10:41
Сегодня в Ереване стартовала двухдневная конференция «ОДКБ и Южный Кавказ: перспективы мира и безопасности в регионе». Своими взглядами о необходимых мерах для обеспечения стабильности и безопасности на Южном Кавказе генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа поделился с Агентством международной информации «Новости-Армения».
- Николай Николаевич, как бы Вы охарактеризовали деятельность Армении в ОДКБ особенно за последние годы?
– Я много раз говорил об этом и могу сказать только слова удовлетворения. Армения очень активно работает в ОДКБ и, действительно, является очень креативным партнером. От представителей Армении к нам поступают очень интересные предложения.
Два года назад Армения была председателем Организации, и очень многие решения, я бы сказал, судьбоносного плана, были приняты именно в период ее председательствования. Не говоря уже о том, что представители Армении всегда выступают за проведение различных мероприятий в рамках ОДКБ, и, как видите, в Ереване и в других городах Армении часто проводятся мероприятия по линии Организации. Плюс к этому первый информационный центр ОДКБ создан именно в Армении.
- В октябре 2011 года в Армении запланированы учения КСОР ОДКБ. Расскажите, пожалуйста, о предстоящих учениях. Какие подготовительные работы ведутся для организации этого масштабного мероприятия?
– Сейчас есть понимание того, что эти учения будут проводиться не только в Армении. Реально есть договоренность о том, что учения будут проводиться на территории Центрально-Азиатских государств, Российской Федерации.
То есть это будут комплексные, крупномасштабного плана учения. И работы в этом плане ведутся. Только вчера прошли штабные переговоры в объединенном штабе ОДКБ, где представители Генеральных главных штабов Вооруженных сил всех государств-участников обсуждали детали подготовки к этим учениям, в том числе и замысел этих учений.
- Николай Николаевич, как бы Вы оценили военно-техническое сотрудничество в рамках ОДКБ? Какие новые проекты взаимодействия в сфере ВПК могут быть реализованы в ближайшем будущем?
– Военно-техническое сотрудничество развивается, причем активно используется Соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Это Соглашение предусматривает предоставление преференций для государств при закупках вооружения и техники в Российской Федерации и в других странах-членах ОДКБ.
Что касается военно-экономического сотрудничества, то, могу сказать, что основные практические шаги были сделаны, прежде всего, по инициативе президента Армении. И в рамках программы военно-экономического сотрудничества сегодня уже решен вопрос о создании нескольких предприятий военно-экономической сферы в Армении. Действительно, это уже практически решаемые проекты. Кроме того, к такой деятельности сейчас активно подключились Казахстан и Беларусь.
Я считаю, что это очень интересное, важное и, самое главное, полезное направление для всех государств. И в этом плане мы будем принимать самые серьезные усилия, чтобы военно-экономические комплексы наших государств интегрировались и действовали совместно и слаженно.
- ОДКБ совершенствует систему кризисного управления. Скажите, пожалуйста, какие проблемы призвана решать эта система с учетом новых вызовов?
– У нас есть нормативная база, которая принята всеми президентами стран-членов ОДКБ, относительно того, как нам реагировать в кризисных ситуациях. Она создана буквально несколько месяцев назад, при этом учтен опыт нашей деятельности по тому кризису, который год назад разразился на территории Киргизской Республики.
В рамках принятых президентами решений мы отрабатываем механизмы практического сотрудничества. Несколько дней назад завершилась деловая игра, которая проводилась в секретариате Объединенного штаба ОДКБ, где отрабатывалась именно практическая деятельность всех структур Организации, в том числе уставных и рабочих органов в случае возникновения кризисных ситуаций.
Могу прямо сказать, что мы вышли на большое количество проблем, которые до сегодняшнего дня не решены. То есть нормативная база есть, решения есть, а вот практически механизмов запуска еще недостаточно. И я думаю, что это станет предметом обсуждения на заседании Совета министров иностранных дел, которое скоро пройдет в Минске. Мы будем и дальше работать в таком направлении, чтобы, действительно, выйти на практическое сотрудничество, а не просто на декларацию.
- Николай Николаевич, какие, на Ваш взгляд, шаги необходимо предпринять в первую очередь для обеспечения стабильности и безопасности на Южном Кавказе, в частности, в рамках ОДКБ?
– В рамках ОДКБ надо укреплять двухстороннюю военную группировку, нужно совершенствовать механизмы сотрудничества противодействия конкретным вызовам: наркотики, терроризм, экстремистская деятельность, распространение оружия массового уничтожения. Необходимо координировать более активно внешнеполитические шаги, нужны шаги по защите национальных интересов каждого государства на внешней арене. В этом плане мы работаем, совершенствуем эти механизмы сотрудничества. Но, на мой взгляд, самое главное – это мирное решение существующих здесь конфликтов.
- Скажите, пожалуйста, допускаете ли Вы вероятность расширения НАТО уже на Кавказе, в частности, вступления в Альянс Грузии? Стремится ли к этому НАТО или это всего лишь желание официального Тбилиси?
– Я думаю, что к этому стремится НАТО. Мы видели действия НАТО по Украине и по Грузии, и однозначно эти шаги можно квалифицировать как целенаправленные действия по вовлечению этих государств в структуры Альянса. Поэтому, конечно, допускаю, что именно такое расширение возможно, хотя не понимаю, чего можно добиться в результате этого механического расширения НАТО. Есть другие формы обеспечения безопасности, в том числе, кстати, сотрудничество с ОДКБ, на которое НАТО не идет. Поэтому за этим стоит только одно – политические игры.
- В продолжении вопроса, на Ваш взгляд, нет ли в НАТО осознания необходимости налаживания сотрудничества с ОДКБ?
– Думаю, что у представителей НАТО, которые серьезно и по-честному, если можно так сказать, занимаются вопросами безопасности, такое осознание давно уже есть. Невозможно не понимать, что объединение потенциала двух организаций, специализирующихся на вопросах безопасности, не повысит уровень этого сотрудничества и, самое главное, уровень безопасности.
Просто, скорее всего, таким шагам мешают, прежде всего, какие-то политические причины. И то, что я недавно читал в публикациях по Wikileaks-у, что одним из крупных государств была пресечена попытка генсека НАТО объявить о полномасштабном сотрудничестве с ОДКБ, это целиком подтверждает.
- Понятно. Но, в частности, НАТО могло бы сотрудничать с ОДКБ в вопросах терроризма, как Вы считаете?
– Мы могли бы сотрудничать по очень многим вопросам. Это и терроризм, и чрезвычайные ситуации, и наркотики, и экстремистские группировки, и, кстати, граница с Афганистаном, и стабилизация обстановки в Афганистане, и политические оценки тех или иных кризисных ситуаций и многое-многое другое. Много чего мы могли бы вместе сделать, и, скажу, сделать значительно лучше, чем мы делаем порознь.
- Николай Николаевич, многие эксперты считают, что ситуация в Ливии создала новый прецедент в международных отношениях, в частности, внешнее вмешательство во внутриполитические дела во многих странах. К каким последствиям, по Вашему мнению, приведет подобная практика?
– Во-первых, такое извращенное исполнение резолюции Совета безопасности ООН, прежде всего, подрывает авторитет этого очень уважаемого органа. С одной стороны, бесполетная зона, с другой – бомбардировки конкретных объектов, в том числе, охота за лидером государства, каким бы он ни был, и так далее. Поэтому происходящее сегодня должно быть осмыслено всеми, особенно экспертами в сфере безопасности. И второе – это будет иметь очень серьезные последствия, в том числе, политического характера.
Шер открыла секрет мира на Ближнем Востоке