12:47
- Господин посол, на Ваш взгляд, как отразится на процесс нормализации армяно-турецких отношений принятие Комитетом по внешним сношениям Конгресса США резолюции о признании Геноцида?
- Как известно, ОБСЕ приветствовала подписание армяно-турецких протоколов. Нормализация отношений между странами-участницами ОБСЕ является одной из приоритетных задач Организации, которая в значительной мере способствует укреплению хрупкой на сегодняшний день системы безопасности в южнокавказском регионе. Этот процесс, который, по сути, является двусторонним и зависит от политической воли каждой из сторон, их видения своей роли в международном сообществе и основывается на национальных интересах Армении и Турции, будет, скорее всего, развиваться вне зависимости от иных факторов. Хочется верить, что “цюрихской дух”, отраженный в упомянутых протоколах, сохранится. Как мне кажется, набирающий силу “процесс Корфу”, направленный на модернизацию архитектуры европейской безопасности, будет оказывать общее благотворное влияние на ситуацию и межгосударственные отношения в различных уголках территории ответственности ОБСЕ, в т.ч. в регионе между Черным и Каспийским морями.
В этом контексте хотелось бы процитировать Декларацию Совета Министров о Корфусском процессе ОБСЕ, принятую на последней министерской встрече ОБСЕ в Афинах: "На этом этапе нашим наивысшим приоритетом остается восстановление взаимного доверия, а также возрождение ощущения общности цели, которое объединило наших предшественников в Хельсинки почти 35 лет тому назад".
- Как повлиял выход из МГ ОБСЕ одного из сопредседателей, представителя от США Мэтью Брайзы? И как, на Ваш взгляд, отразится возможная смена сопредседателя от российской стороны – Юрия Мерзлякова, на переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?
- Мне бы не хотелось отвечать на данный вопрос. В мандат Бюро не входят вопросы, связанные с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Это тематика Минской Группы ОБСЕ.
- В этом году армянское представительство ОБСЕ отмечает 10-летие своей деятельности в Армении, в связи с этим, какие достижения миссии ОБСЕ Вы хотели особо подчеркнуть? Каких результатов удалось добиться по итогам уже завершившихся программ?
- 10 лет деятельности в стране - много это или мало? Однозначного ответа дать нельзя. Пожалуй, можно ответить и “да”, и “нет”. Критерии прогресса - движение вперед в решении задач, поставленных перед возглавляемым мною полевым присутствием в согласованном между ОБСЕ и Правительством Армении широком мандате его деятельности. Выделю в нем главное - оказание содействия Армении в выполнении ею взятых на себя обязательств перед ОБСЕ во всех измерениях безопасности через сотрудничество с властями, гражданским обществом, научными и иными учреждениями и организациями принимающего государства.
Напомню, в разработанной ОБСЕ уникальной всеобъемлющей концепции безопасности есть три измерения: традиционное военно-политическое; экономическое и экологическое; человеческое. Первое из них, как правило, не вызывает вопросов. Полагаю, широкой публике более или менее понятно и второе измерение: один из главных источников международных конфликтов и войн, нестабильности являются экономические, имущественные противоречия и претензии.
Что касается экологии, то, как известно, она не признает административных и государственных границ. С учетом научно-технического прогресса мы живем во все более уплотняющемся пространстве. Экологические неурядицы на одной территории могут “выйти боком” на другой и стать причиной международного конфликта.
У людей, не знакомых с проблемами международной безопасности и историей становления ОБСЕ, вопросы могут возникнуть в отношении третьего измерения, или “третьей корзины” безопасности, как она называлась в прошлом. Не вдаваясь в детали, скажу, что это измерение хорошо “прописано” в основополагающих документах ОБСЕ, включая Хельсинский Заключительный Акт 1975 г. и Парижскую Хартию 1990 г.
