01.02.10
11:25
11:25
Афганистан: Частичная конкретизация стратеги
Нынешние развития в Южной Азии в значительной степени обусловливают логику глобальной политики. Поэтому не удивительно, что посвященное афганским проблемам выступление президента США Барака Обамы, сделанное в военной академии Вест Пойнта 1 декабря прошлого года, было удостоено большого внимания аналитиков и журналистов.
Решения президента. Ключевыми положениями выступления Барака Обамы заключались в следующем:
* были объявлены сроки вывода американских войск из Афганистана: этот процесс предполагается начать в июле 2011г.
* в то же время до вывода войск предполагается добиться военной победы и разгромить боевиков «Аль-Каиды»1 и тем самым не позволить террористам угрожать США и их союзникам: с этой целью президент Обама подписал указ об отправке в Афганистан дополнительно 30 тыс. военнослужащих и инициировании мер, направленных на усиление афганских вооруженных сил,
* параллельно с выводом войск предполагается передать все рычаги правления афганским властям и с целью умиротворения ситуации начать переговоры с так называемыми «умеренными талибами»,
* была особо подчеркнута важность Пакистана и необходимость перманентной «работы» с этой страной.
Комментаторы отмечают, что афганская «дорожная карта» президента США, по сути, очень похожа на программу вывода американских сил из Ирака. В то же время, фиксирование сроков вывода вооруженных сил в определенной степени является заверением того, что новая американская политика «разрядки»2 продолжается, и в этом плане выступление преследует определенные пропагандистские цели.
Пропагандистские элементы. Примечательно, что, говоря о причинах и виновниках теракта 11 сентября 2001г. и войне в Афганистане, президент Соединенных Штатов, наряду с «Аль-Каидой» и «Талибаном», отметил также СССР. Согласно Обаме, «Аль-Каида» пришла к власти в результате войны СССР в Афганистане (1979-1989гг.). Между тем известно, что «Аль-Каида» и Усама Бен-Ладен были «созданы» на последнем этапе войны американских и пакистанских спецслужб против советской армии (1979-1989гг.), когда ее вывод из Афганистана уже не вызывал сомнений. Сделанная президентом отсылка к СССР, пожалуй, была обусловлена тем, что сегодня в СМИ часто можно встретить сравнения между афганскими войнами СССР и США. В частности, некоторые комментаторы в своих публикациях представляют данные западных социологических агентств, согласно которым президента Афганистана Наджибуллу (который был ставленником СССР и руководил страной всего 2 года, пока в 1992г. в Кабуле моджахеды не приговорили его к смертной казни) афганцы считают лучшим руководителем ХХ века. Это не так уж и странно, если учесть, что «советы», помимо жестоких военных действий, осуществляли в этой стране также широкомасштабные экономические и образовательные программы, и в этом плане параллели между СССР и США не всегда говорят в пользу последних. Однако в обоих случаях необходимо констатировать, что в этой своеобразной стране сверхдержавы встречают удивительно сильное сопротивление.
Ситуация в Афганистане. В своем выступлении президент США представил ситуацию в Афганистане как весьма тяжелую: афганские боевики доминируют в 11 из 34 провинций, и развития в чисто военном плане весьма тревожны для вооруженных сил США-НАТО. Примечательно, что Обама подчеркнул, что, несмотря на отрицательные тенденции, Афганистан пока нельзя считать потерянным для Соединенных Штатов, что характеризует американские представления о проблеме.
Прогнозы спецслужб по этому вопросу пессимистичны. Согласно бывшему руководителю резидентуры ЦРУ в Афганистане и бывшему заместителю председателя Национального совета разведки Грэму Фуллеру, программы Обамы по достижению военного превосходства и затем «мягкому» выходу из Афганистана практически нереализуемы, и отправляемые новые войсковые соединения всего лишь «будут защищать уже находящиеся там войска». Один из знатоков региона, автор книги «Будущее политического ислама», Фуллер убежден, что пуштунов никак нельзя убедить в том, что «американцы – друзья, а Талибан - враг».
