16:19
Возникает вопрос: это как же сопредседатели «обновили» документ, что Азербайджан, более двух лет последовательно отклонявший Мадридский документ, заявил, что согласен подписать его? У меня был повод обратиться к некоторым Мадридским положениям: документ предусматривал относительный баланс компромиссов и некоторую определенность в вопросе статуса, в частности, право определить статус НКР путем народного голосования (как известно, Азербайджан с этим не согласился, и документ «был отправлен на доработку»). Что касается других важнейших вопросов, в частности, вопроса статуса Лачинского коридора, судьбы Лачинского и Кельбаджарского районов, возвращения беженцев и по части гарантий безопасности, то это был довольно спорный документ, и у нас были серьезные оговорки в связи с целым рядом пунктов этого документа. И власти Нагорного Карабаха, в свою очередь, неоднократно критиковали Мадридский документ и считали его неприемлемым для НКР. Действительно, в перечисленных мною вопросах Мадридский документ явно уступал документу, представленному трем сторонам конфликта в 1997 году...
Теперь, фактически официально, представлен новый документ, который является отступлением даже от тех далеко не совершенных положений, которые содержались в Мадридском. Возникает следующий вопрос: как официальный Ереван согласился принять этот, уже откровенно проазербайджанский документ? Я не случайно использовал слово «принять», поскольку если бы Армения опровергла официальное заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 22 января о том, что документ передан Сержу Саргсяну, то мы оставались бы в той же ситуации, что и после конца ноября 2007 года, когда был представлен Мадридский документ. Весь этот период шли переговоры и, без лишнего шума и привлечения внимания международного сообщества, стороны обменивались своими подходами по поводу вопросов, вокруг которых велись переговоры. Скажу больше: начиная с Пражского процесса, Армения всегда противилась попыткам сопредседателей придать предложениям, лежащим на столе переговоров, официальный характер (то есть представить их сторонам в качестве документа), оставаясь в рамках «челночного» переговорного процесса. Тактика была однозначно понятной: всегда возникали случаи, когда одна из армянских сторон не соглашалась с тем или иным предложением, и это несогласие оставалось частью переговорного процесса, не получая статуса официального отказа.
Теперь на столе переговоров есть официальный документ и есть согласие Азербайджана. Можно с уверенностью утверждать, что он не может быть приемлемым ни для Армении, ни, тем более, для Карабаха. Эта ситуация, а также месячная задержка представления Арменией предложений после встречи в Сочи предоставит возможность Азербайджану, а также Турции (благодаря результатам провальной «футбольной дипломатии») умножить давление на Армению. Предчувствием такого развития событий, а также желанием избежать ярости международного сообщества обусловлено промедление Армении в вопросе представления предложений. А у международного сообщества или стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и основных игроков в Карабахском вопросе есть причина для недоумения: обновленный вариант Мадридского документа взят не из воздуха, это результат двухлетних переговоров, обещаний и соглашений, и отступление от них будет расцениваться, минимум, как несерьезное отношение.
Таким образом, Азербайджан, ужесточая свою позицию на протяжении двух лет, добился того, что сторонам официально представлен документ, который соответствует интересам Азербайджана. А Армения в глазах международного сообщества будет выглядеть как сторона, «срывающая переговоры».
Для уклонения от принятия положений обновленного варианта Мадридского документа, представленного Сержем Саргсяну 21-го января, на помощь Армении подоспела Россия. Встрече в Сочи предшествовал визит министра ИД РФ в Армению. Встречи, которые Сергей Лавров провел в Ереване были в основном посвящены создавшейся ситуации в Карабахском урегулировании. Вслед за этим стремительно стали разворачиваться события, которые в некоторой степени ослабили роль сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Карабахском вопросе. Среди этих событий я бы выделил трехсторонний формат встречи в Сочи – Медведев-Саргсян-Алиев – без сопредседателей (отдельная встреча с ними состоялась в аэропорту), а также визит действующего сопредседателя ОБСЕ 15-16 февраля в регион, в ходе которого неожиданно были озвучены предложения президента Казахстана. Противясь попыткам выйти из формата сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Азербайджан поспешил обнародовать то, что в ходе встречи в Сочи неожиданно для Сержа Саргсяна сделал И. Алиев: официально заявил о том, что согласен с предложениями, представленными сопредседателями Минской Группы ОБСЕ. Тем самым Азербайджан избавил себя от необходимости реагировать на озвученные в Сочи и представленные Н. Назарбаевым предложения. Этим «позитивным» шагом Азербайджан не только усилил свои переговорные позиции, но и «улучшил» свой рейтинг в глазах международного сообщества, которое в последнее время стало обращать внимание на ухудшающуюся демократическую ситуацию в Азербайджане. Этим шагом Азербайджан также возвещает о том, что готовится поднять Карабахский вопрос в различных международных инстанциях. Напомню, что вопрос Карабахского урегулирования в скором будущем будет обсуждаться и в специальной комиссии, вновь создающейся в ПАСЕ, и в Парламентской ассамблее ОБСЕ (по инициативе действующего председателя ОБСЕ), и в Генеральной ассамблее ООН, на повестке которой есть два вопроса, касающихся Карабахского урегулирования. К отмеченному прибавляется председательство Турции в Совете безопасности ООН в июле. Учитывая активное вовлечение Турции в Карабахский процесс, можно соответственно прогнозировать циркуляцию неблагоприятных для армян документов в вышеуказанных организациях. Ослабевшая армянская парламентская дипломатия и дипломатия как таковая будет не в состоянии сдерживать эти наступательные шаги, и в недалеком будущем в вышеуказанных организациях возможно принятие новых проазербайджанских документов. Отметим также, что проявляющаяся в последнее время активность президента РФ и действующего председателя ОБСЕ ослабит аргумент, всегда использовавшийся в таких случаях Арменией и РФ, являющейся в этом вопросе нашим союзником, о том, что Карабахским вопросом должны заниматься только сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Благодаря хитрым шагам Азербайджана и провалам армянской дипломатии сегодня Карабахским вопросом серьезно занимаются и другие игроки.
Думаю, что в ближайшие дни Армения, тем не менее, представит свои предложения по обновленному варианту Мадридского документа. Для посредников они равносильны отклонению документа. Бурная реакция Азербайджана будет ожидаемой, возможно также недовольство стран-сопредседателей. Это может проявиться в вопросах, не имеющих отношения к Карабаху. В будущем ожидается также повышение напряженности как на линии соприкосновения, так и в переговорном процессе.
Для Сержа Саргсяна представление предложений будет означать следующее: с ноября 2007 года он пользовался международной поддержкой именно благодаря своей позиции в Карабахском вопросе (а затем и по Армяно-Турецким отношениям). С момента отправки предложений он лишится этой поддержки.
Владимир Карапетян, член комиссии по внешним отношениям Армянского Национального КонгрессаПередает ИА ARMENIAToday
Комментарии:
Ева Ривас отправилась в турне