15.02.10
21:52
Карен Адонц: Без решительных шагов экономическую ситуацию в Армении будет сложно поправить
Эксклюзивное интервью доктора экономических наук Карена Адонца ARMENIA Today.

Становится очевидным, что состояние экономики Армении предопределяет ее геополитическую устойчивость. Имеются ли у Армении реальные условия и возможности  для экономического прорыва, или то, что сегодня мы имеем это объективная реальность и большего, с учетом мирового кризиса, закрытых границ и т.д., добиться нереально?

Во-первых, не нужно думать и ждать, что внешние условия для Армении будут иными. Исторически и геополитически сложилось так, что внешние факторы, как правило, могут работать против экономического развития Армении. Так что, нам не следует постоянно приводить доводы и оправдания по этому поводу, а необходимо адаптировать развитие экономики к этим условиям. Наша проблема не во внешней среде, а во внутренней неорганизованности, в отсутствии четкой, взаимосвязанной экономической политики.

В области экономики сегодня, к сожалению, я не вижу никаких системных шагов. Более того, мы продолжаем следовать все той же порочной и опасной для нас идеологии «фискализма», фетишизируя финансовую стабильность и бюджетные поступления, абсолютно пренебрегая такими важнейшими задачами, как освоение внешних рынков, введение грамотной структурной политики и технологическим развитием. Бюджет, это не экономика, скорее это производная экономики. Экономика, это рынки, структура, технологический и профессиональный уровень. Ситуация действительно крайне сложная, мы сильно отстали как технологически, так и по формированию эффективной структуры промышленности. Без решительных и профессионально грамотных шагов ситуацию поправить будет крайне сложно.

Означает ли это, что финансовая стабильность может стать, своего рода, преградой для экономического развития?

Финансовая стабильность необходима для любой экономики, но она не может быть панацеей. Ею надо управлять, а не обеспечивать любой ценой. Мы должны четко определять, какую задачу на определенном этапе решает финансовая политика. Мешает или помогает она развитию экспорта, развитию промышленности. В конце концов, нужна или нет Армении широко разветвленная, экспортно-ориентированная промышленная структура. Многие считают, что нет.  Я считаю, что она необходима, без такой структуры наша экономика устойчиво развиваться не может. И не надо приводить примеры, скажем Швейцарии, где экономика держатся на ограниченном числе, сильно развитых отраслей. Времена такой специализации давно уже прошли, не в том регионе мы находимся, и не в тех стартовых условиях. Возьмите Турцию. У нее, последние 20-30 лет, почти всегда была двухзначная инфляция, но экспорт рос 15-20% в год, создавалась разветвленная промышленная структура, и именно государство всячески стимулировало такое развитие. И сегодня, в период кризиса, многие европейские компании спешно переводят свои мощности в Турцию, потому, что в Турции есть готовая структура для более эффективной организации производства.

Не будем забывать, что структурная политика сама является мощным инструментом финансово-валютной стабилизации. Ведь понятно, что ограниченные валютные интервенции ЦБ при крупных трансфертах и при большом притоке валютных средств, существенно сбалансировать ситуацию не могут. Вместе с тем, «голландская болезнь» может угрожать только «малоподвижным» экономикам. В конце концов, нужны ли нам крупные валютные поступления или нет? Если нам они крайне необходимы, в чем я надеюсь, никто уже и не сомневается, откуда нам их получить? Будем ждать, пока российская экономика встанет на ноги, и трансферты увеличатся, или сами начнем их зарабатывать. А как мы будем этим процессом управлять? Так же, как раньше, позволяя бесконтрольно усиливаться драму, убивая любое стремление экспортера к развитию? Если так, то у нас замкнутый круг.

Чем больше у нас валютных поступлений, тем меньше у экспортеров желания их зарабатывать, и экономика впадает в импортазависимость, который быстро и аккуратно очищает, такой ценный для нас, валютный потенциал, оставляя экономику в структурном плане почти не с чем. Да, этими процессами необходимо управлять, но не только «веером» валютных интервенций, а более масштабно, стимулированием импорта современного оборудования и сырья, расширением промышленного строительства. Для этого, конечно же, нужны внешние рынки и заинтересованность инвесторов, но надо работать в этом направлении, а не в обратном.  Что же происходит сегодня. За счет крупных заемных средств формируется внутренний спрос, на покрытие которого отечественные предприятия не подготовлены. Через год - два все эти ресурсы будут съедены импортом, и мы снова окажемся у исходной точки, но только под весом огромного внешнего долга.