Новый главнокомандующий военным контингентом США и НАТО (коалиционными силами США) в Афганистане Маккристал также оценивает сложившуюся ситуацию как крайне тяжелую и для исправления ситуации требует дополнительно около 80 тыс. военнослужащих: как известно, в результате было вынесено решение об отправке в Афганистан 30 тыс. военнослужащих. Однако с учетом того, что в этой стране уже находятся около 70 тыс. военнослужащих, а численность национальной армии составляет примерно 100 тыс. человек, следует констатировать, что число участников военных операций против афганских боевиков уже больше, чем в войне 1979-1989гг. Отметим также, что в Афганистане, как и в Ираке, на аутсортиновых основаниях действует ряд компаний с довольно большими аппаратами, обеспечивающими безопасность, услуги, связь и коммуникацию.
Помимо военных проблем, крайне тревожна также царящая в этой стране политическая ситуация. Согласно информационным источникам, президент Хамид Карзай, «переизбравшись» и укрепив свои позиции, начал вести себя более самостоятельно. В своих выступлениях он выражает мысль о том, что добиться успеха исключительно военным путем невозможно, и пытается проводить более реалистическую политику. В частности, 3 декабря 2009г. в интервью агентству «AP» Карзай высказал намерение найти точки соприкосновения с духовным предводителем движения «Талибан», муллой Мохаммедом Омаром.
Как уже отмечалось, сегодня Вашингтон принимает подобную политику, однако впечатление таково, что американская администрация против того, чтобы подобные процессы происходили без ее жесткого контроля. В результате, в отношении Карзая начали применяться традиционные американские технологии «сдерживания»: в авторитетных американских публикациях сегодня часто можно встретить материалы, в которых президент Карзай и его высокопоставленный брат обвиняются в участии в торговле наркотиками и всевозможных коррупционных действиях, ставятся под сомнение также результаты президентских выборов. Как известно, скомпрометированные союзники всегда ведут себя более разумно.
Вместе с тем, в сложившейся ситуации недовольство растет не только в Афганистане, но и во внутриполитическом поле самих США.
Настроения в Соединенных Штатах. Согласно соцопросам, сегодня 51% американцев считает, что тратить столько человеческих и финансовых ресурсов на афганскую войну, как это делают США, нецелесообразно. Около 42% населения высказываются против отправки новых войск в Афганистан, и всего 26% согласно с подобным решением.
Заметим, что формированию пессимистических настроений способствует посткризисная (в весьма относительном смысле) экономическая ситуация в США. Достаточно отметить, что дефицит бюджета США в 2009г. составил $1.4 трлн, а государственный долг достиг почти фантастического уровня ($12 трлн). Добавим, что бюджет Пентагона в 2010г. составляет $636 млрд, а отправка вышеупомянутых 30 тыс. военнослужащих в Афганистан обойдется налогоплательщикам в дополнительные $3 млрд, т.е. на одного военнослужащего в год будет потрачен $1 млн.
В сложившейся ситуации некоторые американские законодатели для финансирования афганской войны предлагают увеличить налоги на 1%. Разумеется, подобные проекты не вызывают восторженного отклика в американском обществе. Вместе с тем, ряд экспертов доказывает, что имеющиеся средства не всегда оптимально расходуются: в информационном пространстве появляются факты, что значительную часть поставляемой в Афганистан гуманитарной помощи присваивают именно талибы. С целью некоторой компенсации скудости общих ресурсов сегодня американская администрация пытается сделать проблему «международной».
