17:32
- Взаимоотношения армянского народа с Мальтийским орденом имеют очень древние исторические корни и восходят к 1097 году. Мальтийский орден (Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского) стал в 1149 году обладателем земельных владений в Киликийской Армении, в 1163г. он получил новое жалование – крепость в районе города Маместия, а при Левоне II — две крепости в Селевкии. Кроме жалований Орден Госпитальеров имел в своем распоряжении также купленные земли. Госпитальеры не пользовались правом экстерриториальности, но обладали иммунитетом в качестве вассалов армянской королевской династии Рубенидов, хотя вассалитет этот носил особый характер, обусловленный двойным подчинением. Будучи создан с согласия и благословления Римского папы – своего верховного сюзерена – орден как духовная организация подчинялся папе и с его же согласия выбирал себе непосредственного светского сюзерена. Во главе ордена стоял командор, который через великого магистра, находившегося в Иерусалиме, а затем на Кипре, был в подчинении у папы, но вместе с тем должен был нести вассальную службу у князей и царей тех стран, в которых находился данный орден.
Дошедшие до нас жалованные грамоты, данные великими князями и царями Киликии Иерусалимскому Ордену Госпитальеров, свидетельствуют о том, что жалования эти носили характер бенефициев. Вассальная служба Иерусалимского Ордена Госпитальеров заключалась в их военной помощи Киликийской Армении. А кроме того жалования носили временный, условный характер, поскольку каждая жалованная грамота должна была непременно утверждаться наследником дарителя после его прихода к власти. Сеньоры (армянские короли) в свою очередь обязаны были соблюдать неприкосновенность владений ордена (вассала) да тех пор, пока последний нёс свою службу. Важно также отметить, что в Армянской Киликии Иерусалимский Орден Госпитальеров не облагался государственными налогами, как это имело место быть в отношении других вассалов.
Орден просуществовал в Киликии до самого падения Киликийского Армянского государства в 1375 году, после чего многие армянские рыцари и люди простого сословия переселились на остров Мальта. Второе массовое переселение наших соотечественников на Мальту произошло после Геноцида армян 1915 года в Османской империи. Наконец, третья волна иммиграции пришлась на начало девяностых и связана с распадом СССР.
- Каковы основные направления деятельности вашей общины и что удалось сделать за время её существования?
Община имеет целью объединение усилий армянского населения, направленное на сохранение и развитие армянской культуры и языка, защиту прав и интересов своих членов, международное признание Геноцида армян 1915 года, укрепление дружбы между нациями в Мальтийской Республике.
31 июля 2009 года состоялся 1-ый конгресс армян Мальты, на котором было принято решение о создании официальной организации армян Мальты. За короткий период деятельности организации в центре Валлетты был установлен Армянский Хачкар в знак дружбы и благодарности Мальте за помощь, оказанную армянам, нашедшим приют на этом острове в 1375 и 1915 годах. По нашей инициативе создана межпарламентская депутатская группа дружбы Армения-Мальта в Парламенте Армении. Община также занимается организацией культурно-массовых мероприятий по ознакомлению с историей и культурой армянского народа.
- С какими основными проблемами сталкивается армянская община Мальты?
- Как таковых проблем нет, так как руководство Армянской Общины Мальты поддерживает взаимоотношения, как с исполнительной, так и с законодательной властями Мальты на самом высоком уровне.
- Есть ли на Мальте Армянская Апостольская Церковь, и если да, то сотрудничаете ли вы с ней, участвуете ли в каких-то совместных проектах?
- К сожалению, на Мальте нет представительства Армянской Апостольской Церкви, хотя Армяне Мальты имеют свой вклад в постройку церквей на Мальте, начиная с 1620 года. В будущем мы планируем постройку Армянской церкви на Мальте.
- Существуют ли на Мальте армянские СМИ (газеты, журналы, радио, интернет-ресурсы) и если да, то, как вы оцениваете их роль в жизни армянской общины?
- На Мальте возможен просмотр по спутниковому телевидению армянских ТВ каналов. Каких-либо других средств СМИ на острове нет.
- Существуют ли на Мальте воскресная школа или курсы армянского языка и т.п.?
- Мы планируем открыть Армянскую Воскресную школу в ближайшем будущем. На данный момент дети учатся в основном в Британских или Мальтийских учебных заведениях.
- Насколько армянская молодежь вовлечена в общественную деятельность общины?
- Армянская молодежь вовлечена в жизнь Армянской Диаспоры Мальты и оказывает существенную помощь в общественной работе.
- Какие у вас планы на будущее?
- В ближайшее время планируем породнение городов Валлетта и Ереван. Собираемся организовать ознакомительную поездку группы мальтийских депутатов в Армению или армянских на Мальту. Также планируется проведение художественных выставок произведений армянских художников на Мальте.
- Как вы определите армянскую национальную идею, что, на ваш взгляд, она собой представляет?
- Один народ, одна вера, одно государство.
- Что бы вы хотели пожелать представителям армянской диаспоры, разбросанной по всему миру?
- Единства, процветания и мира.
Интервью передает miasin.ru
Комментарии:
"В гостях у Армянского радио"