Исторически “третья корзина”, в первую очередь, призвана была размывать “железный занавес” в эпоху холодной войны путем активных человеческих контактов и обменов, т.е. создания большей открытости во взаимодействии государств двух противостоящих социально-экономических систем. Основа открытости и, по сути, один из краеугольных камней концепции безопасности ОБСЕ- признание человеческой жизни высшей ценностью и обеспечение ее безопасности через защиту прав и свобод человека, что невозможно без демократического развития. Есть и другие проекции третьего измерения безопасности ОБСЕ, но это тема для отдельного разговора.
Полевые присутствия или миссии ОБСЕ развернуты не только в Армении, но и в других государствах - на Балканах, в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии. Всего их 19, включая структуру во главе с личным представителем Действующего Председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию послом А. Каспршиком.
Попутно замечу, что ни Бюро ОБСЕ в Ереване, ни аналогичная миссия в Баку этим урегулированием не занимается - в соответствии со своими мандатами, согласованными с принимающими государствами. По многим показателям наша миссия - одна из лучших. Ее деятельность заслужила в ОБСЕ весьма высокой оценки. По целому ряду направлений она признана лучшей практикой, с которой приезжают знакомиться из других стран.
Суть работы Бюро ОБСЕ - мониторинг процессов в социально-политической и экономической жизни Армении, в правовой, экологической и иных областях с целью определения потребностей республики в содействии со стороны нашей организации, после чего собственно, это содействие и оказывается.
Как? Через разработку и реализацию проектов в трех измерениях безопасности. Исходим из того, что только сбалансированная, системная работа может быть эффективной и приносить ожидаемые результаты. Поэтому уделяем равное внимание всем трем измерениям. Сами по себе проекты абсолютно разноплановые и разновеликие: от организации обменов опытом до разработки важнейших правовых и иных документов, до адаптации технологий в природоохранной среде.
Отчитываться за 10 лет работы – сложная и интересная задача, и я делаю это не без чувства гордости, а также благодарности к моим предшественникам - послам Р. Риву и В. Пряхину, которые внесли огромный вклад в формирование и развитие того жизнеспособного организма, которым в настоящее время является Бюро.
Преемственность “вмонтирована” в основы деятельности полевых присутствий ОБСЕ. Все они действуют на базе трехлетней оперативной стратегии, которая обновляется каждый год и является своего рода отправной точкой в составлении годовых бюджетов. Хотя достижений у Бюро много и большинство наших инициатив заслуживает внимания, я остановлюсь только на самых ярких вехах, самых результативных проектах, которые обладают наибольшей иллюстративностью.
В целом, нашу деятельность можно условно разделить на две категории: первая – совершенствование законодательства и вторая – модернизация систем управления на всех уровнях путем повышения квалификации и профессиональных знаний в аппарате госструктур, внедрения новых методик и механизмов, содействия вовлечению общественности в мониторинговые процессы, создания информационных баз и других ресурсов. Привлекаем опыт тех государств, которые добились наибольших успехов в тех или иных сферах.
С момента основания Бюро одним из важнейших направлений нашей работы было содействие реформам законодательства в различных областях. Мы предоставили экспертную поддержку в разработке и совершенствовании многочисленных – как рамочных, так и узконаправленных законов. Неполный список этих законодательных актов включает Закон о Защитнике прав человека, Избирательный Кодекс, Судебный кодекс, Уголовно-процессуальный Кодекс, Закон о свободе вероисповедания, законодательство в сфере свободы СМИ, защиты окружающей среды и многие другие.
Не раз Бюро инициировало разработку совершенно новых законов, как это было в 2003-2004 годах с законом о проведении шествий и демонстраций. В целом, вклад ОБСЕ в формирование адекватной правовой базы Республики Армения как развивающегося демократического государства, полноценно и активно участвующего в общеевропейских процессах, трудно переоценить.
Однако в нашем понимании улучшение, модернизация законодательной базы – это хотя и необходимое, но недостаточное условие для успешной трансформации общества в ногу со временем. Именно поэтому, вторым вектором деятельности Бюро было содействие в формировании и “подгонке” механизмов по претворению этих законов в жизнь. Здесь, притом что уже проделана серьезная работа, еще предстоит многое сделать.