Интернационализация проблемы. Информационные агентства отмечают, что президент Обама накануне своего выступления провел телефонные переговоры со своими британским, французским и российским коллегами. США стремятся представить сложившуюся в Афганистане ситуацию как задачу международного сообщества и пытаются дополнительно вовлечь в отмеченные военно-политические процессы другие страны. В то же время, царящая в Южной Азии ситуация действительно стала предметом озабоченности стран региона, а перспектива вывода американцев из Афганистана только усиливает эту озабоченность. Однако каждая из этих стран реагирует на проблему по-своему.
Китайцы, рассматривающие Южную Азию как «пространство своих национальных интересов», последовательно усиливают свое присутствие в Афганистане. Компания «Китайская металлургическая группа» сегодня осуществляет работы по разработке и эксплуатации находящегося недалеко от Кабула меднорудного комплекса Айнак. Смета этих работ составляет $3.4 млрд, и это одна из самых крупных инвестиционных программ в Афганистане. По мнению директора Вашингтонского института Центральной Азии и Кавказа Фредерика Стара, «США и НАТО совместно провели подготовительную работу, чтобы Китай экономически завоевал Афганистан». Добавим, что, судя по появившимся в СМИ материалам, планы Китая не ограничиваются чисто экономическими вопросами.
Определенные шаги предпринимает также Индия: помимо проведения «мягкой» стратегии (строительство здания парламента в Кабуле, формирование культурных связей и пр.), в Дели звучат также предложения об усилении обороны северных и западных границ Афганистана. Очевидно, что основной задачей является защита от радикальных исламских формирований. По всей видимости, подобная озабоченность должна быть также у России, которая, используя свои отчасти сохранившиеся возможности в Афганистане, пожалуй, должна попытаться сформировать буферные зоны в приграничных зонах среднеазиатских государств.
Все это свидетельствует о том, что, похоже, существует тенденция вывода афганской проблемы из глобальной плоскости и ее превращения в региональную задачу. Если эта тенденция материализуется и страны региона начнут играть решающую роль в деле решения основных вопросов, то это, пожалуй, будет той единственной возможностью, которая позволит в некоторой мере урегулировать царящую в Южной Азии крайне хаотическую и взрывоопасную ситуацию.
Интревью передает Фонд "Нораванк"
Решения президента. Ключевыми положениями выступления Барака Обамы заключались в следующем:
* были объявлены сроки вывода американских войск из Афганистана: этот процесс предполагается начать в июле 2011г.
* в то же время до вывода войск предполагается добиться военной победы и разгромить боевиков «Аль-Каиды»1 и тем самым не позволить террористам угрожать США и их союзникам: с этой целью президент Обама подписал указ об отправке в Афганистан дополнительно 30 тыс. военнослужащих и инициировании мер, направленных на усиление афганских вооруженных сил,
* параллельно с выводом войск предполагается передать все рычаги правления афганским властям и с целью умиротворения ситуации начать переговоры с так называемыми «умеренными талибами»,
* была особо подчеркнута важность Пакистана и необходимость перманентной «работы» с этой страной.
Комментаторы отмечают, что афганская «дорожная карта» президента США, по сути, очень похожа на программу вывода американских сил из Ирака. В то же время, фиксирование сроков вывода вооруженных сил в определенной степени является заверением того, что новая американская политика «разрядки»2 продолжается, и в этом плане выступление преследует определенные пропагандистские цели.
Пропагандистские элементы. Примечательно, что, говоря о причинах и виновниках теракта 11 сентября 2001г. и войне в Афганистане, президент Соединенных Штатов, наряду с «Аль-Каидой» и «Талибаном», отметил также СССР. Согласно Обаме, «Аль-Каида» пришла к власти в результате войны СССР в Афганистане (1979-1989гг.). Между тем известно, что «Аль-Каида» и Усама Бен-Ладен были «созданы» на последнем этапе войны американских и пакистанских спецслужб против советской армии (1979-1989гг.), когда ее вывод из Афганистана уже не вызывал сомнений. Сделанная президентом отсылка к СССР, пожалуй, была обусловлена тем, что сегодня в СМИ часто можно встретить сравнения между афганскими войнами СССР и США. В частности, некоторые комментаторы в своих публикациях представляют данные западных социологических агентств, согласно которым президента Афганистана Наджибуллу (который был ставленником СССР и руководил страной всего 2 года, пока в 1992г. в Кабуле моджахеды не приговорили его к смертной казни) афганцы считают лучшим руководителем ХХ века. Это не так уж и странно, если учесть, что «советы», помимо жестоких военных действий, осуществляли в этой стране также широкомасштабные экономические и образовательные программы, и в этом плане параллели между СССР и США не всегда говорят в пользу последних. Однако в обоих случаях необходимо констатировать, что в этой своеобразной стране сверхдержавы встречают удивительно сильное сопротивление.
