13.05.10
12:40
Армен Папукян: Время собирать камни

Последние события вокруг процесса урегулирования карабахского конфликта, а также армяно-турецких протоколов все больше напоминают сюжет лихо закрученного боевика. Наибольшая активность проявляется со стороны Турции и Азербайджана после временного затишья, вызванного заявлением президента Армении о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов. Причины увидеть несложно,- многие наблюдатели успели убедиться в том, что азербайджанская и турецкая дипломатические приемы не изобилуют сложными и многоходовыми расчетами, а являются, по сути, довольно примитивными и однозначными. Несмотря на подобную минусовую эффективность, Армения, тем не менее, умудряется в основном проигрывать эти дипломатические мини-сражения, постоянно оставаясь в роли «защищающейся» и оправдывающейся стороны, которой остается разве что изредка комментировать выступления соседей. Со стороны может показаться, что Армения выжидает, - может быть, проблемы сами по себе рассосутся. На самом деле это не так, наоборот, процесс наращивает обороты, стимулируя и вынуждая государства, входящие в состав МГ ОБСЕ, а также других заинтересованных игроков, не останавливаться на полпути.

Не секрет, что основная подковерная борьба вокруг ситуации на Южном Кавказе проходит между Россией и США. Обе стороны заявляют, что хотят восстановить мир и согласие в регионе, что отнюдь не исключает сотрудничества по этому вопросу между Россией и США, но все прекрасно понимают, что южно-кавказский «боливар» не выдержит двоих. Уже практически готовые контуры решений, о наличии которых многозначительно намекал С.Саргсян до своей поездки в США, были заблокированы российской стороной, и тому же Саргсяну оставалось заявить всего лишь о приостановлении ратификации армяно-турецких протоколов.

За последние дни мы видим обычную для тюркского менталитета дипломатическую активность. Президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался от участия в неформальном саммите СНГ 8-го мая (но 9-го мая в Москву приехал таки), а Эльмар Мамедьяров соответственно отказался от переговоров с Эдвардом Налбандяном в Брюсселе. Турция, в свою очередь, заявила о намерении укреплять безопасность Нахичевана, а в Азербайджане на неофициальном уровне конкретизировали, что не прочь увидеть там и турецкую военную базу. Подобные театрализованные дипломатические ходы вполне в духе наших соседей. Например, несмотря на антиизраильскую риторику, звучащую не первый день из уст турецкого руководства, достаточно было появиться на свет предложению о признании израильским Кнессетом событий 1915 г. в Османской империи геноцидом, туда сразу же помчался заместитель министра иностранных дел Турции, видимо для того, чтобы попросить не воспринимать всерьез антиизраильские выпады Турции.

Тем не менее, нельзя полностью игнорировать подобные дипломатические увертки соседей полным бездействием. Действительно, а чем отвечает официальный Ереван? Есть ли продуманная тактика? Учитывая итоги печально известной футбольной дипломатии, ответ не внушает оптимизма. Есть ли в стране институты, обеспечивающие точными расчетами, ситуативным анализом и прогнозами руководство страны? Нужны ли самому руководству такие институты, или все решается с ходу, по типу подготовки к банальным разборкам с распальцовкой?

Сказать банальное - перед реальными внешними угрозами нужна консолидация всего общества, максимальное использование потенциала нации и так далее,- значит не сказать ничего. Но для начала посмотрим на контуры внутриполитической ситуации в Армении. Есть власть, характеризующаяся как авторитарный режим олигархического типа, состоящая из нескольких группировок. Группировки часто враждуют, даже воюют, но в одном их единство, похоже, непоколебимо: власть они никому не отдадут.

Есть оппозиция, самая крупная из которых – АНК, и несколько мелких, интеллектуально серьезных групп, но со слабой электоральной поддержкой. Есть квази-оппозиция, которая, правда, считает себя конструктивной, но деятельность которой, по сути, больше смахивает на эдакий политический гермафродитизм: то оппозиция, то частичка власти, когда как.

Власти и оппозиция на сегодняшний день органически не переносят друг друга, это тоже факт. Если, скажем, оппозиция высказала правильную идею, то она не будет воспринята со стороны власти, потому что это «их» (оппозиции) идея. Если уж власть сделает что-то «правильное», то максимум удостоится молчания оппозиции. То есть личное неприятие абсолютно перевешивает любые государственные и национальные интересы. Между тем, пока в проигрыше именно власть, потому как пассив набран солидный – это и события 1 марта, и плохая социально-экономическая ситуация, и сама конструкция власти в целом, со своими личными интересами, которые практически полностью вытеснили национальные. В активе – ровным счетом ничего, одни невразумительные обещания какого-то будущего. Даже не светлого.

Забавная вещь: когда спрашиваешь, скажем, гаишника: «будешь ли брать взятки, если никто из твоих коллег не берет?», то обязательно ответит «нет, конечно»; олигарха: «согласен ли законно заниматься предпринимательством, если и другие твои коллеги соблюдают закон?», ответ тоже будет положительным. Точно так же чиновник предпочтет интересы государства и народа своим интересам, но только если взаправду все другие так делают. Бандит согласен жить в соответствии с цивильными законами, а не понятиями, если и другие бандиты так поступают, - он что хуже других?! Он тоже любит Родину. Все, каждый на свой манер, любит Родину, и, если надо, то может и поступиться чем-то своим, личным. Так, за чем же дело стало? Неужели не ясно, что время «надо» уже наступило?! Причем, давно и как-то незаметно для власти. Что же делать?

