29.12.09
11:42
Артур Джавадян - он-лайн конференция
Артур Джавадян - он-лайн конференции на сайте armbanks.am
 
Ответы председателя Центрального банка Армении Артура Джавадяна на вопросы он-лайн конференции на сайте armbanks.am

1. Признаете ли Вы ошибочной сделку по продаже Центральным банком всего банковского золота, составлявшего золотой запас Армении в объеме примерно 1,5 тонны по цене чуть больше 380 долларов за тройскую унцию, совершенную в конце 2003 года? Продолжает ли ЦБ Армении теперь уже под Вашим руководством придерживаться мнения об отсутствии необходимости закупать золото для пополнения своих резервов?

 Сделка 2003 года была успешной, поскольку была прибыльной, и ее следует оценивать по результатам на тот момент. В целом, давать прогнозы относительно поведения золота крайне трудно. Золото является одним из товаров, склонных к наиболее частым колебаниям на товарном рынке, что предполагает формирование высокой доходности или убытков по итогам его переоценки. Для сравнения отметим, что уровень колебания финансовых инструментов в несколько десятков, а в некоторых случаях, и в несколько сотен раз ниже, чем у золота. Наличие же драгметаллов в резервах центральных банков приводит к ощутимому росту колебания последних. Помимо этого, доходность инвестиций, осуществленных в золото, сохраняется на крайне низком уровне.

В то же время необходимо отметить, что Центральный банк Армении не исключает золото в качестве актива, но к задаче необходимо подходить всесторонне. Для стран, имеющих небольшие международные резервы, в том числе для Армении, подобные обстоятельства имеют большое значение, и по этой причине в структуре международных резервов золото отсутствует.

2. Не считаете ли Вы, что целевой уровень инфляции до 3%, который таргетировался несколько лет назад, лучше обеспечивал стабилизацию инфляционных ожиданий, чем нынешние 4(±1.5%)? И планируется ли снизить показатель целевой инфляции в течение следующих лет?

Среднесрочный целевой показатель инфляции, заложенный в основе среднесрочных программ правительства Армении, составляет 3% (±1.5%). Предполагается, что в ближайшем будущем Центральный банк вернется к этому уровню целевого показателя. Так как из-за финансового кризиса правительство временно отложило действие нынешней среднесрочной программы расходов, только в течение 2010 года станет ясно, перейдет ли ЦБ на таргетирование 3%(±1.5%) в 2011 году, или отложит это на следующие годы.

Что касается нынешнего целевого показателя в 4% (±1.5%), то он был временно повышен в начале 2007 года в связи с накапливающимся инфляционным давлением, которое обусловлено фактором предложения (международные цены на сырьевые и основные продовольственные товары, от которых зависимость экономики Армении, к сожалению, велика). Немедленное обеспечение 3%-ой инфляции в этих условиях привело бы к подавлению экономической активности.

3. Как бы Вы прокомментировали недавнее заявление Армянского национального конгресса о том, что скоро произойдет резкая девальвация национальной валюты, учитывая, что за последнее время ЦБ Армении осуществил крупные интервенции на рынке для сдерживания девальвации драма?

 ЦБ Армении останется верен политике плавающего обменного курса, при которой курс определяется на рынке путем соотношения спроса и предложения, а ЦБ может создавать дополнительный спрос или предложение, покупая или продавая валюту только для сглаживания резких колебаний курса. При этом интервенции на валютном рынке могут быть и в ту, и в другую стороны – ЦБ не только продавал валюту, но, например, на прошлой неделе покупал ее, чтобы избежать резкого удорожания драма.

Что касается заявлений о скорой резкой девальвации армянского драма, то в настоящее время Центральный банк не видит кризисных причин, при которых это может произойти. В соответствии с фундаментальными показателями экономики предпосылок для резкого обесценения курса в Армении нет. В краткосрочном периоде курс обычно отклоняется от равновесного исходя из краткосрочных, спекулятивных или психологических факторов, что мы и наблюдаем в последнее время.

4. После 3 марта Центробанк прогнозировал колебания курса драм-доллар в коридоре 360-380 драмов за 1 доллар США. Изменится ли прогноз ЦБ на 2010 год, и в какую сторону? Какой валютной политики намерен придерживаться регулятор в следующем году?

