11:08
Дети беженцев из Азербайджана пытаются отстоять свое право на отказ от прохождения срочной военной службы.
Ровно 20 лет прошло с тех пор, как советские войска вошли в Азербайджан, чтобы остановить насилие, мишенью которого стало армянское население страны. Но сегодня дети бежавших тогда из Азербайджана армян не могут воспользоваться правом, «полагающимся им по статусу», - правом не служить в армии.
В конце 80-ых годов прошлого столетия Армения потребовала, чтобы Нагорный Карабах – регион, населенный преимущественно армянами – был отсоединен от Азербайджана, тогда еще являвшегося советской республикой, и включен в ее состав. Это возмутило азербайджанцев и стало причиной погромов, в результате которых из Азербайджана бежало более 300 тысяч армян.
Карабах в одностороннем порядке провозгласил независимость и по сей день позиционируется его армянскими властями как суверенное государство. Баку, в свою очередь, продолжает настаивать на принадлежности этого региона Азербайджану. Оставаясь неразрешенным, карабахский вопрос «отравляет» отношения между Азербайджаном и Арменией и препятствует возвращению беженцев с обеих сторон домой.
До принятия в феврале 2009 года нового закона «О беженцах» получение статуса беженцев детьми армян, бежавших из Азербайджана и обосновавшихся в Армении, происходило на основе соответствующего заявления, с которым один из родителей должен был обратиться в надлежащие инстанции до того, как его ребенку исполнилось 14 лет. Статус беженца давал его обладателю право в последующем выбирать, идти ему в армию или нет.
Новый закон это право отменил, однако в стране еще есть молодые люди, которые, получив статус беженцев еще в период действия прежнего законодательства, могут притязать на освобождение от несения воинской повинности. Но, оказывается, не всем им удается воспользоваться этим правом.
Выясняется, что многие беженцы – особенно из числа живущих в регионах – вообще не знали об этом своем праве и, получив повестку из военкомата, послушно пошли служить.
19-летний Мартин Бабаджанян в армии уже более полутора лет. Вместе с матерью-беженкой он живет в селе Касах, что находится рядом с Ереваном. Но, даже живя так близко от столицы, Мартин не знал, что он мог на законных основаниях отказаться от несения военной службы.
«Я не знал, что имею право получить удостоверение беженца и не служить в армии, поэтому сейчас я служу в Гадрутском регионе Нагорного Карабаха. В военкомате мне сказали, что я - житель Еревана и не имею права отказаться от службы», - сказал Мартин.
«В каком-то смысле я чувствую себя обманутым, потому что у меня было это право. Это оскорбительно, что нас не уведомляют о наших правах. Хотя я рад служить своей родине».
Беженцы в Армении ограничены в избирательных правах: по закону, они могут голосовать только на местных выборах и не допускаются к участию в выборах парламента или президента. Они также не имеют права владеть землей. При том, что уже два года они не получают гуманитарной помощи, их единственную привилегию составляет право их сыновей не служить в армии.
Но даже те, кто знают об этом праве, не всегда успешно его реализуют.
Дело 20-летнего Арама Карамяна за последние два года побывало в нескольких судебных инстанциях. Его родители - беженцы их Кировабада – пытаются добиться предоставления Араму, родившемуся в Армении через два месяца после того, как они сюда переселились, статуса беженца.
«Конечно, два года - срок немалый, но я готов бороться за свои права, - сказал Арам. - Пусть нас информируют о законе, а мы потом сами решим, отказываться нам от военной службы или нет».
Утверждения о том, что права детей беженцев нарушаются, отрицает Гагик Еганян, который возглавляет агентство по миграции – единственный орган армянского правительства, занимающийся проблемами беженцев. По его словам, вопрос удостоверений беженцев регулируется законом «О гражданстве Республики Армения».
«В нем сказано, что, если ребенок лиц, не имеющих гражданство, родился в Армении, он автоматически становится гражданином Армении. И поскольку беженцы, приехавшие из Азербайджана, не имеют гражданства, то это положение закона распространяется и на них», - сказал он.
«Более того, дети беженцев... не могут считаться беженцами, так как существует соответствующая формулировка. Согласно ей, беженцем является то лицо, который подвергается преследованиям в стране своей гражданской принадлежности или в стране постоянного жительства. Для ребенка беженца, родившегося в Армении, Азербайджан не может считаться страной гражданской принадлежности или постоянным местом жительства».
По словам Еганяна, кассационный суд уже дважды на основании закона «О гражданстве» отклонил иски беженцев, требовавших освободить их от несения срочной военной службы.
Юрист Центра защиты прав человека имени Сахарова Мери Хачатрян признает, что претензии на освобождение от военной службы зачастую бывают необоснованными, но, говорит она, и правительство не всегда действует справедливо.
«Очевидно, что власти более строги к юношам. Многим представительницам женского пола миграционная служба предоставила удостоверение беженцев, даже если они родились в Армении», – сказала Хачатрян. По ее словам, место имели и такие случаи, когда беженцам, родившимся в Азербайджане, отказывалось в предоставлении статуса и удостоверений на том основании, что они не прошли повторную регистрацию.
«Миграционная служба обязывает беженцев проходить переучет раз в четыре года. В противном случае, они лишаются статуса беженцев, - сказала она. - Поэтому в Армении официально гораздо меньше беженцев».
Сара Ходжоян, Ереван (IWPR №528, 24 января 2010 года)
Интервью передает ИА ARMENIAToday
Комментарии:
Армянские блоггеры выберут песню для «Евровидения»