13:42
Олбрайт и ее команда находятся в России до пятницы, занимаясь тонким делом – прощупыванием границ желательного и возможного в отношениях по линии НАТО-Россия. Конечно, этим занимаются в последнее время не только они – новый генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен был здесь в декабре и, в общем, тоже старался подружить Москву со своей организацией. Разговор на эти же темы только что шел на конференции по безопасности в Мюнхене, где суть происходящего тоже сводилась к поискам НАТО новых друзей и партнеров.
Но Олбрайт и компания – особый случай: они частные лица, это консультанты НАТО, называемые «Советом мудрецов». Их задача – не только неформальная дипломатия (которая почти всегда требует более высокого класса работы, чем дипломатия обычная). «Мудрецы» (в НАТО, в ООН, в других организациях) назначаются тогда, когда требуются действительно серьезные перемены. Это такая группа идеологов реформ.
Можно, конечно, сослаться на официальную версию целей приезда натовской дамы. А именно, что действовавшая 11 лет бумага, излагающая стратегию альянса, списывается в архив, должна вот-вот быть готова новая бумага и новая стратегия. Вот в ней все и дело – какими словами описать отношения с Россией (и другими странами)? Добрыми или не очень?
Но дело, конечно, не в литературных упражнениях. По оценке людей, с близкого расстояния наблюдавших в этот раз работу Олбрайт, была четкая логика того, зачем она приехала. Это ощущалось и на встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, и еще на нескольких встречах (особенно понравилась ей та, где она поговорила с группой российских экспертов). И передается эта логика Олбрайт ее собственными словами: «у нас в НАТО сейчас больше вопросов, чем ответов». Поэтому она и заявляла практически на каждой встрече: «мы приехали сюда, чтобы вас слушать».
Здесь, как всегда, надо видеть общую картину, не только ту, что касается России. По множеству дипломатических и экспертных встреч последнего времени ощущается, что не просто в НАТО, а в целом в США и ЕС идет брожение умов. Слишком многие понимают, что расширение НАТО было не лучшей идеей, потому что вот сейчас уже некуда больше расширяться – и что дальше? Чего добились, кроме того что надолго закрыли шансы к нормальному общению с Россией?
Россия здесь только часть проблемы. Заметно (хотя бы по выступлению Расмуссена в том же Мюнхене), что перспективы отношений с Китаем, Индией и Пакистаном волнуют мыслителей НАТО больше, чем Россия. Хотя бы из-за натовской войны в Афганистане. А при дружбе НАТО с Дели или Пекином Москва сама подтянется… Но в любом случае сейчас внутри НАТО очень заметны те, кто считают, что без партнеров не сама даже НАТО как организация, а в целом западная цивилизация уже не имеет шансов. Хотя есть и «оборонщики», полагающие, что если сила есть, то есть и дополнительное время подумать о будущем.
По замечаниям некоторых членов команды Мадлен Олбрайт, сложность в таких случаях бывает в том, чтобы разобраться: где возникают случайные непонимания, а где серьезные проблемы. Например, отчего именно сейчас в военной доктрине России НАТО оказалась в списке потенциальных угроз для России: а лет пять назад разве все было по-другому? Так вот, это случайность, это вопрос составления бумаги, а вот все остальное – серьезно.
Но в любом случае общаться посредством многостраничных бумаг, которые еще неизвестно кто читает, это не метод. Вот и документ насчет новой стратегии НАТО – он, видимо, будет принят на саммите организации в Лиссабоне в ноябре. И при желании Москва тоже найдет там к чему придраться.
Однако здесь нужно понимать исторический момент, который сейчас переживает Европа. Это как в СССР при Брежневе: уже все понимают, что ситуация сложная, но чтобы не написать при этом «на публику» безупречно оптимистичную бумагу? А вот в США от «брежневского застоя» уже уходят, там президент Обама уже сказал, что пора меняться. С другой стороны, США тоже член НАТО, так что…
А можно сравнивать ситуацию и не с Брежневым, а с более близкими временами. То, что сегодняшней России нужна модернизация многих сфер, сказано не только в статье президента Медведева «Россия, вперед!». Необходимость модернизации уже все в России понимают, а что-то и делается. Да, обновление – как новая змеиная кожа - делают страну временно уязвимой. Но ведь и в НАТО начинается нечто похожее. Итак – две модернизации? Может быть, они получатся встречными? Вот это «мудрецы» во главе с Олбрайт и выясняли.
Есть некая ехидная логика в том, что именно Мадлен Олбрайт занимается сегодня отношениями НАТО с Россией и другими партнерами организации. Ведь это при ней принималась та самая – в свое время шокировавшая многих – стратегия, которую сейчас списывают в архив. Тот самый документ, в котором НАТО перестала быть лишь европейской военно-политической организацией и самовольно расширила зону ответственности далеко за пределы Европы. И это при Олбрайт НАТО не просто вышла за пределы свой прежней зоны ответственности, а вышла с войной, бомбя в 1999 году Югославию и отнимая у нее Косово. И при Олбрайт же – при ее активном лидерстве – началась эпидемия расширения НАТО. Расширение плюс война в Югославии – та самая формула, после которой отношение России к этой организации изменилось. Причем уже навсегда.
Так что Мадлен Олбрайт – бабушка той самой политики, которая сейчас в НАТО признается, возможно, не совсем удачной или как минимум устаревшей. И вот теперь именно Олбрайт – человек с хорошим опытом того, как дорого могут обойтись неверные решения – должна думать о новом курсе.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости
Комментарии:
Раскрутка Евы Ривас стоила $7 млн. – газета