суббота, 21 марта 2009 rss feed favorites
Հայերեն | English
Создание сайта: Copyright © 2007 группа «Энерго», г. Коломна

Новости

Эксклюзив

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Аналитические обзоры

Интервью

Официальная армения

  • Президент Армении
  • Правительство Армении
  • Парламент Армении

Посольство Армении в РФ

Армянская Апостольская церковь

КУРСЫ ВАЛЮТ

По данным ЦБ от 21/03/2009
USD 372.89 arrow down
RUB 11.04 arrow up
EUR 502.92 arrow up

ПОГОДА


 


О «турецком влиянии» в Абхазии

print version      Blog

О «турецком влиянии» в АбхазииПереход Абхазии из числа непризнанных политических образований в ранг признанного государства чётче обозначил вызовы, вставшие перед абхазским руководством ещё в начальный период построения национальной государственности. Одним из основных является вопрос о внешнеполитической ориентации Республики Абхазия. Официально заявленный курс Сухума на стратегическое партнёрство с Россией сомнению не подлежит, но, несмотря на это, в российских и иностранных СМИ в последнее время всё больше пишут о возрастающем якобы «турецком влиянии» в Абхазии как серьёзной угрозе национальным интересам РФ в регионе. Такой алармизм вызван или недостаточным знакомством с реальным положением дел, или пропагандистским заказом.

«Усиление турецкого влияния» обычно связывают с возможным переселением в Абхазию значительной группы потомков махаджиров – абхазов, покинувших родную землю в середине-конце XIX века после Кавказской войны и расселившихся на Ближнем Востоке. Основная часть зарубежной абхазской диаспоры проживает в Турции (её численность оценивают в 400-800 тысяч человек), практически все они являются мусульманами. Однако это не означает ни того, что Абхазия готова принять всех потенциальных переселенцев, ни того, что многие из них планируют вернуться на землю предков.

«Проблема репатриации – достаточно сложная и представляет собой комплекс нерешенных пока вопросов, - указал, отвечая на вопросы читателей газеты «Северный Кавказ» в феврале 2007 года, президент Абхазии Сергей Багапш1. - Прежде всего нам необходимо предоставить диаспоре возможность свободного посещения этнической родины, обеспечить условия для бизнес-деятельности, подготовить жильё для решивших вернуться... Парламент и исполнительная власть уже готовят нормативную правовую базу для снятия возникших вопросов». В республике принят закон «О гражданстве Республики Абхазия», в соответствии с которым все представители абхазского (абаза) народа, вне зависимости от страны их проживания, автоматически признаются гражданами республики. «Сегодня, - отметил С.Багапш, - мы обсуждаем вопрос создания Международного фонда репатриации соотечественников, в задачи которого вошло бы практическое решение вопросов организованной репатриации, обеспечения жильем и трудоустройством возвращающихся». Впрочем, к настоящему времени сдан всего один восстановленный девятиэтажный дом, в котором репатриантам, главным образом из Турции, предоставлены 44 из 50 квартир2.

«У нас нет возможности создать им условия для возвращения, - говорит генеральный секретарь Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Геннадий Аламиа. – Желающих вернуться очень много, особенно среди молодёжи». По его словам, репатриантам, большинство которых имеет родовые земли, выдают абхазские паспорта и прописывают в гостиницах, «а могли бы давать земельные участки». За все пятнадцать лет независимости в Абхазию переселилось порядка двух тысяч потомков махаджиров, отмечает Г.Аламиа. Заведующий отделом геополитики Центра стратегических исследований при президенте Республики Абхазия Вячеслав Чирикба называет в пять раз меньшую цифру: около 400-500 репатриантов. Что касается возможности распространения таким путём фундаменталистских настроений, Чирикба считает, что абхазские мусульмане в Турции являются «одними из наименее фанатичных», и подобная опасность Абхазии не угрожает. «Они (переселенцы) знают, что их предки были христианами, - говорит учёный. – Впрочем, поскольку они вообще не слишком религиозны, мало кто вернулся к вере предков… Никаким ваххабизмом тут и не пахнет, фанатизм любого сорта вообще не характерен для абхазцев. Абхазское общество выдавливает радикалов». Того же мнения придерживается и Геннадий Аламиа: «Ваххабизм здесь не приживётся. В Абхазии нет ни одной мечети. Вспомним, христианство пошло отсюда… Вы не найдете ни одного обрезанного абхаза!».

Директор государственного информационного агентства «Апсны-пресс» Манана Гургулия оценивает возможное число мигрантов в «несколько тысяч» (Вячеслав Чирикба говорил о 5 тысячах человек), полностью отрицая как «русофобский настрой», так и «исламизм» переселенцев: «Те, кто уже переехал в Абхазию, ведут светский образ жизни… угрозы исламизации Абхазии нет и быть не может». По мнению заместителя председателя Духовного управления мусульман Абхазии Тимуры Дзыбы, в результате репатриации «количество мусульман увеличится, но это ни в коей мере не отразится на российско-абхазских отношениях».