Удобнее, да, пожалуй, и нагляднее всего представлять нашу работу по измерениям безопасности. Эти измерения легли в основу программ Бюро, в рамках которых осуществляются все проекты. Действуют такие программы как военно-политическая, эколого-экономическая, эффективного управления, демократизации и прав человека.
- Можно немного поподробнее остановиться на этих программах?
- В военно-политической сфере Бюро активно содействовало перестройке деятельности армянской полиции, а также в последние годы формированию демократического контроля над силовыми структурами. В числе основных достижений – успешно действующий центр начальной подготовки полиции, который, как нам представляется, является необходимым элементом становления современной профессиональной полиции.
Бюро помогло не только восстановить здание центра и оснастить его технически, но и разработать базовую учебную программу, методологию обучения и соответствующие дидактические материалы. Близок к успешному завершению пилотный проект “общинной полиции” в одном из столичных районов. Самое главное - подготовлен пакет серьезнейших документов, которые лягут в основу масштабной и комплексной, многовекторной полицейской реформы.
Бюро наработало хороший опыт сотрудничества с Министерством обороны, Министерством чрезвычайных ситуаций, взаимодействует с Советом национальной безопасности. Одно из направлений сотрудничества - информационная безопасность.
Говоря об успехах во втором измерении, в первую очередь хотелось бы подчеркнуть, что за 10 лет деятельности Бюро стало ключевым партнером правительства в разработке, осуществлении и мониторинге годовых программ развития малого и среднего бизнеса. Мы основали полевое присутствие в одной из самых отдаленных областях – в Сюнике, которое на месте развивает партнерство между органами власти, крупным бизнесом и общественными организациями. Бюро также содействовало разработке реформ по упрощению условий осуществления предпринимательской деятельности в Армении и внедрению многоуровневой системы по управлению реформами.
В сфере охраны окружающей среды, наиболее значимым достижением было успешное осуществление проекта “Меланж” в 2006-2007, в рамках которого утилизировалось 800 тонн высокотоксичного ракетного топлива. Проект имел не только экологическое, но и экономическое значение. Он послужил прекрасным примером взаимодополняемости этих двух сфер, опровергая бытующее мнение о том, что экологичность производства могут позволить себе только экономически развитые страны. В рамках проекта высокотоксичное топливо было переработано в безопасное удобрение и передано фермерским хозяйствам.
Другим существенным вкладом Бюро было содействие в ратификации и имплементации Конвенции о доступе к экологической информации, правосудию и участию общественности в принятии экологических решений (Орхусской Конвенции) со стороны Армении в 2001 году. Это послужило началом так называемого орхусского процесса в Армении. Мы создали сеть из 14 центров по реализации принципов конвенции, повышению информированности населения в экологической сфере и его участию в принятии решений. Опыт этих центров оказался настолько успешным, что был признан модельным на территории ОБСЕ. Он был использован в семи государствах-участниках ОБСЕ.
В сфере борьбы с торговлей людьми, или траффикингом, наша миссия помогла с разработкой соответствующего национального плана действий. Она также содействовала улучшению системы защиты и социальной реабилитации жертв траффикинга. В 2008 году мы инициировали проект по созданию центра по борьбе с торговлей людьми при Министерстве труда и социального обеспечения, который разрабатывает стратегические подходы к вопросам защиты жертв торговли людьми и поддерживает другие организации, вовлеченные в борьбу с этим тяжелейшим преступлением.
Бюро уделяет немалое внимание гендерным вопросам. Нам кажется, что это исходит из национальных интересов Армении в самом прямом смысле этого понятия. Несмотря на то, что женщины составляют большинство населения Армении, а также явно доминируют среди студентов ВУЗов, их представленность и участие в процессах принятия политических и экономических решений выглядит несопоставимо скромнее. Это означает, что в стране остается невостребованным ценнейший человеческий капитал. Недостаточное участие женщин в общественных процессах особенно остро чувствуется в регионах страны.
