20:03
В апреле этого года в парламенте (Кнессете) Израиля будет снова обсуждаться вопрос о признании геноцида армян в Османской империи. Уже не первый год эта тема вызывает в еврейском государстве эмоциональные политические дебаты.
Еще в 1999 году была создана парламентская группа дружбы "Израиль-Армения". Первым ее председателем стал уроженец Еревана, политик и эксперт Александр Цинкер. По его мнению, два народа, пережившие геноцид, должны быть союзниками. "Израиль и Армения могли бы стать партнерами в разработке и реализации продуктов высоких технологий. Необходимо использовать тот факт, что Израиль занимает третье место в мире по экспорту продукции "хай-тек", а Армения всегда славилась своими электронщиками и программистами", – считает он.
22 ноября 2005 года главный раввин ашкеназской еврейской общины Израиля Йона Мецгер посетил Мемориал памяти жертв геноцида армян в Ереване и заявил: "Невозможно без слез вспоминать то, что произошло с армянами в Турции". Затем Мецгер высказался еще более определенно: "Я, как представитель духовенства, признаю факт геноцида, а все остальное зависит от политических и международных отношений". Заметим, что главный раввин ашкеназских евреев прибыл в Ереван по приглашению католикоса всех армян Гарегина II.
Инициативы о признании геноцида армян вносились в Кнессет в 2007 и в 2008 годах. В мае прошлого года израильским парламентариям даже удалось включить в повестку дня обсуждение резолюции по данному вопросу. Однако эта инициатива не получила необходимой поддержки.
В то же самое время высокопоставленные политики и чиновники Израиля не раз публично высказывались против того, чтобы сравнивать Холокост и геноцид армян в Оттоманской империи. В апреле 2001 года мэтр израильской политики Шимон Перес (на тот момент министр иностранных дел еврейского государства) заявил, что "бессмысленно утверждать, что армяне, подобно евреям, подверглись геноциду". В 2002 году посол Израиля в Грузии Ривка Коэн публично отказалась рассматривать трагедию 1915 года в Османской империи, как геноцид армян: "Холокост – явление беспрецедентное, и ничто, в том числе и трагедию армян, нельзя сравнивать с еврейским геноцидом".
В своих оценках трагических событий 1915 года израильские политики и эксперты руководствуются различными соображениями. С одной стороны, интенсивно обсуждается мотив "общей судьбы" – отсутствие долгие века собственного государства, многочисленные факты этнической и религиозной дискриминации, положение рассеянного этноса. С другой стороны, активное военно-политическое сотрудничество Израиля с Турцией, его экономические контакты с Азербайджаном заставляют еврейское государство проводить крайне осторожную политику в отношении Армении, не имеющей на своей территории сколько-нибудь влиятельной еврейской общины. Израиль рассматривает страны Южного Кавказа, как потенциальных союзников в деле сдерживания Ирана. У Азербайджана в течение долгих лет были напряженные отношения с Ираном, в первую очередь, из-за проблем тюркского населения Южного Азербайджана. Сегодня отношения двух стран осложняются также неопределенностью статуса Каспия, позицией Ирана по Нагорному Карабаху, а также разночтениями по вопросу государственного статуса религии.
Израиль рассматривает Азербайджан в качестве "второй Турции", с которой у Иерусалима давно налажены отношения, хотя в последнее время они переживают спад. Для Израиля также интересен сырьевой рынок Южного Кавказа. Еще до ввода в строй трубопровода "Баку-Тбилиси-Джейхан" Израиль стал вторым покупателем азербайджанской нефти. По справедливому замечанию российского эксперта Ивана Данилина, "стоит особо отметить, что порт Джейхан расположен сравнительно недалеко от Хайфы, крупного израильского порта с нефтеналивным терминалом".
Важно отметить также заинтересованность самих государств Южного Кавказа в сотрудничестве с Израилем. Грузия и Азербайджан не имеют мощных этнических лобби в США и странах Европы, а потому посредством кооперации с еврейским государством стремятся к расширению выходов на произраильские лоббистские группы. Особенно это важно для Азербайджана, вовлеченного в конфликт с Арменией за Нагорный Карабах.
В то же время Израиль откровенно не устраивает сотрудничество Ирана с Арменией и непризнанным Нагорным Карабахом. Внутри Армении есть влиятельные сторонники сближения с Тегераном, а иранские армяне – лояльное этническое меньшинство, традиционно пользующееся покровительством властей Тегерана. Весьма эффективна и двусторонняя экономическая кооперация. 14 мая 2009 г. Иран приступил к поставкам газа в Армению по газопроводу Иран-Армения, строительство второй очереди которого было завершено в конце 2008 года. Между странами действует программа "газ в обмен на электроэнергию". Кроме того, планируется строительство нефтепровода Тебриз-Ерасх стоимостью в 250 млн. долларов.
Однако сегодняшний контекст армяно-израильских отношений, и, прежде всего, дискуссии о признании геноцида армян имеет несколько принципиально важных черт, которые невозможно игнорировать.
Во-первых, политические отношения между Турцией и Израилем явно ухудшаются все "нулевые" годы. Достаточно вспомнить негативную реакцию Анкары на американскую операцию в Ираке (2003), ее осторожную позицию по поводу действий Израиля во второй ливанской войне (2006) и критическое отношение Турции к операции "литой свинец", которую израильские подразделения проводили против движения ХАМАС в секторе Газа в декабре 2008 года.
Во-вторых, сегодня стремление Турции проводить диверсифицированную политику на Ближнем Востоке стало последовательным курсом, который не может не раздражать еврейское государство. Кроме того, похолодание в американо-турецких отношениях заставляет Израиль действовать без оглядки на США. Тем более, что и в американском Конгрессе вопрос о признании геноцида армян в марте нынешнего года оказался предметом серьезного обсуждения.
В-третьих, не исключено, что армяне примут участие в определении статуса Иерусалима. Армянский квартал расположен в Старом городе, а под контролем Армянской апостольской церкви находятся многие христианские святыни Иерусалима. Все это дает сторонникам признания геноцида армян и разворота в сторону Армении дополнительные аргументы. Впрочем, окончательный и бесповоротный разрыв с Турцией – это серьезный риск. В непростой для еврейского государства ситуации на Ближнем Востоке мультиплицировать геополитических противников – занятие не слишком продуктивное.
Как бы то ни было, Израиль заинтересован в открытии "кавказских ворот". Сегодня израильское влияние на регион несопоставимо с ролью России, Турции, Ирана, ЕС или США. Однако концепция Большого Ближнего Востока, похоже, перестала быть только теорией. Государства региона хотят на практике расширить региональные границы, дабы обеспечить свою безопасность как можно надежнее. В этом плане "политизация истории" становится важным инструментом. Она же снова ставит государства перед сложным выбором между моральными обязательствами и симпатиями, с одной стороны, и прагматическими интересами, с другой.
Сергей МАРКЕДОНОВ - политолог, кандидат исторических наук
Новая Политика
Изменяться больше песня не будет, именно в таком виде она достойна справедливой победы!