Прогноз среднего валютного курса для последующих месяцев года, который ЦБ Армении опубликовал в марте, был обусловлен исключительными обстоятельствами, связанными с необходимостью ориентировать рынки и избежать паники.

Прогнозирование валютного курса дело в высшей степени неблагодарное. На валютный курс влияет множество различных факторов – начиная с фундаментальных показателей экономики (которые обуславливают курс в долгосрочном периоде) и заканчивая курсами валют торговых партнеров (например, евро/доллар или рубль/доллар), а также настроениями участников рынка (которые влияют на курс в краткосрочном периоде). Так как эти факторы часто меняются, то прогнозировать обменный курс мы не собираемся и не советуем.

Центральный банк будет следовать политике плавающего обменного курса и в 2010 году. Он будет вмешиваться в валютный рынок только при необходимости сглаживания резких колебаний валютного курса – когда не имеющие фундаментальных основ спекулятивные или психологические факторы отклоняют курс от равновесного уровня (явление, которое мы наблюдали в последнее время).

5. Можно ли считать, что Армения достигла дна кризиса? Каковы прогнозы Центробанка относительно дальнейшего развития экономики страны? В период кризиса в Армении осуществлялись антикризисные меры по оздоровлению и восстановлению экономики. С учетом предпринятых мер и реформ, выйдет ли Армения из кризиса более сильной, чем она была в докризисный период?

В течение 2009 года в своих публикациях ЦБ неоднократно отмечал, что, согласно прогнозам, экономический спад достигнет наивысшей точки в третьем квартале 2009 года. События показали, что в январе-июле экономический спад по сравнению с тем же периодом предыдущего года достиг 18.5%. Однако благодаря скоординированным антикризисным мерам, принятым правительством и ЦБ Армении, уже в августе удалось вступить в стадию восстановления экономической активности. В результате этого в январе-ноябре было отмечено замедление темпа экономического спада, который составил 16%. В 2010 году ожидается, хотя и небольшой, однако положительный экономический рост.

Вследствие кризиса проявились также и слабые стороны экономики Армении, о которых не раз отмечали правительство, Центральный банк и международные организации. В частности, низкий уровень диверсификации, нехватка институтов, работающих с “длинными” деньгами, неэффективное конкурентное поле и слабая эластичность цен, недостаточно привлекательная инвестиционная среда. Мы полны надежд, что мероприятия правительства, нацеленные на решение вышеупомянутых задач, дадут свои положительные результаты, усилив сопротивляемость и конкурентоспособность экономики.

6. Подведите, пожалуйста, итоги проводимой в 2009 году Центральным банком Армении денежно-кредитной политики. Какую монетарную политику намерен вести ЦБ в 2010 году? В частности, какова будет политика в отношении ставки рефинансирования?

В начальном периоде кризиса эффективное сочетание задач стабильности цен и финансовой устойчивости позволило избежать потрясений в финансовой системе. Далее на фоне умеренного уровня инфляции была проведена стимулирующая денежно-кредитная политика для восстановления экономической активности и стабильности цен. В результате удалось создать наиболее благоприятные условия для восстановления экономики, при этом сохраняя цены на контролируемом уровне.

В связи с восстановлением мировой экономики прогнозируется постепенный рост совокупного спроса, дальнейший рост мировых цен на сырьевую продукцию и на продовольственные товары. В этих условиях денежно-кредитная политика, скорее, будет сдерживать генерацию инфляционных ожиданий.

7. Можете ли Вы оценить положение финансовой системы Армении в 2009 году? Насколько сильно на нее повлиял кризис?

В условиях финансово-экономического кризиса финансовая система Армении избежала резких потрясений. Важнейшим ее компонентом является банковская система, на которую приходится около 93% активов всей финансовой системы. Влияние глобального финансово-экономического кризиса на банковскую систему Армении начало прослеживаться в четвертом квартале 2008 года. Банковская система сумела успешно противостоять кризису, в первую очередь, за счет высокого уровня капитализации. В настоящее время риски коммерческих банков Армении находятся в управляемых границах, показатель адекватности капитала банковской системы составляет 29%, что превышает нормативный показатель в 12%. Показатели текущей и общей ликвидности составляют, соответственно, 35% и 147%, что также существенно превышает установленные показатели в 15% и 60%, при этом открытая валютная позиция составляет лишь 0,4% от капитала.