Скажу больше, в 1999-2000гг. концепция промышленной политики разрабатывалась и начала реализовываться именно у Республиканской партии Армении. Но потом, с ростом трансфертов все вернулось на круги своя. Снова доминировать стали такие понятия, как инфляция, бюджетный дефицит, финансовая стабильность, а промышленность, экспорт, считалась прерогативой свободного рынка. Тогда, такие понятия, как восстановление промышленности, государственные гарантии, государственная поддержка, налоговые льготы и т.д. воспринимались как дикость, остатки коммунистического прошлого, и не только международными финансовыми организациями, но и нашей управленческой системой. Что происходить сегодня в условиях мирового кризиса. Если вы предоставляете государственные гарантии, значит, вы ничего не делаете для своей экономики. Для спасения промышленности правительства идут на непосредственное финансирование предприятий, на любую поддержку во имя спасения своей промышленности. Но в Армении тогда ситуация в промышленности было намного хуже, и спасать и развивать многие предприятия было нужно и возможно.

Сегодня, желаем того или нет, мы вынуждены вернуться к промышленной политике, но абсолютно в новых стартовых условиях.

Что должна стать основой такой политики?

Те же три основных компонента. Расширение экспорта, структурное преобразование и технологическое развитие.

Нам необходимо осознать, что Армянская экономическая стратегия не может быть обычной, классической. У нас нет стандартных условий. И здесь только макроэкономическая стабильность существенно не повлияют на ситуацию. 

Сегодня нам нужна простая, осязаемая, мобилизующая и системная экономическая политика.

Могли бы вы описать контуры такой политики, основные шаги и какой результат можно ожидать по их реализации?

Без грамотной экспортной стратегии бесполезно даже думать о структурном преобразовании и об ускоренном экономическом развитии. К сожалению, нынешние наши возможности крайне ограничены, и если мы пойдем по классическому пути расширения экспорта, то потенциал успеха у нас мизерный. Давайте рассмотрим по отраслям.

Крупные отрасли экономики, такие как энергетика, транспорт, коммуникации и строительство. Да, они являются системаобразующими и бюджетообразующими, но в случае с Арменией, их развитие обусловлено внутренним спросом. Экспортный потенциал этих отраслей ограничен многими факторами: инвестиционного, политического, рыночного характера.

Машиностроение в Армении сегодня почти отсутствует. Возможности ускоренного формирования экспортных товарных групп машиностроительной продукции  сегодня также ограничены.

Потенциал роста экспорта в горнодобывающей отрасли в Армении также не велик, что обусловлен относительно малыми запасами и большей зависимостью от ценовой конъюнктуры рынка.

Бесспорно, есть определенный потенциал расширения экспорта в туристической отрасли. Но, его развитие требует не только времени, но и серьезных инфраструктурных преобразований.

Наука, сфера высоких технологий, медицина или сфера образования также имеют определенный экспортный потенциал, но их стартовые возможности ограничены, как состоянием экономики, так и инвестиционными и временными факторами.

Реальный стартовый внутренний потенциал сегодня существует, главным образом, в перерабатывающей промышленности.  Именно экспорт продукции перерабатывающей отрасли должен стать локомотивом структурных преобразований изнутри.

Вы думаете, армянские производители перерабатывающей продукции могут легко проникать и осваивать внешние рынки?

Если мы будем идти по обычной схеме освоения новых рынков: через организацию выставок или участие в них, через каналы действующих дистрибьюторских или оптовых структур, то мы будем двигаться мизерными темпами.

Нашим основным стартовый рынком может и должен стать «внешний армянский рынок». На начальном этапе, следует нам самим создать такую внешнюю дистрибьюторскую структуру, с соответствующей системой мотивации и общественно-политической поддержкой, которая дала бы возможность наиболее конкурентоспособным армянским товарам повседневного спроса, охватить значительную часть «внешнего армянского рынка».

Сегодня, среднестатистическая армянская семья в разных странах тратит только на продукты питания и напитки в среднем от 300 до 1000 долларов. Если нам удастся постепенно охватить хотя бы 30% этого потребительского спроса на основных армяно-населенных рынках, то только по этой части, мы сможем выйти, по меньшей мере, на уровень 700-800 млн. долларов экспорта.

