я отказался уйти из театра и продолжить карьеру в другой стране. Было много предложений на довольно хорошие должности в разных городах России.

Однако служение армянскому театру – цель моей жизни. Когда-то тифлисский и бакинский театры считались первоклассными театрами, а ереванский театр был в загоне, никто о нем даже не слышал. В 60-ые годы прошлого века в Политбюро даже стоял вопрос о закрытии театра в Ереване. Это была катастрофа. И я задался целью своей жизни – сделать армянский театр одним из лучших в СССР. Кажется, что-то получилось.

Кроме того, мой отец, ни разу не видевший Ереван, практически завещал мне жить и творить здесь. У меня было много горя и бед в Ереване, но я остался верен себе.

- Поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами театра им. Станиславского. Планируется ли участие в каких-либо международных фестивалях?

- У нас много приглашений. Нам уже пятый год не удается выехать в Польшу, на гастроли, на которые нас приглашают со спектаклем «Лунное чудовище», не хватает средств. С финансированием нам чаще всего помогают Министерство культуры и Министерство иностранных дел России, а также посольство России в Армении.

В этом году мы приглашены на фестиваль «Встречи в России» в  Санкт-Петербург, куда мы везем два спектакля. Фестиваль пройдет 6- 10 апреля. Кстати, мы первыми получили высшую награду этого фестиваля в прошлом году - почетную премию имени Кирилла Лаврова за спектакль «Страсти по ревизору». В этом году мы везем армянскую классику, спектакль «Я женюсь на американке» («Кум Моргана» Ширванзаде), а также спектакль одесского драматурга Александра Марданя «Скандал без антрактов».

Есть также приглашения в города Саранск, Керчь, но мы выбираем для участия более значимые фестивали.

Интервью передает "Новости-Армения".

Загрузка...
Загрузка...

 
 


Ева Ривас отправилась в турне

Изменяться больше песня не будет, именно в таком виде она достойна справедливой победы!


По данным ЦБ от 07/04/2010
401.15
541.35
13.65
Полный AMOUR, и днем, и ночью

Полный AMOUR, и днем, и ночью

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Консульство online

 

Все права защищены © 2006-2010. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47