16:13
Постсоветское пространство в плане безопасности все более походит на сжатую пружину. В последнее время заметнее становится процесс разморозки военных конфликтов, причем не без влияния внешних факторов. Так, президент Серж Саргсян, комментируя непростые отношения Армении с соседями, заявил, что война всегда нежелательна, но армянская сторона не боится воевать. В интервью французской газете Figaro он сказал: «Война всегда нежелательна, и ее всегда следует опасаться. В то же время мы не боимся воевать, если это будет необходимо. Но наша позиция состоит в том, что вопрос должен быть решен мирным путем на основе компромиссов». За некоторое время до этого Николай Бордюжа, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности указал, что «ситуация в Афганистане, который граничит с зоной действия ОДКБ, с членами нашей Организации - Таджикистаном и Узбекистаном, крайне острая и опасная».
Вполне понятно, что в этих условиях особый интерес наблюдателей вызывает деятельность самой военной организации. Как известно, в нее входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Армения. В силу своей специфики ОДКБ носит достаточно закрытый характер. Однако развитие ситуации заставляет подробно говорить о потенциале, эволюции и перспективах организации. В момент создания ОДКБ, членом которой сразу стала Армения, основным потенциальным противником оборонного союза на Южном Кавказе представлялась Турция. Имело значение и членство Турции в НАТО, и крайне сложные взаимоотношения Анкары с Ереваном. В то же время Москва негативно относилась к военной помощи со стороны Турции Азербайджану и, в первую очередь, Грузии. В свете этого подхода Армения рассматривалась Россией как единственный союзник в регионе Южного Кавказа и Москва не раз заявляла, что готова выполнить свои союзнические обязательства перед Ереваном в полном объеме, включая и военную помощь в рамках ОДКБ.
Много изменилось после августовской войны 2008 года. Нападения грузинских сил на российских миротворцев должно было вызвать солидарную реакцию стран-членов ОДКБ. Однако партнеры России по оборонному союзу не только не предложили свою военную помощь Москве, но и долгое время уклонялись от прямого осуждения действий Грузии. В то же время Турция не только дистанцировалась от позиции НАТО по данному конфликту, но и заявила о необходимости создания новой структуры безопасности на Южном Кавказе, которая бы базировалась на стратегических отношениях между Россией и Турцией.
В связи с принятием палатой представителей Конгресса США резолюции, осуждающей геноцид армян в Османской империи в 1915 году, отношения между двумя странами заметно обостряются. И это заставляет Анкару пойти на новое сближение с Москвой. В то же время и Армения предприняла серьезные шаги по нормализации отношений с Турцией. Ереван резко активизировал сотрудничество с НАТО, говоря об особой роли альянса в поддержании безопасности на Южном Кавказе. При этом риторика в отношении карабахского конфликта со стороны некоторых армянских официальных лиц становится все жестче. Безусловно, это крайне осложняет политику ОДКБ в данном вопросе.
Николай Бордюжа некоторое время назад затруднился ответить на вопрос о том, как отреагируют Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые создаются в рамках ОДКБ, в случае обострения конфликта между Арменией и не входящим в ОДКБ Азербайджаном. «Я бы не хотел оперировать терминами «что будет, если». Это очень чувствительная тема», - заметил генеральный секретарь ОДКБ. По его словам, любое неосторожно сказанное слово по поводу нагорно-карабахского конфликта может вызвать бурю эмоций и помешать процессу мирного урегулирования. Действительно, хотя формально Карабах не является частью Армении - члена ОДКБ, в случае военного конфликта организация не сможет в той или ной мере не вмешаться в конфликт. Как представляется, сейчас сверхзадача ОДКБ, безусловно признавая право Армении на коллективную безопасность внутри военного объединения, попытаться остаться честным арбитром в карабахском конфликте и использовать весь свой потенциал для решения проблем путем переговоров.
Примечательно, что официальный Баку ведет в отношение ОДКБ крайне осторожную политику. Азербайджан исторически опасается недружественных действий со стороны Ирана, с которым ОДКБ удалось установить конструктивные отношения. В Баку понимают, что любые военные действия против Ирана со стороны США или Израиля с целью уничтожить ядерную программу Тегерана неизбежно приведут к дестабилизации всего региона Каспия и, прежде всего, Азербайджана.
Россия как ключевой игрок в ОДКБ также крайне не заинтересована в военном конфликте около своих границ с возможным его расширением на соседние с РФ страны.
Вообще, вопрос поддержания стабильности и безопасности в регионе Каспийского моря становится одной из основных задач ОДКБ. Все пять прикаспийских государств - Россия, Казахстан, Иран, Туркмения, Азербайджан согласны с тем посылом, что все возможные споры вокруг ресурсов и раздела Каспия должны решаться только этими странами, без привлечения сторонних сил. ОДКБ мог бы разработать алгоритм безопасности, который стал бы базовым для всех договоренностей по статусу Каспия.
Еще более сложна роль ОДКБ в Центральной Азии. Именно для поддержания здесь стабильности начали формироваться коллективные силы оперативного реагирования. При этом в Центральной Азии по факту конкурирует несколько проектов безопасности. В регионе активно действует ШОС и коалиция НАТО, ведущая войну с талибами в Афганистане. В отличие от России и США Китай не имеет прямого военного присутствия в регионе, Пекин укрепляет свое военное влияние через Шанхайскую организацию сотрудничества. Благодаря деятельности ШОС Китаю удалось заручиться поддержкой России и ОДКБ в целом по уменьшению влияния США в ЦА. По мнению некоторых китайских военных аналитиков, ШОС позволяет КНР быть не только «внешним наблюдателем» за всеми процессами в регионе, но и стать активным игроком, способным оказывать возрастающее влияние на формирование будущей системы региональной безопасности в Центральной Азии. В то же время Москва не готова взять на себя всю ответственность за развитие ситуации в регионе и рассматривает НАТО как естественного союзника ОДКБ в борьбе с исламским экстремизмом. Таким образом, ОДКБ оказалось между интересами НАТО и Китая в Центральной Азии. Заявления о создании «единого оборонного пространства от Бреста до Шанхая» на этом фоне выглядят излишне оптимистичными. Пекин будет противодействовать усилению НАТО на постсоветском пространстве, прежде всего в Центральной Азии, только в той мере, в которой это будет отвечать его интересам.
Для лидеров стран Центральной Азии ОДКБ - фактор сдерживания амбиций Поднебесной, роста которых в регионе откровенно боятся. Кроме того, Москве постоянно приходится в рамках военной организации решать противоречия между своими центральноазиатскими союзниками. Если отношения Узбекистана и Казахстана можно охарактеризовать как «холодный мир», то отношения Узбекистана с Киргизией и Таджикистаном моментами переходят в приграничные столкновения. Уход структур ОДКБ из региона может вызвать череду пограничных конфликтов, способных перерасти в полномасштабную войну. Все это происходит на фоне резкой активизации талибов в Афганистане, что также крайне негативно сказывается на ситуации в регионе.
Между тем страны, входящие сегодня в ОДКБ, преследуют свои цели и готовы участвовать в деятельности организации, только если это не противоречит их интересам. Так или иначе, ОДКБ сталкивается с множеством вызовов как внутри организации, так и приходящих извне. Вместе с тем на постсоветском пространстве сейчас нет альтернативы этой организации, которая могла бы хоть частично взять на себя ответственность за поддержание стабильности в евразийском регионе. При ответственной политики всех стран-участниц ОДКБ может стать уникальным объединением не только военной, но и политической интеграции.
Комментарии:
Ева Ривас: Конкурс «Евровидение» мне нужен для того, чтобы Армения стала №1