13:41
– В настоящее время в Турции наблюдается глубокий политический кризис, который, по мнению ряда экспертов, может привести к гражданской войне. Как может подобное
– То, что в настоящее время происходит в Турции, можно охарактеризовать как внутреннюю войну, которая пока еще обходится без жертв. Фактически, в Турции образовались центры силы, ведущие между собой бескомпромиссную борьбу за власть, в которую с одной стороны вовлечено правительство, представляющее интересы исламистских кругов турецкого общества, а с другой - военные и система правосудия, представляющие кемалистские круги.
В более широком смысле, это борьба между двумя группировками турецкой политической элиты: кемалистами, которые создали турецкое государство и на протяжении десятилетий безраздельно правили этим государством, а также исламистами, которые являются новой группировкой, заявившей о себе в последние годы, процесс формирования которой еще не завершен. Фактически, в эту борьбу двух политических элит пытается включиться и армия.
Я думаю, что нынешнее политическое положение в Турции уже начинает действовать на процесс нормализации армяно-турецких отношений. Это особенно наглядно проявляется в проводимой Анкарой политике затягивания ратификации армяно-турецких протоколов с использованием всех средств манипуляции и обмана, в которых в основном преуспел премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Но вместе с тем, все же надо признать, что, несмотря на такую политику, это правительство пошло на подписание протоколов с Арменией. Однако, на мой взгляд, если к власти придут кемалисты, то этот процесс будет прерван сразу.
– Армяно-турецкий переговорный процесс перешел на новый этап развития, где политика предусловий турецкой стороны получила более радикальный облик в виде обвинений в адрес Армении за невыполнение своих обязательств по ратификации протоколов. Не забыли там затронуть и решение Конституционного суда Армении, который, по их трактовке, не соответствует букве и духу этих протоколов. Как Вы комментируете такую позицию Турции, и насколько она рациональна?
– Решение Конституционного суда Армении было однозначным, и протоколы признаны соответствующими Конституции страны. Тем самым, открывался путь для их обсуждения и последующей ратификации в парламенте страны. Поэтому характеризовать решение Конституционного суда как невыполнение обязательств, по меньшей мере, бессмысленно.
В этом смысле можно подчеркнуть, что решение КС сопровождалось определенными комментариями, которые предназначены только для внутреннего обсуждения, то есть для нас, а само решение говорит только об одном – армяно-турецкие протоколы полностью соответствуют Конституции Армении. Поэтому тут говорить о каких-то оговорках и предусловиях, значит говорить о том, чего нет, то есть это абсурд. По существу, это некая уловка по затягиванию процесса ратификации протоколов и, может быть, даже намерение целенаправленно завести его в тупик.
– Может ли Турция ратифицировать протоколы до 24 апреля, даты, когда будет отмечаться 95-летие Геноцида армян 1915 года?
– Если эта борьба между двумя группировками, о которой было сказано выше, не достигла бы того уровня накала, который в настоящее время имеется, то я бы не исключал возможности того, что Турция, если даже и не ратифицировала бы эти протоколы, то какие-то шаги в этом направлении предприняла бы точно. Но так как в Турции сейчас обстановка резко ухудшилась и возникла сложная и острая внутриполитическая ситуация в связи с попытками очередного передела власти между вышеуказанными группировками, я думаю, Турции сейчас не до ратификации протоколов.
Хотя в то же время не исключаю, что из опасения перед угрозами США по поводу признания геноцида армян или, что президент Барак Обама в своем ежегодном традиционном послании 24 апреля к армянству может употребить слово «геноцид», турки на какие-то шаги будут вынуждены пойти. Но не думаю, что эти шаги будут означать ратификацию армяно-турецких протоколов. Поэтому в апреле, скорее всего, ратификации армяно-турецких протоколов не произойдет.
– Весь мир 4 марта стал свидетелем того, что комитет по международным делам Конгресса США принял резолюцию, осуждающую геноцид армян 1915 года. В этом плане, какие могут быть дальнейшие развития?
– В настоящее время есть немало шансов, что эта резолюция будет продвинута и обсуждена в пользу Армении и в других государственных инстанциях США. Все зависит от дальнейших политических процессов, а также от действий армянского лобби, так как турецкие лоббистские организации, как известно, продолжают усиленно наращивать сопротивление в этом направлении.
В прошлые годы, когда подобные резолюции находились на рассмотрении в комитете по международным делам Конгресса США, администрация президента и исполнительная власть выступали против их принятия и делали всякого рода резкие заявления по этому поводу. На этот раз они молчат. Из этого можно сделать вывод, что, скорее всего, им не хочется препятствовать процессу принятия закона о геноциде армян.
