По данным ЦБ от 14/12/2009 | |
---|---|
USD | 383.9 |
RUB | 12.55 |
EUR | 564.83 |
Г-н Григорян, 2009 год оказался одним из сложных для экономики, мировой финансовый кризис оказал воздействие также и на армянские компании. С какими результатами подводит итоги уходящего года Ереванский коньячный завод?
2009–ый год был для компании достаточно сложным. Несмотря на то, что декабрь, который является очень обещающим месяцем, пока не прошел, но в целом уже можно сказать, что год подытожим примерно 25-процентным спадом продаж. В 2008 году на российском рынке было продано 3,4 млн. литра коньяка, а в этом году по состоянию на конец ноября этот показатель составил 2,5 млн. Но, вопреки этому, финансовый кризис имел также некоторое позитивное воздействие. На рынке возросла конкуренция, в результате чего коньяки АрАрАт укрепили свои позиции в особенности на российском рынке. К примеру, если до кризиса на российском рынке рыночная доля АрАрАт-а в категории «Армянский коньяк» составляла 29%, то сейчас этот цифра достигла 41%. Кстати, российский рынок является самым большим рынком сбыта для нас. Там потребляется более 75% нашей продукции.
В условиях кризиса нам удалось укрепить позиции АрАрАт-а почти на всех других рынках, а также завоевать новые рынке в Западной Европе. Так, коньяки АрАрАт стали продаваться в немецкой сети «Метро», нам удалось повысить престиж наших коньяков в Венгрии, зафиксированы успехи в Чехии. Но несмотря на успехи на европейских рынках, объемы потребления на этих рынках я бы не назвал хорошими.
В этом году ваша компания закупила около 32 000 тонн винограда, а сколько собираетесь закупить в следующем году?
В этом году изначально мы планировали закупить 30 000 тонн винограда, но закупили примерно на 2 000 тонн больше. На самом деле мы закупили в два раза больше, чем нам в действительности было необходимо. Этому есть одно объяснение. Во первых, мы заключили с фермерами долгосрочные контракты, в рамках которых у нас есть определенные обязательства. Кроме того, для нас это также и социальная ответственность: фактически 5200 семей связали с нами определенные надежды. Другой не менее важной стороной вопроса является престиж компании: отдавая дань кризису, не следует забывать, что ЕКЗ — это часть трансатлантической компании Перно Рикар и является в Армении самым крупным производителем сферы.
В следующем году мы планируем закупить 30 000 тонн винограда, но заранее нам необходимо обеспечить дополнительные тары для хранения и новые дубовые бочки. Дело в том, что существующие емкости окажутся недостаточными, в особенности если кризис не станет отступать. Однако некоторые положительные тенденции уже заметны. Думаю, что еще несколько месяцев у нас будут сложности, но в целом проблемы уже начали разрешаться.
Г-н Григорян, Вы довольны объемами сбыта вашей продукции в Армении?
Армянский рынок несколько отличается от других: потребители высоко оценивают коньяки АрАрАт, но в то же время, некоторые другие коньяки продаются по значительно низким ценам. По этой причине в Армении, где у большого сегмента потребителей есть финансовые проблемы, я с некоторой оговоркой удовлетворительно оцениваю объемы сбыта коньяков АрАрАт.
Позволяют ли в Армении законодательные механизмы привлекать к ответственности производителей, нарушающих правила производства?
В магазинах Армении можно встретить 5-летний коньяк, который продается за 900 драмов. Как такое возможно, если 1 кг винограда закупается по 130 драмов. Очевидно, что для приготовления такого коньяка необходимо как минимум 5 лет, в течение которых спирт, хранимый в бочке испаряется, в результате чего производитель обязан восполнять эти потери спиртом аналогичного года. Кроме того, существует также ряд других производственных вопросов, которые увеличивают затраты производителя. Тот закон, который действует сегодня, не универсален, но в действительности некоторые производители не придерживаются даже его. Думаю, что подобных производителей должны наказывать в первую очередь сами потребители, игнорируя подобный продукт. Например, во Франции на родине коньяка если производитель нарушит хотя бы одно из сотни требований производства коньяка, он будет привлечен не только к юридической ответственности, подобному производителю придется вообще забыть про возможность производства коньяка. Подобный подход в Армении, к сожалению, отсутствует. Для большого сегмента потребителей в первую очередь важна надпись «Армянский коньяк» на этикетке, а не содержимое бутылки.
Подобные производители ведь также экспортируют свою продукцию и преимущественно на рынки, которые считаются традиционными для армянского коньяка. Как Вы думаете, государство как-то пытается поддерживать престиж армянского коньяка, кстати при помощи которого многие за границей воспринимают Армению как страну-производителя высококачественного коньяка?
Очевидно, что вопрос сейчас актуален. Сегодня в Армении как добросовестные, так и недобросовестные производители действуют в единой категории, которая называется «Армянский коньяк». Подобная ситуация увеличивает наши риски. В этом плане, пытаясь застраховать себя от такого риска, мы ведем активную работу. АрАрАт – это сверхмощный бренд, и, дабы сохранить его на рынке, мы ведем активную работу по его дистанцированию от других армянских коньяков.
Г-н Григорян, ясно, что государство не желает создавать препятствия для компаний, производящих алкогольные напитки, но фактически в данном случае под угрозу ставится престиж Армении, как страны-производителя высококачественного коньяка.
К сожалению, в Армении некоторые предприниматели не думают о долгосрочных перспективах. Сегодня перед ними задача обеспечить прибыль, но они не думают о том, что по этой причине завтра государство может понести огромные убытки. Этой проблемой должны заниматься соответствующие органы. Не хотелось бы брать на себя функции этих структур. Сегодня перед нами стоит задача, чтобы потребитель четко разграничивал продукцию Ереванского коньячного завода от коньяков других производителей. Мы стараемся сохранять и развивать престиж известного в мире бренда АрАрАт. Думаю, что это в наших силах. Что касается сохранения престижа категории «армянский коньяк», то это бесспорно прерогатива государства.
Новости Армении - NEWS.am