Ситуация в Афганистане. В своем выступлении президент США представил ситуацию в Афганистане как весьма тяжелую: афганские боевики доминируют в 11 из 34 провинций, и развития в чисто военном плане весьма тревожны для вооруженных сил США-НАТО. Примечательно, что Обама подчеркнул, что, несмотря на отрицательные тенденции, Афганистан пока нельзя считать потерянным для Соединенных Штатов, что характеризует американские представления о проблеме.
Прогнозы спецслужб по этому вопросу пессимистичны. Согласно бывшему руководителю резидентуры ЦРУ в Афганистане и бывшему заместителю председателя Национального совета разведки Грэму Фуллеру, программы Обамы по достижению военного превосходства и затем «мягкому» выходу из Афганистана практически нереализуемы, и отправляемые новые войсковые соединения всего лишь «будут защищать уже находящиеся там войска». Один из знатоков региона, автор книги «Будущее политического ислама», Фуллер убежден, что пуштунов никак нельзя убедить в том, что «американцы – друзья, а Талибан - враг».
Новый главнокомандующий военным контингентом США и НАТО (коалиционными силами США) в Афганистане Маккристал также оценивает сложившуюся ситуацию как крайне тяжелую и для исправления ситуации требует дополнительно около 80 тыс. военнослужащих: как известно, в результате было вынесено решение об отправке в Афганистан 30 тыс. военнослужащих. Однако с учетом того, что в этой стране уже находятся около 70 тыс. военнослужащих, а численность национальной армии составляет примерно 100 тыс. человек, следует констатировать, что число участников военных операций против афганских боевиков уже больше, чем в войне 1979-1989гг. Отметим также, что в Афганистане, как и в Ираке, на аутсортиновых основаниях действует ряд компаний с довольно большими аппаратами, обеспечивающими безопасность, услуги, связь и коммуникацию.
Помимо военных проблем, крайне тревожна также царящая в этой стране политическая ситуация. Согласно информационным источникам, президент Хамид Карзай, «переизбравшись» и укрепив свои позиции, начал вести себя более самостоятельно. В своих выступлениях он выражает мысль о том, что добиться успеха исключительно военным путем невозможно, и пытается проводить более реалистическую политику. В частности, 3 декабря 2009г. в интервью агентству «AP» Карзай высказал намерение найти точки соприкосновения с духовным предводителем движения «Талибан», муллой Мохаммедом Омаром.
Как уже отмечалось, сегодня Вашингтон принимает подобную политику, однако впечатление таково, что американская администрация против того, чтобы подобные процессы происходили без ее жесткого контроля. В результате, в отношении Карзая начали применяться традиционные американские технологии «сдерживания»: в авторитетных американских публикациях сегодня часто можно встретить материалы, в которых президент Карзай и его высокопоставленный брат обвиняются в участии в торговле наркотиками и всевозможных коррупционных действиях, ставятся под сомнение также результаты президентских выборов. Как известно, скомпрометированные союзники всегда ведут себя более разумно.
Вместе с тем, в сложившейся ситуации недовольство растет не только в Афганистане, но и во внутриполитическом поле самих США.