Для этого, на начальном этапе необходимо, в крупных армяно-населенных центрах, Европы, США и России, а в последующем и в других регионах, создать крупные складские дистрибьюторские центры, с охватом и потенциалом обслуживания не менее 30-50 тыс. клиентской базы каждым.

Во вторых, необходимо тщательно отобрать возможно широкий ассортимент наиболее качественных, наиболее конкурентоспособных, товарных наименований повседневного спроса, с четкой организацией стабильных поставок, параллельно разрабатывая на этой основе соответствующую систему складского – распределительного управления  в  дистрибьюторских центрах. Отобранный ассортимент должен позволить покупателям легко формировать минимальную корзину одного заказа в сумме 150-200 долларов США, что достаточно для эффективного покрытия всех затрат, в том числе внутритранспортных.

Это означает, что каждый армянин диаспоры, а в последующем и покупатели неармянской национальности,  которые пожелают приобрести  армянские товары, могут легко отобрать определенный ассортимент (в сумме, скажем, 150-200 долларов) на сайте дистрибьюторского центра своего региона, оплатить кредитной картой или обычным перечислением, и в течение 2-3 дней получить его с доставкой?

Совершенно верно. Причем, в данном случае дистрибьюция осуществляется минуя розничную сеть, что позволит проводить эффективную ценовую политику. В последующем, такое присутствие армянских товаров на внешних рынках, облегчит и задачу продвижения наиболее успешных товарных брендов на национальную розничную сеть этих стран. Более того, в перспективе этот ассортимент должен расширяться, постепенно включая и другие отрасли, скажем текстильную продукцию, ювелирные изделия, инструменты и др. Для этого, в последующем, в основных армянонаселенных городах необходимо создать небольшие выставочные центры для наглядного представления новых товарных групп, требующих не виртуального а физического представления. Мы инициируем и тратим много усилий, например на программу «Покупай Армянское». Но для того, чтобы в диаспорах покупали «армянское», надо, чтобы армянские товары физически присутствовали на этих рынках и были доступны. Эта программа не должна стать чисто коммерческой, она должна быть национальной, всеармянской, грамотно организованной, получить общественно-политическую поддержку.  Тогда, результат будет соответствующий.

Какие другие возможности имеются для ускоренного расширения экспорта?

Система вышеуказанных дистрибьюторских центров  нацелена на использование покупательного потенциала диаспоры. Но, есть и другой важный ресурс – инвестиционный потенциал, т.е. стартовый внешний потенциал экспорта. Мы должны раскрыть и развивать не только экспортный потенциал перерабатывающей промышленности, но и других отраслей, таких как текстильная промышленность, машиностроение, производство строительных материалов, химическая промышленность и др. Опираясь на существующие возможности, этого не сделаешь. Нужны предприниматели, которые уже работают на внешних рынках в области производства и распределения указанных товарных групп, скажем обувной, текстильной или машиностроительной продукции. Среди армян диаспоры много таких предпринимателей. Надо создать такую систему, при которой, организация производства в Армении указанной продукции стало бы хотя бы минимально прибыльным. Мы здесь должны ориентироваться не на крупные инвестиции, их будет крайне незначительно. Необходимо привлечь менее рискованные, небольшие инвестиции, 50, 100, 200 тыс. долларов, охватывая хотя бы небольшую часть внешних рынков, контролируемых нашими соотечественниками. Для этого нам необходимо, во-первых, создать реальные условия для снижения расходов по организации производства, во-вторых, стимулировать инвестиции в высокотехнологическое оборудование, и в-третьих, гарантировать стабильную и экономически приемлемую транспортировку сборных грузов, т.е. экспорт грузов небольшими партиями.