Вячеслав Чирикба обращает также внимание на тяжёлую демографическую ситуацию абхазов. «Есть надежда, что поток репатриантов улучшит демографическую ситуацию», - говорит он, но подчёркивает, что возможности Абхазии принять переселенцев ограничены, и большого их потока в республике не ожидается. «Проблема репатриации стоит очень остро, - отмечает и историк Ибрагим Чкадуа. – В нашей ситуации это единственный механизм увеличения численности населения».

И.Чкадуа также полагает, что говорить об антирусском настрое абхазской диаспоры нет оснований: если в Турции потомки махаджиров лишены возможности называть себя абхазами, то «те, кто остался здесь, получили административную единицу». Кроме того, с юмором отмечает историк, «мы заточены под российский стандарт». Что касается нынешней политики России, то многие абхазы, в том числе и Ибрагим Чкадуа, говорят, что «благодарны русским ребятам», казакам и добровольцам, за братскую помощь в ходе грузино-абхазского конфликта 1992-93 годов. А 26 августа 2008 года в один миг «обнулило» все старые претензии к России3, сделав их практически полностью неактуальными. С огромным энтузиазмом восприняла решение российского руководства о признании Абхазии и зарубежная абхазская диаспора.

«Связь с Россией – Богом данное соседство, - говорит Геннадий Аламиа. – Все абхазы и адыги считают, что надо быть с Россией, иначе ничего хорошего не будет… Наше отношение к России остается искренним несмотря на многолетнюю экономическую блокаду и некоторые другие тёмные пятна». С ним согласен и Тимур Дзыба: «Мы помним о событиях Кавказской войны, - говорит он. - Тогда была другая политика, Турция была гораздо ближе, и 90% населения покинули территорию Абхазии. Слепо переносить ту обиду, тот негатив, злобу предков на нынешнюю ситуацию, современных россиян – неправильно».

«Причины трагедии убыхов, шапсугов, адыгов, абхазов и других народов Северного Кавказа известны, - излагает ту же мысль президент Абхазии Сергей Багапш4. - Большая часть представителей этих этносов, а иногда и целые народы, стали жертвами насильственного выселения в Османскую империю, которое в истории получило название «махаджирство». Эти события происходили в течение XIX века. Сегодня мир кардинально изменился, и повторение судьбы наших предков невозможно. Очевидно сегодня и то, что народы Северного Кавказа, наши единокровные братья, вполне успешно развиваются в рамках Российской Федерации. Любая страна, а такая держава, как Россия, тем более имеет свои геополитические интересы. У РФ есть и будут интересы в Абхазии – у нас общее историческое прошлое, культурное и экономическое пространство. Народ Абхазии связывает именно с Россией конкретные надежды».

Вся кавказская диаспора достигает 7 миллионов человек. «Как Россия будет относиться к нам, так и страны Ближнего Востока, в которых проживают махаджиры – Турция и Сирия – будут относиться к ней, - подчёркивает Геннадий Аламиа. – Политика Турции не может быть проабхазской, поскольку она проамериканская. Анкара хотела бы иметь влияние и в Абхазии, и на всём Северном Кавказе, но не через нашу диаспору. Никаких протурецких настроений здесь нет. Нет и антитурецких - в своё время они приняли беженцев, мы им благодарны».

По словам Вячеслава Чирикбы, Турция не играет во внутриабхазских раскладах никакой роли. «Проживающие в этой стране абхазы и черкесы во время грузино-абхазской войны были на стороне Абхазии, а само государство – поддерживало Грузию, - говорит он. – Впрочем, Турция никогда не запрещала своим торговым судам ходить в Абхазию. Потенциально её роль велика, но Турция ведет себя очень осторожно». Причиной тому, по мнению Вячеслава Чирикбы, является и нерешённость курдского вопроса внутри самой Турции, и нежелание портить отношения с Россией. Политолог называет турецкую позицию «осторожно-сдержанно-наблюдательской».

Пожалуй, единственной, да и то завуалированной попыткой формирования протурецкого слоя абхазской элиты можно считать существование в поселке Цандрипш, неподалёку от российско-абхазской границы турецкого «Башаран-колледжа» с традиционно высоким для подобных учебных заведений уровнем обучения и воспитания. Около трети его выпускников продолжают своё обучение в Турции и, по словам общавшихся с ними абхазов, «возвращаются оттуда с турецкими мозгами». «Понятно, что ученики колледжа выйдут из него проводниками западных, турецких, исламистских идей», - сформулировал опасения многих сухумцев один из представителей абхазского руководства. Однако вместо того, чтобы оказать административное давление и прекратить деятельность турецкого колледжа5, власти республики пошли другим путём: открыли собственный лицей-интернат, система преподавания в котором направлена на воспитание молодых патриотов Абхазии.

В настоящее время основная задача, стоящая перед абхазскими диаспорами Турции и Сирии – способствовать признанию независимости Абхазии этими государствами. «Мы приложили много усилий для того, чтобы голос Абхазии был слышен и в Турции, и на Западе, и во всём мире, чтобы наши вопросы ставились на самом высоком уровне», - заявил на торжественном собрании в Сухуме по случаю празднования 15-летия провозглашения независимости Республики Абхазия глава стамбульского Кавказского комитета солидарности с Абхазией Ирфан Аргун. Теперь, сказал он, диаспора должна убедить турецкие власти в том, что «политика, направленная на поддержку Абхазии, на учет её интересов, выгодна как гражданам самой Турции, так и региону в целом». Без участия Абхазии невозможно стабильное развитие в регионе, и наша важнейшая задача, подчёркивает Ирфан Аргун, - «добиться признания Абхазии Турцией»6.

