12:09
Эксклюзивное интервью первого заместителя председателя комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками, директора Института стран СНГ Константина Затулина информационному агентству «Новости-Армения»
- Константин Федорович, каковы Ваши впечатления от парламентских выборов в Карабахе?
- Я уже не в первый раз в Карабахе, и не в первый раз являюсь наблюдателем на выборах президента или депутатов парламента Нагорного Карабаха. Нынешние выборы, мне кажется, проходят существенно спокойнее, чем некоторые из тех, которые я прежде видел. Ситуация в этом смысле в Карабахе, на мой взляд, достаточно стабильная. Отрадно отметить, что люди продолжают относиться к выборам как к важному элементу своей жизни и жизни республики, считают этот день праздником. Мы все с вами были на центральной площади и видели, как она постепенно заполнялась народом. Народ воспринимает происходящее как праздник. Мне кажется, что такая высокая явка на выборы, как раз связана с тем, что люди считают, что они должны в них участвовать, это их долг, и это подтверждение, просто другая форма, той борьбы за независимость, которая в 90-е годы вынужденно велась в форме военных действий.
А вот сегодня в мирное время они подтверждают свой выбор тем, что на самом деле голосуют и выбирают своих представителей.
– А как Вы оцениваете ситуацию вокруг Нагорного Карабаха?
- Что касается общей ситуации вокруг Нагорного Карабаха, то, мне кажется, что она сейчас существенно определеннее, чем некоторое время назад, когда начало армяно-турецкого диалога послужило поводом для различного рода версий о том не готовится ли сдача Нагорного Карабаха. Сейчас такого беспокойства, мне кажется, у людей здесь нет, собственно, и тогда это было очевидным передергиванием фактов, преувеличением. Оно прежде всего распространялась оппозицией в Армении в рамках политической борьбы, которая всегда сопровождает любой политический процесс. Но сейчас даже повод для этого отпал.
Я, к сожалению, не могу сейчас обрадовать всех друзей Армении и Нагорного Карабаха тем, что вижу какие-то основания для эйфории от переговорного процесса вокруг НКР. Скорее всего, это очередной случай, когда после армяно-турецких переговоров Азербайджан испугался, что он остается наедине. Вы знаете, что он резко критиковал Турцию за ее сближение /с Арменией/. Турция вынуждена была на это реагировать, ну и в силу этого, как-бы, вопрос Карабаха вновь был поднят в международном сообществе. Это сопровождалось дежурными, по сути, заявлениями о том, что если проблема не будет решена, то Азербайджан прибегнет к иным методам, прозрачно намекая на военные методы, на попытку военного реванша. Я давно говорил и остаюсь уверенным в том, что Баку, безусловно, не пойдет на широкомасштабные возобновления военных действий, потому что это категорически противоречит интересам самого Азербайджана, его экономического роста, сохранности инвестиций. Так что это бред безусловный, хотя конечно, в целом надо понимать, что переговоры должны продолжаться, а перерыв в переговорах ни к чему хорошему не приводит, он просто дает какой-то повод для того, чтобы обострять ситуацию.
Я уверен, что и сейчас в связи с выборами в Карабахе будут опять же дежурные заявления, они уже случились, и по поводу участия международных наблюдателей, и может, по моему поводу, и по поводу этого интервью, которое я вам даю, но надо учиться спокойно к этому относиться.
Я думаю, что на самом деле договоренность эта теоретически возможна, и она очевидна. И то, что не хватает политической воли в Азербайджане, и нет такой возможности согласиться на это... ну значит надо проявить еще какое-то терпение и подождать, когда эта воля появится.
Речь идет об обмене части территории, сегодня контролируемой силами самообороны, на признание независимости Нагорного Карабаха. Это, в общем на поверхности, то, что именно таким образом эта сделка, по сути, может быть заключена. Но вы знаете, что Азербайджан публично отрицает возможность для себя такой договоренности. Значит, еще какое-то время должно пройти. В любом случае, несмотря на эти все запутанные международные обстоятельства, население Нагорного Карабаха живо и здорово, уверено в завтрашнем дне. Оно, как мы видим, рассматривает выборы как повод продемонстрировать свою решимость. В этом плане все идет хорошо.
- Допускаете ли Вы возможность давления на стороны с целью достижения компромисса?
- Я допускаю только одно давление, которое может быть оказано на все стороны конфликта. Это давление в случае договоренности между всеми участниками Минской группы при том, что все эти участники должны будут доказать правоту этого решения Турции, Ирану, но прежде всего, конечно Турции, которая очень щепетильно относится к этой проблеме. Это мнение, которое я озвучил о том, что никуда не деться, надо понимать, что отнять независимость Нагорного Карабаха не получится, надо его признавать, но в качестве уступки или приза для признания может быть возврат тех нескольких районов, которые, как я сказал, сами карабахцы не считают своей территорией, а считают временно занятой территорией. Если это со стороны международного сообщества прозвучит как императив, то тогда, мне кажется, будет спасено лицо тех политиков, все равно в Армении или в Азербайджане, которые внутренне готовы к этому компромиссу, но боятся, что если они на него согласятся, то к ним предъявят притензии избиратели. В этом случае у них будет повод сказать – «мы хотели по- другому, но делать нечего, нам сказали. Вы видите мы не можем идти против всего мира и должны договориться”. Вот если подобное, на основе доверия между США и Россией, прежде всего, было бы возможно, то тогда, я думаю, эта проблема была бы снята.
Анджелина Джоли борется с "загадочным заболеванием"