Бюро осуществило немало проектов, нацеленных на повышение вовлеченности и активности женщин в различных сферах. В качестве наиболее результативного хотелось бы отметить проект в городах Горис, Капан и Мегри, где мы работали над ломкой стереотипов и устоев, тормозящих полноценное использование огромного женского потенциала для социально-экономического развития Сюникской области. Была сформирована инфраструктура, позволяющая раздвинуть границы вовлечения женщин во все общественные процессы, в частности, в деловую жизнь.
Наша опора- созданные специальные ресурсные центры. Исключительно приятно наблюдать энтузиазм и чувство сплоченности среди женщин, вовлеченных в проект. Основываясь на достигнутых результатах, мы уверены, что эта деятельность может стать моделью для аналогичных проектов в других регионах республики.
Будучи прагматиками, считаем, что оценивать нашу работу в первую очередь должны те, кому она адресуется. Отрадно отметить, что работа ресурсных центров получила признание и вызвала широкий резонанс среди жителей Сюника. Бюро получило предложения о развертывании новых гендерных центров. A propos, это можно отнести и к ряду других направлений нашей деятельности, в частности, к Орхусским центрам. Мы планируем развить систему центров по поддержанию бизнес-инициатив женщин до степени самодостаточности, и надеемся, что они станут полностью самостоятельными к 2012 году.
За время своей деятельности в Армении, наше Бюро целенаправленно работало над созданием механизмов для защиты широкого спектра прав человека. За эти годы было реализовано немало проектов, направлeнных на практическое применение принципов защиты этих прав. Особо хочу подчеркнуть плодотворную работу Бюро по становлению национального института защитника прав человека (Омбудсмена) в Армении. Гордимся также тем, что при поддержке Бюро ОБСЕ в Ереване была разработана система общественного мониторинга пенитенциарной системы и создана группа общественных наблюдателей. Ее деятельность была признана одной из самых успешных среди стран СНГ и Восточной Европы.
Важнейшим направлением работы Бюро является содействие становлению и повышению профессионального потенциала различных структур в Армении. В нашем понимании такие проекты дают наиболее продолжительный и устойчивый эффект. Приведу лишь некоторые из показательных примеров. На протяжении ряда лет Бюро организовывает учебные программы и обмен опытом для сотрудников Парламента Армении. При нашей поддержке была основана первая в Армении Дипломатическая школа, идея создания которой была впервые выдвинута нами еще в 2006 году.
- Какую работу осуществляло Бюро ОБСЕ в регионах?
- Бюро осуществило также ряд региональных проектов. В качестве примера хочу привести уникальный региональный проект по мониторингу трансграничных рек в Грузии, Армении и Азербайджане. Использовав современную методику, ученые трех стран выявили состояние трансграничных рек в регионе и предоставили достоверную информацию своим правительствам. Кроме того, в прошлом году мы помогли в проведении студенческих обменов между Арменией и Турцией.
Реализован очень серьезный и крупный проект содействия в подготовке стратегии и плана действий по борьбе с коррупцией. Это зло пустило, к сожалению, глубокие корни в Армении, да и во многих других странах, серьезно тормозит социально-экономический прогресс и выхолащивает усилия по его обеспечению. Стратегия, принятая в конце прошлого года - выверенный, комплексный, многоплановый документ, реализация которого очень быстро может дать ощутимые результаты.
Однако, полагаю, говорить о стратегии как об успешном проекте можно будет в случае ее эффективного претворения в жизнь. А это, по большому счету, зависит от продвижения реформ в целом ряде направлений, включая реформу судебной системы, в которой, кстати, Бюро ОБСЕ также участвует.
- Какие глобальные программы ОБСЕ планирует начать и уже начало реализовывать в этом году?