Даже в экономике о турецком влиянии можно говорить лишь условно. Многие крупные инвестиции в Абхазии, приписываемые туркам, на самом деле сделаны абхазскими репатриантами. Так, «турецкая» гостиница «Ясемин» в Сухуме построена переселенцем из Турции Таали Хватыш, а «турецкие» углепромыслы в Ткуарчальском районе возрождены репатриантом Тайфуном Ардзинба7. Как отмечает министр по налогам и сборам Абхазии Вахтанг Пипия, репатрианты пользуются теми же льготами, что и другие иностранные инвесторы, вкладывающие в экономику Абхазии более 100 тысяч долларов: они освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых трёх лет со дня ее объявления.

«Успешная экономическая деятельность репатриантов в Абхазии может стать примером для тех, кто пока не решился вернуться на Родину, живёт и работает в Турции, Сирии и европейских странах», - говорит министр. По его информации, в Абхазии действуют более 25 фирм, учредителями и руководителями которых являются репатрианты. Абхазская общественность высказывает опасения, что под видом репатриантов в экономику республики могут начать «входить» «обычные» турки, однако официальный Сухум внимательно следит за чистотой финансовых потоков.

Существующие сейчас абхазо-турецкие экономические отношения с точки зрения международного права расцениваются как контрабанда. Торговые суда нелегально, без уплаты налогов и пошлин возят из Абхазии в Турцию металлолом, лес, уголь, а в обратном направлении – цемент, стройматериалы и товары народного потребления. Пассажирское сообщение с Турцией отсутствует, хотя в начале 90-х гг. между Трабзоном и Сухумом существовало как пассажирское, так и грузовое морское сообщение. Во время грузино-абхазской войны оно было прервано, затем возобновилось и вновь прервалось в 1996 году, после введения против Абхазии экономических санкций СНГ.

Абхазская диаспора Турции организовала акцию по сбору подписей под требованием отмены транспортной блокады Абхазии8. Общественная организация «Друзья Абхазии» направила Национальному Собранию, премьер-министру, министру иностранных дел и министру транспорта и коммуникаций Турецкой Республики письмо, в котором отмечается, что «те, кого с Абхазией связывают родственные, дружеские, деловые и партнёрские отношения, просят возобновить морское сообщение между Трабзоном и Сухумом и наладить авиарейсы между Стамбулом и Сухумом». По мнению авторов обращения, которое подписали уже более 130 тысяч человек, «морское сообщение между Трабзоном и Сухумом и авиарейсы между Стамбулом и Сухумом могут стать большим вкладом Турции в развитие отношений с Абхазией и республиками Северного Кавказа».

Как сообщил депутат абхазского парламента, председатель комитета по связям с соотечественниками, репатриант Сенер Гогуа, Абхазия готова к открытию морского сообщения с Турцией, но правительство Турции не хочет портить отношения с Грузией9. Если диаспоре удастся добиться решения этой непростой задачи, «усиливать турецкое влияние» в Абхазии технически станет гораздо проще. Официальная Анкара пока хранит молчание, не афишируя своих планов в отношении Абхазии. Есть основания полагать, что они будут увязываться с аналогичными российскими планами. В ближайшем будущем Турция вряд ли станет разыгрывать в молодой республике самостоятельную геополитическую партию.

_________________

1 http://skavkaz.rfn.ru/rnews.html?id=54305

2 Антон Кривенюк. В Абхазию возвращаются потомки махаджиров. «Сегодня.ру». 9.12.2008. http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=7265

3 Например, в «нерешительности», отсутствии выверенной политики в отношении непризнанных государств, использовании «абхазской карты» исключительно для оказания давления на Грузию, грубом давлении на абхазское общество в ходе президентских выборов 2004-2005 годов и т.д.

4 http://skavkaz.rfn.ru/rnews.html?id=54305

5 Как это сделали в России, в частности в мае-июне 2008 года в Татарстане, выслав под формальными предлогами всех турецких преподавателей семи татаро-турецких лицеев.

6 Анжела Кучуберия. В Абхазии проходят торжества, посвященные 15-летию провозглашения независимости республики. «Кавказский узел». 30.09.2008. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/142238

7 Анжела Кучуберия. В Абхазии наградили предпринимателей-репатриантов. «Кавказский узел». 20.12.2007. http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1204080.html

8 Анжела Кучуберия. Абхазская диаспора Турции требует от властей отменить транспортную блокаду Абхазии. «Кавказский узел». 24.11.2008. http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1233870.html

9 Анжела Кучуберия. Абхазия надеется на подъем в экономике через открытие морского сообщения. «Кавказский узел». 17.02.2009. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/149717


19 марта 2009 16:43