Конечно, необходимо отметить, что в течение 2009 года в банковской системе прослеживались также и негативные явления. В частности, несколько ухудшилось качество кредитов. Так, стандартные кредиты (хорошие кредиты) составляют 92,6% от общего объема кредитов против 95,6% в начале года. Однако в сравнении с качеством кредитов банковских систем других стран этот показатель довольно высок. В первом полугодии 2009 года и банки, и заемщики проявляли осторожность в отношении кредитования, что привело к пассивности на кредитном рынке.

Со второго полугодия 2009 года кредитный рынок в Армении существенно активизировался, чему способствовало формирование у банков и заемщиков определенных ожиданий стабильности доходов заемщиков. Принятая Центральным банком Армении расширительная политика и различные программы, осуществляемые при содействии государства, например, германо- армянская ипотечная программа, программа стабилизации экономики в рамках российского кредита, программа ВБ по кредитованию малого и среднего бизнеса и кредитование банками экономики в рамках других программ.

Активизация кредитования, естественно, связана также с положительными тенденциями стабилизации в экономике, а также с оптимистичными ожиданиями физических и юридических лиц. Примечательно, что в 2009 году кредиты преимущественно предоставлялись
юридическим лицам (в основном малому и среднему бизнесу) для содействия экономическому росту и последовательному развитию банковской системы.

В итоге, в 2009 году был зарегистрирован рост активов банковской системы на 25%, кредитов на 11%, обязательств – на 29%, вкладов – на 35% и капитала – на 13%.

8. Ожидается ли в 2010 году объединение или поглощение армянских банков, считаете ли Вы подобное развитие целесообразным и эффективным? Ожидается ли выход на рынок новых банков?

Центральный банк Армении является сторонником консолидации, не препятствующим конкуренции на банковском рынке, однако этот процесс должен иметь рыночные стимулы и не должен быть навязанным. Мы много раз объявляли, что будем содействовать подобным объединениям и слияниям.

Центральный банк пока не получал официальных заявок об открытии новых банков или объединении действующих банков. Однако, мы не исключаем этого в будущем, поскольку на финансовом рынке ходят слухи о проведении переговоров относительно возможных объединений.

9. Согласны ли Вы с распространенным мнением о том, что кризис является также шансом для экономики страны показать свою стабильность и получить конкурентное преимущество по отношению с другими странами. Как Вы считайте, какой шанс дал кризис экономике Армении.

На начальной стадии кризиса удалось сохранить стабильность финансовой системы, эффективно сочетая эту задачу с необходимостью обеспечения устойчивости цен. В результате стимулирующих денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик, уже с августа было отмечено постепенное восстановление экономической активности, и при этом уровень цен был стабилен. Это позволяет нам утверждать, что мы имеем достаточный уровень экономической стабильности и можем противостоять внешним потрясениям.

Однако, как я уже отметил, не надо забывать, что вследствие кризиса проявились также и слабые стороны экономики Армении, в частности, низкий уровень диверсификации, нехватка институтов, работающих с “длинными” деньгами, неэффективное конкурентное поле и слабая эластичность цен, недостаточно привлекательная инвестиционная среда. Эти проблемы требуют незамедлительных решений.

10. Насколько реальны заложенные в госбюджете 2010 года основные макроэкономические показатели – объем ВВП, инфляция, госдолг.

Во время обсуждений проекта бюджета 2010 года Центральный банк Армении представил официальное заключение, из которого следует, что наши прогнозы относительно основных макроэкономических показателей совпадают.

11. Как Вы охарактеризуете процесс кредитования малого и среднего бизнеса в Армении? Действительно ли условия кредитования являются доступными для заемщиков? Каковы объемы кредитования малого и среднего бизнеса, и каков спрос на данный вид кредитования?

С точки зрения развития экономики страны малый и средний бизнес имеет особое значение. Задача предоставления кредитных средств данной сфере всегда была в центре внимания Центрального банка Армении. Переговоры с различными международными структурами в основном были направлены на получение средств для кредитования данной сферы. Ранее действовали и сейчас действуют различные программы, которые напрямую или при посредничестве банков предоставляют кредиты малому и среднему бизнесу.