Настроения в Соединенных Штатах. Согласно соцопросам, сегодня 51% американцев считает, что тратить столько человеческих и финансовых ресурсов на афганскую войну, как это делают США, нецелесообразно. Около 42% населения высказываются против отправки новых войск в Афганистан, и всего 26% согласно с подобным решением.
Заметим, что формированию пессимистических настроений способствует посткризисная (в весьма относительном смысле) экономическая ситуация в США. Достаточно отметить, что дефицит бюджета США в 2009г. составил $1.4 трлн, а государственный долг достиг почти фантастического уровня ($12 трлн). Добавим, что бюджет Пентагона в 2010г. составляет $636 млрд, а отправка вышеупомянутых 30 тыс. военнослужащих в Афганистан обойдется налогоплательщикам в дополнительные $3 млрд, т.е. на одного военнослужащего в год будет потрачен $1 млн.
В сложившейся ситуации некоторые американские законодатели для финансирования афганской войны предлагают увеличить налоги на 1%. Разумеется, подобные проекты не вызывают восторженного отклика в американском обществе. Вместе с тем, ряд экспертов доказывает, что имеющиеся средства не всегда оптимально расходуются: в информационном пространстве появляются факты, что значительную часть поставляемой в Афганистан гуманитарной помощи присваивают именно талибы. С целью некоторой компенсации скудости общих ресурсов сегодня американская администрация пытается сделать проблему «международной».
Интернационализация проблемы. Информационные агентства отмечают, что президент Обама накануне своего выступления провел телефонные переговоры со своими британским, французским и российским коллегами. США стремятся представить сложившуюся в Афганистане ситуацию как задачу международного сообщества и пытаются дополнительно вовлечь в отмеченные военно-политические процессы другие страны. В то же время, царящая в Южной Азии ситуация действительно стала предметом озабоченности стран региона, а перспектива вывода американцев из Афганистана только усиливает эту озабоченность. Однако каждая из этих стран реагирует на проблему по-своему.
Китайцы, рассматривающие Южную Азию как «пространство своих национальных интересов», последовательно усиливают свое присутствие в Афганистане. Компания «Китайская металлургическая группа» сегодня осуществляет работы по разработке и эксплуатации находящегося недалеко от Кабула меднорудного комплекса Айнак. Смета этих работ составляет $3.4 млрд, и это одна из самых крупных инвестиционных программ в Афганистане. По мнению директора Вашингтонского института Центральной Азии и Кавказа Фредерика Стара, «США и НАТО совместно провели подготовительную работу, чтобы Китай экономически завоевал Афганистан». Добавим, что, судя по появившимся в СМИ материалам, планы Китая не ограничиваются чисто экономическими вопросами.
Определенные шаги предпринимает также Индия: помимо проведения «мягкой» стратегии (строительство здания парламента в Кабуле, формирование культурных связей и пр.), в Дели звучат также предложения об усилении обороны северных и западных границ Афганистана. Очевидно, что основной задачей является защита от радикальных исламских формирований. По всей видимости, подобная озабоченность должна быть также у России, которая, используя свои отчасти сохранившиеся возможности в Афганистане, пожалуй, должна попытаться сформировать буферные зоны в приграничных зонах среднеазиатских государств.
Все это свидетельствует о том, что, похоже, существует тенденция вывода афганской проблемы из глобальной плоскости и ее превращения в региональную задачу. Если эта тенденция материализуется и страны региона начнут играть решающую роль в деле решения основных вопросов, то это, пожалуй, будет той единственной возможностью, которая позволит в некоторой мере урегулировать царящую в Южной Азии крайне хаотическую и взрывоопасную ситуацию.
Интревью передает Фонд "Нораванк"
Комментарии:
Загрузка...
Араме: в поисках любви
По данным ЦБ от 04/02/2010
375.83
523.76
12.46
Президент Армении
Правительство Армении
Парламент Армении
Посольство Армении в РФ
Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ
Полезное