- На глобальность мы претендовать, естественно, не можем. Даже региональные проекты пока для нас, по понятным причинам, не “на потоке”: сохраняются серьезные проблемы с налаживанием регионального сотрудничества в Закавказье. Очень жаль. Такое сотрудничество, меры доверия - наилучшие предпосылки для урегулирования региональных конфликтов, споров и противоречий. Если же говорить о наиболее крупных вещах, над которыми работаем, то в первую очередь хочется заметить, что мы продолжим содействие программе полицейской реформы. Бюро исходит из того, что это может стать существенным вкладом в демократическое развитие армянского общества, в решение самых злободневных проблем.
В рамках реформы намерены придать модели " общинной полиции ", которая строится на доверии между гражданами и полицией и предполагает активное содействие населения полицейским органам, национальный масштаб. Суть этой модели - максимальное приближение полицейской работы по соблюдению правопорядка к интересам граждан, создание системы, в которой каждый полицейский чувствует высокую ответственность и действительно стоит на страже интересов общества. Ожидаем, что в скором будущем будет принят указ о проведении реформ полиции.
Планируем также, продолжить содействие в налаживании демократического контроля над вооруженными силами на основе Кодекса Поведения ОБСЕ по военно-политическим аспектам безопасности. С прошлого года Бюро, совместно с исследовательскими центрами и Министерством обороны обсуждает вопросы, связанные с проведением воинского призыва и использованием элементов контрактной системы в армии. Эти вопросы имеют жизненно важное значение для Армении с точки зрения национальной безопасности. Отрадно, что мы ощущаем полную поддержку наших инициатив со стороны парламента и Минобороны Армении.
С учетом того, что до следующих выборов осталось достаточно много времени, в повестке дня Бюро – содействие в реформировании Избирательного кодекса Армении.
В среднесрочной перспективе экономическое измерение Бюро ОБСЕ сконцентрирует свое внимание на содействии правительству в осуществлении регуляторных реформ, задействовании новых механизмов по содействию малому и среднему бизнесу, развитию конкурентной среды и регионов.
Новым направлением работы становится тесное сотрудничество с мэрией и Советом старейшин города Еревана. Здесь первые шаги будут сопряжены с предоставлением поддержки в повышении профессиональной квалификации аппарата муниципальных структур. Кроме того, планируется создание общественного экологического совета при Мэрии, который станет платформой для участия общественности в рассмотрении вопросов, связанных со строительством, охраной и развитием зеленых зон, управлением транспорта и сохранением исторических памятников.
В области охраны окружающей среды помимо придания нового качества орхусскому процессу работаем над очень крупным и сложным проектом по нейтрализации экологических угроз, связанных с хранением высокотоксичных химикатов. Это очень серьезная проблема. Ее решение во многом будет зависеть от помощи и взаимодействия с другими государствами- членами ОБСЕ.
Мы, безусловно, продолжим нашу работу в области борьбы с траффикингом, будем последовательно поддерживать инициативы направленные на повышение вовлеченности женщин во все сферы общественной жизни. В поле зрения Бюро будут оставаться вопросы свободы СМИ. Наибольшую актуальность приобретают в текущем году переход на цифровую систему телевещания и декриминализация ответственности за клевету в СМИ.
Как в настоящее время, так и в долгосрочной перспективе Бюро будет содействовать укреплению и наращиванию потенциала национальных механизмов защиты прав человека. Одним из основных векторов деятельности будет поддержка судебной реформы, нацеленная на укрепление независимости судебной системы и улучшение доступа к правосудию. Бюро в сотрудничестве с БДИПЧ планирует конкретные мероприятия по претворению в жизнь рекомендаций по результатам мониторинга уголовных дел, связанных с мартовскими событиями 2008 года. Напомню, что отчет об этом мониторинге был опубликован в марте 2010 года.
Замечу, что довольно скоро взаимодействие Армении с ОБСЕ ощутят практически все граждане страны в связи с переходом на электронные паспорта. Это будет иметь важное социальное значение, но еще в большей мере будет иметь отношение к вопросам безопасности.
Комментарии:
V национальная премия в области армянской музыкальной индустрии «Ташир 2010»