Вариант первый. Представим себе, что собралась группа людей, имеющих безупречную репутацию: честных, умных, порядочных и преданных своей отчизне. Тех, кто пользуется определенным уважением и власти, и оппозиции. Назовем их условно «советом мудрецов». Задача этих людей: постараться решить вопросы акцентов и векторов в современной политической жизни Армении путем нахождения общих знаменателей, эдакого социально-политического, морального и национального навигатора. Чтобы снять возможные возражения скажу сразу: речь не о примирении власти с оппозицией,- это малопродуктивно и может даже вредно в принципе. Речь идет о пошаговом (а не пакетном) восстановлении государственности и ее институтов. Но сначала власти надо самой себе ответить на вопросы, причем в узком кругу первых лиц и в закрытом режиме. Иначе обсуждения, скажем в парламенте, превратятся в почетное принесение торжественной клятвы верности власти. Итак:

1) Есть ли у Армении в настоящий момент реальные внешние угрозы?

2) Может ли общество помочь в решении задачи противостояния внешним угрозам или власть успешно справляется со всеми проблемами и подобная помощь ей не нужна?

3) Является ли нынешняя модель режима (действительная, а не декларируемая) в Армении оптимальной не только для противостояния внешним угрозам, но и для дальнейшего развития государства?

4) Способствует ли нынешнее социально-политическое состояние общества в Армении решению внешних и внутренних (социально-экономических) вопросов.

Если честно ответить на эти и другие вопросы, абстрагируясь от персоналий – неважно кто именно президент Армении, какая партия доминирует в парламенте и так далее, то ответы легко найдутся. Давайте попытаемся шаг за шагом предпринять какие-то действия. Попытаемся не стрелять друг в друга, попытаемся не ставить подножки и не избивать людей только из-за того, что они думают по-другому и высказывают свои мысли вслух. Давайте слушать, чтобы быть услышанными.

Вариант второй. Власть считает, что вполне успешно справляется со всеми задачами, большего, чем она делает, достичь нереально, поэтому все должно оставаться как есть. Задача же населения – сидеть и помалкивать. Что тогда? Во-первых, власть уже и так ходит по лезвию бритвы. Учитывая, серьезную весовую категорию внешних игроков, приходится ей несладко, мало-помалу придется сдавать свои позиции, потому что безусловных друзей у нас нет, приходится рассчитывать на самих себя. Во-вторых, общество сидеть тихо, молча, не собирается. Малейшая угроза государственности, малейшая «сдача» частички национальной безопасности и тогда либо переворот (расстрел, самоубийство), одобренный кем-то, из «сильных» мира сего, недовольным игнорированием его пожеланий, либо народный бунт. Причем, последствия последнего могут превзойти «киргизский» аналог,- например, при угрозе целостности НКР, народ может просто разорвать ту же власть снизу доверху. Очень может быть, что подходящее государство, куда можно будет удрать в случае чего, не успеет найтись.

Система демократических институтов, кроме прочего, тем и хороша, что народно избранная власть, реализуя все программы, проголосованные народом же, может не особо тревожиться за свое физическое будущее в том смысле, что никакие расстрелы руководства, искусственные отставки и так далее не страшны, потому что вектор национального развития определен большинством народа. «Убирать» кого-то из высших чиновников нету смысла – придет такой же как и тот. Все ячейки общества власть-народ-семья-индивидум крепко спаяны.

Что есть в нашем бытовом понимании хорошая и крепкая семья? Работающий муж, преданная жена и отличная хозяйка, симпатичные детишки, кто учится, а кто и работает уже, дедушки и бабушки, счастливые, что доживают свой век в дружной семье, где им почет и уважение, собачка во дворе, своим веселым лаем привлекающая к себе внимание. В радости и горе все вместе, потому что так правильно, так легче.

А теперь обратное. Муж – пьяница, толком нигде не работает, жена целыми днями только и скандалит, дочка гуляет с кем попало, сынок-наркоман, старики, мечтающие поскорее умереть, дабы избавится от этого кошмара. Единственное преданное существо – собака, да и то норовит укусить. Кому нужна такая семья? Она обречена. Кто-то помрет, кто-то исчезнет непонятно где, дом заберут чужие. Закономерный финал, не так ли?

Тогда в далеком 88-м году все наши поступки, все  помыслы и надежды были связаны с Карабахом. Десятки, сотни тысяч людей стояли возле здания оперы, гордо вскидывая руку вверх. Мы были одной семьей, мы были сильны. Нас не испугала центральная власть, ежедневно публикуя откровенно лживые материалы о Карабахском движении, мы смело ринулись в войну, мы пережили страшнейшее землетрясение. И единство народа перебороло все невзгоды. Можно было обратиться к любому прохожему и смело рассчитывать на посильную помощь, потому что мы жили одной крепкой семьей. Власть установили, природные катаклизмы пережили, свои земли отстояли. Так неужели в мирное время нам суждено воевать друг с другом? Неужели мы растеряли все то святое, что дало объединение нации во имя справедливых дел? Где наша совесть и мораль образца 88-89 гг.?

Нет, определенно перезагрузка общества необходима. На кону слишком многое, нельзя терять ни минуты. Время не ждет, оно неумолимо.

Армен Папукян, передает ИА ARMENIAToday.

Загрузка...
Загрузка...

 
 


Звездный рейтинг What Is Sexy?


По данным ЦБ от 17/05/2010
386.34
482.46
12.8

Самые желанные модели планеты

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Консульство online

 

Все права защищены © 2006-2010. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47