Говоря о деятельности в 2009 году, хотел бы подчеркнуть, что Центральный банк совместно с правительством в этом году осуществлял расширенное кредитование сферы малого и среднего предпринимательства. В частности, в текущем году этой сфере было предоставлено существенное финансирование за счет полученного от России стабилизационного кредита и по программе кредитования малого и среднего бизнеса ВБ.

Из средств российского кредита на программу стабилизации экономики уже выделено 39 млрд. драмов, а в рамках программы ВБ по кредитованию МСБ было отобрано восемь банков-посредников, из которых шесть комбанков в настоящее время уже разместили кредиты на сумму в 2,5 млрд. драмов. Отмечу, что привлекательность условий этого кредита немного уступает условиям кредита по программе стабилизации. Однако в результате совместных обсуждений ЦБ Армении и ВБ условия кредита были улучшены, вследствие чего в 2010 году ожидается рост объемов кредитования, выданных по программе Всемирного банка.

В то же время следует отметить, что указанные программы имели эффект локомотива, и во время их осуществления в банках существенно возросли объемы кредитования МСБ за счет собственных средств. В результате в 2009 году существенное увеличение кредитных вложений банков произошло за счет финансирования МСБ.

Тем не менее, в числе множества решений, коммерческие банки, приняв кредитные риски, самостоятельно оценивают кредитоспособность заемщиков и принимают положительное или отрицательное решение о предоставлении кредита, в результате чего не исключается, что доступность кредитов для заемщиков с высокой степенью риска может быть поставлена под сомнение.

Также является фактом, что процентные ставки по кредитованию, несмотря на некоторое их снижение на 1 процентный пункт, все еще продолжают оставаться высокими. Основным препятствием является отсутствие эффекта масштаба в банках, что однако имеет поступательную тенденцию к улучшению, в связи с укрупнением банков в условиях стабильного роста активов.

Объемы кредитования МСБ в настоящее время составляют как минимум 30% кредитного портфеля. Спрос на кредиты довольно высок. В 2010 году Центральный банк Армении продолжит проведение мероприятий, направленных на увеличение кредитования МСБ.

12. В Армении в 2009 году был создан институт финансового омбудсмена. Как Вы оцените деятельность данного института, реализует ли он поставленные перед ним задачи?

 Офис финансового омбудсмена является профессиональным внесудебным институтом, который занимается бесплатным, быстрым и эффективным рассмотрением жалоб потребителей на предоставляемые организациями финансовые услуги. В случае отсутствия данной структуры клиенты были бы вынуждены обращаться в общие или арбитражные суды, что, как известно, отнимает довольно много времени и средств. В данном аспекте офис финансового омбудсмена имеет специфическое назначение.

В целом, 2009 год можно считать годом становления и представления общественности офиса финансового омбудсмена. Офис создал основы для сотрудничества финансовых организаций, государственных органов и международных структур. Это является крайне важным шагом с точки зрения информации, быстрого и эффективного обмена опытом. Сегодня большое число финансовых организаций заключили с примирителем соглашение о сотрудничестве и обязательстве не оспаривать решения финансового омбудсмена в суде. Сотрудничество налажено с международными структурами, занимающимися защитой прав потребителей и финансовыми омбудсменами ряды стран.

Одной из важнейших задач в 2009 году было также освещение работ офиса финансового омбудсмена, информирование людей об их правах и защите прав. В данном аспекте, в частности, была проведена рекламная кампания, организованы визиты во все области Армении, для представителей общественности и финансовых организаций были проведены семинары.

Что касается профессиональной деятельности, то в офис финансового омбудсмена в 2009 году обратилось около 380 заявителей. Из них 55 дел было принято на рассмотрение примирителя. Подобное сильное отставание обусловлено пока еще низким уровнем информированности общественности – заявления примирителю подавались по различным вопросам, большинство из которых не входят в компетенцию финансового омбудсмена. По около 70% из рассмотренных финансовым омбудсменом дел решение было принято в пользу клиента, или было вынесено решение о примирении финансовой организации и клиента.

13. Уже долгое время нет новостей относительно концепции становления Армении региональным финансовым центром. Проводятся ли работы в данном направлении, и предпринимаются ли какие-либо шаги? Сказался ли кризис на реализации данного проекта?

