суббота, 21 марта 2009 rss feed favorites
Հայերեն | English
Создание сайта: Copyright © 2007 группа «Энерго», г. Коломна

Новости

Эксклюзив

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Аналитические обзоры

Интервью

Официальная армения

  • Президент Армении
  • Правительство Армении
  • Парламент Армении

Посольство Армении в РФ

Армянская Апостольская церковь

КУРСЫ ВАЛЮТ

По данным ЦБ от 21/03/2009
USD 372.89 arrow down
RUB 11.04 arrow up
EUR 502.92 arrow up

ПОГОДА


 


Вы омерзительны другим теми несчастьями, которые рассыпаете вокруг себя

print version      Blog

Вы омерзительны другим теми несчастьями, которые рассыпаете вокруг себяФевраль 1988 года. Сумгаит. Именуемое митингом скопище безумствующей толпы. Оратор – Хыдыр Алоев – неприметный директор обшарпанной средней школы, заканчивает свое краткое выступление кровавым призывом: «Смерть армянам». Собравшаяся толпа восторженно дико ревет и… устремляется убивать.

Свыше двадцати лет эта картина, которую мне пришлось видеть в другом городе, находящемся под контролем Азербайджана, не дает мне покоя. Толпа, идущая убивать и насиловать беззащитных людей, жечь их вместе с домами, рубить топорами… Вопросы «За что?» и «Почему?» кажутся лишними и неуместными: жертва представляет другую нацию, другую религию, цивилизацию. Вопрос «Как?», вот что требует пояснений. Как может здоровый мужик насиловать? Не важно кого: старушку преклонных лет или юную старшеклассницу. Как могут вообще происходить групповые, правильнее даже сказать – массовые – изнасилования, в принципе невозможные даже в животном мире. Как можно наслаждаться видом заживо сгорающего, корчащегося от боли человека? Улюлюкать, кричать и под одобрительные возгласы толпы вталкивать железными прутьями обратно в огонь из последних сил выбирающегося оттуда человека.

Соломон Эш, профессор Питтсбургского университета, называет происходящее с человеком в толпе «деиндивидуализацией». То есть при сбивании в толпу индивидуум растворяется, превращается в частичку толпы. Гюстав Лебон – отец основатель социальной психологии – утверждает, что превращение индивидуумов в толпу достаточно для того, чтобы у них образовалась «коллективная душа», заставляющая их чувствовать и думать совершенно иначе, чем действовал бы и думал каждый из них в отдельности. Как видим, речь опять о деиндивидуализации.

Если верить Лебону и Эшу, то отдельный представитель толпы не способен на те чувства и действия, которыми отличается толпа в целом. В чем же демоническая сила толпы, способной превратить собрание «нормальных» людей в массу, способную на невероятные жестокости. И нет ли в этом парадоксе изначально заложенной в «нормальных индивидуумах» бациллы животной жестокости? И если эта изначальная предрасположенность человека к жестокости в самом деле существует, то почему она не проявляется у всех народов?

Азербайджанский писатель, стремящийся найти примеры жестокости толпы у других народов, вспоминает… донского атамана Степана Разина и его войны против турецких завоевателей. Или Юлия Цезаря, да опричников Ивана Грозного. Но Разин и Цезарь были предводителями армий, воевавших с армиями, а опричники никогда не были толпой. Нет, примеры неудачные. Неудачны были бы даже примеры Талаата с Энвером, ибо эти нелюди лишь отдавали приказы, выполняя которые армия создавала условия для совершаемого толпой Геноцида армян в Османской Турции. Роль личностей, безусловно, важна, но она никак не может быть определяющей в действиях толпы. Личность может быть лишь вожаком толпы с вырвавшимися на волю исторически заложенными инстинктами.

Определенную подсказку к пониманию феномена толпы дает французский ученый второй половины ХIХ века Габриель Тард. В своей книге «Личность и толпа» он замечает, что толпа – это самая старинная, после семьи, социальная группа. «Толпа ослабляет или уничтожает индивидуальность входящих в нее лиц». Это уже не деиндивидуализация, это – подчинение индивида общим целям и стремлениям, настоявшимся на «семейном» историческом опыте и психологическом климате. Толпа, состоящая из представителей цивилизованной «семьи» не может быть способна на те действия, которые претят толпе из представителей «семьи» с совершенно отличными историческими и цивилизационными ценностями.

Таким образом, можно утверждать, что действия толпы – это отражение освободившегося от «условностей современности» исторического образа жизни. Скрывающееся до поры до времени цивилизационное мировоззрение представителей толпы. Толпа не может превратиться в убийцу и грабителя, если многие поколения предков ее представителей не занимались убийствами и грабежами. Поведение толпы – это цивилизационно запрограммированное поведение составляющих ее индивидов.

Тот же азербайджанский писатель, отличающийся своим эпатажем и «раскрепощенностью» нравов и мыслей, открыто бравирует мировоззрением своего племени: «Конечно, такой поступок (Совершенное толпой преступление. – Л. М.-Ш.) будет преступным с точки зрения закона, но с психологической точки зрения мы так не назовем его». В самом деле, массовые убийства и изнасилования, резня и грабеж совершенно не конфликтуют с психологией турка, хотя и официально противоречат законам как Турции, так и Азербайджана. Однако по причине того, что правоохранительные органы в этих государствах, равно как и воспитатели (вспомним директора школы Х. Алоева, впоследствии, по предложению Г. Алиева, ставшего депутатом Милли меджлиса) состоят из представителей того же менталитета, то зачастую толпа в этих странах ощущает негласное потворство закона. Вспомним отношение жителей Азербайджана к сумгаитским и бакинским убийцам.

Однако вожаки толпы убийц стараются находить в своих действиях не только исторически «обоснованное» оправдание, но еще и привлекательность. Приведем еще одну, последнюю, цитату из писанины азербайджанского писателя, вся ценность «трудов» которого заключается в их ужасающей искренности людоеда: «Мы интересны другим теми несчастьями, которые рассыпаем вокруг себя». Подобное мышление не является исключением среди представителей толпы-убийцы. Только вот армяне, греки, сербы, болгары и представители многих других народов вряд ли согласятся с этим мнением. Думаю, что ответом на эту откровенность может быть лишь не менее откровенное:

Левон Мелик-Шахназарян
Источник:Voskanapat.info

19 марта 2009 15:49