– Как Вы думаете, что следует предпринять Армении, если Турция продолжит затягивать процесс ратификации армяно-турецких протоколов?
– Если Турции будет продолжать такую политику, Армении следует просто выйти из переговорного процесса. Я думаю, что, если Армения последует этому, то она не только ничего от этого не потеряет, но и многое выиграет. Во-первых, то, что в глазах великих держав Армения будет выглядеть в качестве стороны, которая не только исполняет все свои обязательства, но и является партнером, с которым можно вести дело.
Во-вторых, будет ясно, что Армения продемонстрировала истинное стремление наладить отношение с Турцией, даже ценной определенных потерь, потому что пошла на некоторые компромиссы, так как армяно-турецкие протоколы не соответствовали тем идеалам и тем целям, которые есть у армянского народа. В частности, Армения согласилась подписать документ, который обходит вопрос геноцида, являющийся для него важнейшим вопросом идентичности, который затрагивает глубинные струны армянского «эго». Но при всем этом действия Турции фактически приводят к тому, что переговорный процесс затягивается.
– После встречи Эрдогана с российским руководством в Москве во многих западных и отечественных СМИ начали говорить о том, что стороны договорились о скорейшем урегулировании карабахского конфликта, которое вовсе не исходит из интересов Армении. Как Вы относитесь к такому подходу, и какие изменения, на Ваш взгляд, предстоят в этом направлении, в частности после состоявшейся в Сочи последней встречи президентов России, Армении и Азербайджана?
– Я особой аргументированности в позиции тех людей, которые считают, что в Сочи были приняты какие-то решения, которые неблагоприятно повлияют на карабахский вопрос, не вижу. Все это строится на догадках, так как точной информации, о том, что там говорилось, и что было принято, по сути, нет. Но с другой стороны, если исходить из текста официального коммюнике, то там я ничего такого особенного, не увидел. Официальная информация, которая у нас имеется, не дает возможности делать какие-нибудь выводы, а строить анализ на домыслах, мне представляется нецелесообразным.
В этом смысле меня больше удивляет то, что одна из сторон конфликта употребляет прямые угрозы применения военной силы в отношении другой стороны. Это не укладывается в рамки здравого смысла. Если одна из сторон не намерена мирным путем урегулировать конфликт и использует слова, содержащие угрозы применения военной силы, как можно в таких условиях говорить о том, что конфликт должен быть урегулирован мирным путем, и посредники способствуют этому процессу?
Во-первых, посредникам надо призвать к порядку Азербайджан, требуя, чтобы он перестал произносить такие угрозы, используя их в качестве средства давления на переговорный процесс. Только в этом случае, я думаю, что переговорный процесс возвратится в нормальное русло. Во-вторых, я считаю, что как раз в настоящее время настало время, чтобы подключить в переговорный процесс в качестве третьей стороны Нагорный Карабах. Я даже не исключаю того, что в каких-то случаях НКР и Азербайджан могут решать вопросы как две стороны, и здесь участие Армении не обязательно.
– А как должна поступить Армения в случае, если Азербайджан прибегнет к военным действиям решения конфликта. На Ваш взгляд, насколько реалистичен такой подход, и что следует сделать Армении в этом направлении?
– В этом случае будет вполне правильным решением для Армении выйти из переговорного процесса и дождаться момента, когда Азербайджан возьмется за голову и откажется от угрозы применения военной силы.
Эти воинственные заявления Азербайджана создают для нас вполне благоприятную возможность продемонстрировать миру, насколько мы серьезно относимся к переговорному процессу, и что мы не собираемся терпеть эти угрозы, с помощью которых Азербайджан пытается диктовать и пробивать свои условия.
Если верить западным экспертам и аналитикам, то Азербайджан на этот момент не обладает достаточным военным потенциалом, и эти угрозы можно рассматривать исключительно как пиар с целью воздействия на общественное мнение как в Азербайджане, так и в Армении. Однако, это ошибочный расчет.
– Как Вы оцениваете состояние карабахского конфликта в ближайшей перспективе?
– Я думаю, что много будет зависеть не только от сторон конфликта, но и от тех стран, которые заинтересованы в нем – США, России и Европейского Союза. Если эти силы создадут определенный консенсус в рамках своих интересов, то это будет способствовать решению карабахской проблемы. А если они будут действовать каждая по отдельности исключительно в своих интересах, используя при этом процесс решения карабахского конфликта как инструмент усиления своего влияния в регионе или еще для каких-то своих целей, то я думаю, что этот процесс затянется на долгое время.
Комментарии:
V национальная премия в области армянской музыкальной индустрии «Ташир 2010»