В настоящее время работы по становлению Армении в качестве регионального финансового центра продолжаются. Первым шагом, как предполагается, станет создание необходимых инфраструктур, приведение законодательного и нормативного поля в соответствие с международными стандартами. Работы в данном направлении находится на этапе эффективной реализации. В контексте инфраструктур важным достижением стало внедрение института омбудсмена и внедрение системы защиты прав потребителей на законодательной основе, а в сфере урегулирования – приведение финансовой отчетности в соответствие с евродирективами и международными стандартами (IFRS).

В контексте становления региональным финансовым центром в настоящее время осуществляются необходимые исследования, проводятся работы с разными международными структурами. Однако, скажу откровенно, в нынешних кризисных условиях не только в нашем регионе, но и во всем мире финансовая система в определенной мере парализована или находится в состоянии ожидания. После посткризисной стабилизации мы будем более активно осуществлять эти широкомасштабные и поэтапные процессы.

14. Какова ситуация с возвратностью кредитов?

В результате кризиса 2009 года было зафиксировано ухудшение качества кредитов, и удельный вес так называемых плохих кредитов в кредитном портфеле банков достиг 10%. Однако к концу года вместе с положительными экономическими развитиями прослеживалось и улучшение качества кредитов. В настоящее время удельный вес классифицированных кредитов (класс контролируемых, нестандартных и сомнительных) составляет 7,4%. В начале года этот показатель составлял 4,4%. Для сравнения отмечу, что в банковских системах других стран этот показатель превышает 8% (например, в Латвии, Литве, Молдове, Грузии он находится в рамках 8-11%, а в Украине и Казахстане – он еще выше).

15. Почему армянские банки не информируют население об изменении ставок по депозитам (или информируют не должным образом)?

С января 2009 года в Армении вступил в силу закон «О привлечении банковских вкладов», согласно которому регулируются порядок и условия предоставления банками информации о привлеченных вкладах граждан, реклама вкладов, порядок расчета процентных ставок по вкладам, а также права вкладчиков и порядок защиты законных интересов.

Более того, было принят регламент «О порядке, условиях, формах и минимальных требованиях к сообщению между банками и вкладчиками, кредиторами и потребителями», с которым можно ознакомиться на официальном сайте Центробанка Армении www.cba.am. Согласно регламенту, подробно регулируется порядок сообщения между банком и клиентом до заключения договора, в период заключения и действия договора. В соответствии с регламентом, в случае одностороннего изменения банком обязательно предоставляемой информации, клиент обязан быть осведомлен об этом за семь рабочих дней до вступления данного решения в силу.

В остальных случаях (если изменения не связаны непосредственно с данным банком, например, если процентная ставка является плавающей и связана с расчетной ставкой Центробанка, и банк не мог заранее знать о соответствующем изменении) информация может быть предоставлена через семь рабочих дней после извещения банком.

Если же банк не информирует своих вкладчиков, то в подобных случаях ЦБ Армении во время проведения контроля применяет соответствующие санкции. Клиент, в свою очередь, может для восстановления нарушенных прав обратиться в офис финансового омбудсмена.

16. Правительство Армении планирует предоставлять долгосрочные ипотечные кредиты молодым семьям на выгодных условиях. Не могли бы Вы рассказать поподробнее об этом?

Центральный банк совместно с правительством разрабатывает проект предоставления молодым семьям доступных ипотечных кредитов. Предполагается, что в ходе реализации программы молодые семьи смогут получать ипотечные кредиты по более низким процентным ставкам и как минимум сроком на 10 лет. В настоящее время проводятся работы по созданию отдельной структуры, которая будет нести ответственность за реализацию программы. Помимо этого, работы проводятся по разработке механизмов по максимальной поддержке.

По предварительным оценкам, отдельная структуры для реализации программы будет создана до конца первого полугодия 2010 года, после чего будет начато осуществление программы.

Комментарии:

 
 

 
 


30 декабря начинается рождественский пост

30 декабря начинается рождественский пост


По данным ЦБ от 31/12/2009
375.8
535.29
12.32

5 свежих идей новогоднего декора


 

Все права защищены © 2006-2009. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47