Я уже говорил о необходимости создания в регионах Армении специализированных экспортноориентированных промышленных зон. Сразу хотел бы заметить, что специализированные промышленные зоны действуют во всех странах Западной Европы. Они концентрированы по отраслям в отдельных регионах. Возьмем Испанию, более 95% обувной промышленности этой страны, которая, кстати, является одним из крупных экспортеров данной продукции, расположен в промышленных зонах одного небольшого региона, рядом г. Эльче,  более 90% мебельной продукции производится в промышленных зонах между Валенсией и Мурсией, центром производства сантехники и керамических изделий являются пром-зоны рядом с г. Кастельон. Создание специализированных промышленных зон позволяет резко снижать организационные расходы, задействовать дорогостоящие системообразующие предприятия, без которых отрасль не может эффективно развиваться. Например, финишные предприятия в текстильной промышленности, или крупные упаковочные центры в перерабатывающей промышленности, гальванические и литейные производства в машиностроении и т.д. Чтобы понять значение отраслевых промышленных зон для Армении достаточно представить, что случилось бы, если например промышленные зоны в европейских странах перестали бы функционировать. Часть населения из аграрных областей мигрировало бы в промышленные города, а часть, начала бы делить землю крупных фермерских хозяйств на мелкие земельные участки и заниматься менее профессиональным аграрным трудом, не имея возможности применения более эффективной техники и технологии. То есть, произошло бы то, что  мы имеем сегодня в Армении, и от чего стремимся избавиться.

Следовательно, задача промышленных зон не только в снижении затратаемкости предприятий. Оно нацелено также на перевод сельскохозяйственной рабочей силы в более квалифицированные отрасли, высвобождая тем самим земельные участки для укрупнения и организации более эффективного, технологически насыщенного сельскохозяйственного производства.

Сколько понадобится инвестиций для построения, скажем, одной промышленной зоны?

Немного. Это, выделение соответствующей территории близ населенных пунктов с достаточным населением для привлечения необходимой рабочей силы,  это подготовка базовой инфраструктуры, и предоставление сборных производственных помещений. Ведь здесь не стоит задача построения «мини городов», компании сами постепенно решат вопросы своего обустройства. Здесь важны льготные условия, которые необходимо предоставить предприятиям, действующим в промышленных зонах. Это льготное налогообложение, низкая арендная плата, возможность получения долгосрочного технологического кредита на современное оборудование, что может составить до 50% сделанных инвестиций и т.д. Это не только важно для привлечения инвестиций. Предоставление долгосрочного кредита в виде современного оборудования призвана стать основой технологического преобразования.

Необходимо разрабатывать пакетные проекты для привлечения инвестиций в системообразующие предприятия для отдельных отраслей с соответствующими льготами и государственной поддержкой.

Очень важно привести экономическое, в том числе налоговое и таможенное законодательство в соответствие с требованиями такой политики. Необходимо исключить налогообложение при импорте оборудования и сырья, очистить законодательство от бюрократических трудностей.

В течение 5-7 лет мы должны поставить задачу стимулировать создание не менее 5000 малых и средних предприятий в разных отраслях, ориентированных на внешние рынки, обеспечивая по этой части объем экспорта не менее 1-1,5 млрд. долларов в год.

Все эти шаги должны формировать основу структурных преобразований, создать резервы и потенциал будущего стабильного развития. Только после реализации этих шагов можно реально говорить об отраслевых приоритетах, о развитии новых товарных брендов, о вхождении на новые рынки.

Задача первого этапа структурных преобразований заключается также в создании основ многопрофильной экономики, в оживлении внутреннего спроса и в существенном увеличении числа малых и средних предприятий.

Расширение внутреннего спроса значительно оживит также активность и крупных отраслей: энергетических, транспортно - коммуникационных компаний. Все эти меры, наряду с технологическими и структурными изменениями, могут обеспечить, по меньшей мере, 7-10% стабильного экономического роста в год.

Насколько реализуема эта программа с практической точки зрения, у вас нет опасения того, что эта программа может быть дискредитирована присутствием и расширением влияния в ней монопольных и олигархических структур?

В том, что эта программа реализуема, нет никаких сомнений. В том, что ее можно испортить и дискредитировать, также нет никаких сомнений. Но этот вопрос уже к тем структурам, которые разрабатывают, реализуют и отвечают за экономическую политику Армении. Я могу сказать лишь одно, Армения, по всем своим национальным, интеллектуальным и предпринимательским  возможностям даже теоретически не укладывается под формат бедной и слабой страны.

Комментарии:

 
 
Загрузка...

 
 


Раскрутка победительницы национального отбора Евровидения Евы Ривас, вместе с расходами на концерт в Осло, стоила предпринимателю Самвелу Карапетяну $7 млн.,

Раскрутка Евы Ривас стоила $7 млн. – газета


По данным ЦБ от 17/02/2010
381.12
518.67
12.61

Black&White – драгоценности на все случаи жизни


Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Консульство online

 

Все права защищены © 2006-2010. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47