За прошедший год мы стали свидетелями новых тенденций в работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта между НКР и Азербайджаном, а также появления новых факторов, влияющих на переговорный процесс.
Налаживание диалога с обществом
В частности, посещая регион, международные посредники проводили встречи не только с официальными лицами, но и с представителями гражданского общества. Первая такая встреча с лидерами карабахских неправительственных организаций (НПО) состоялась 1 марта в Степанакерте.
Если оставить в стороне мотивацию инициаторов встречи, следует признать значимость самого факта проведения подобных мероприятий. Общение посредников с представителями НПО НКР говорит о том, что сопредседатели МГ ОБСЕ признали, что, помимо региональной геополитики и интересов различных акторов, в Карабахе есть общество, и необходимо выслушать его мнение. В конце концов, решается судьба проживающих здесь людей.
На степанакертской встрече с посредниками лидеры гражданского общества в довольно жесткой форме представили свои подходы по ключевым вопросам урегулирования. В частности, было заявлено о необходимости восстановления полноценного переговорного формата (Азербайджан, НКР и Армения), о необходимости обнародования «мадридских принципов», о том, что закрепленные в Конституции НКР территории не могут быть предметом торга, о проблеме обеспечения безопасности НКР и ее народа. Лидеры карабахских общественных организаций выразили позицию, согласно которой лучшей гарантией безопасности может стать международно признанная независимая государственность НКР. Было высказано мнение относительно неэффективности международных миротворческих сил в плане обеспечения безопасности в других конфликтных зонах.
Во второй раз посредники пообщались с представителями карабахских НПО в расширенном составе в Вене, где 24 марта состоялся Круглый стол с участием представителей гражданских обществ НКР, Армении и Азербайджана. Посредники рассказали о ходе урегулирования: было очевидно желание сопредседателей получить поддержку своей деятельности со стороны представителей гражданских обществ. Участники форума настаивали на необходимости открытости миротворческого процесса, поскольку лишь в этом случае можно рассчитывать на содействие гражданского общества. Как карабахскими, так и азербайджанскими участниками было выдвинуто требование сделать обсуждаемые «мадридские принципы» достоянием общественности. Было доведено до посредников, что нельзя поддерживать или не поддерживать какой-либо процесс без наличия достоверной информации.
Попытки привлечения гражданского общества к процессу урегулирования конфликта является новшеством в деятельности международных посредников.
Больше открытости
Другой попыткой сделать переговорный процесс более открытым стало обнародование шести «мадридских» или «базовых принципов» урегулирования конфликта. Принципы были опубликованы 10 июля на официальных сайтах ОБСЕ и американского Белого дома вкупе с Совместным заявлением по нагорно-карабахскому конфликту Президента Российской Федерации Д.Медведева, Президента Соединенных Штатов Америки Б.Обамы и Президента Франции Н.Саркози, которое было принято в Аквиле (Италия).
Общественные и молодежные организации НКР, политические партии и карабахские эксперты в разных формах выразили свое негативное отношение к опубликованным принципам урегулирования.
Неприемлемость базовых принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта зафиксирована в Резолюции Всеармянской конференции, состоявшейся в столице НКР 10-11 июля. Участники Конференции из Армении, Арцаха и Диаспоры потребовали от властей Республики Армения не принимать предложенные принципы, которые, в частности, содержат односторонние территориальные уступки. Участники Конференции констатировали, что сдача противнику территорий, на которые армянский народ имеет как юридические и политические, так и исторические права, станет мощным моральным ударом для армянского народа, который может лишить его на годы национальной воли к сопротивлению и мотивации строить собственную государственность.
В июле представители карабахских НПО отказались от участия в проводимых региональных Общественных Форумах в поддержку официального миротворческого процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ. По оценке экспертов и лидеров гражданского общества НКР, предлагаемая посредниками схема урегулирования противоречит коренным интересам НКР и Армении. Лидерами гражданского общества НКР было принято решение «не поддерживать процессы, которые не способствуют достижению справедливого мира, а скорее направлены на дестабилизацию ситуации, как в странах региона карабахского конфликта, так и между этими странами». Важно отметить, что общественные организации, политические партии и эксперты НКР и Армении, которые выступили против этих принципов, на самом деле не являются противниками мирного урегулирования. Они просто считают, что принятие и реализация базовых принципов скорее приведет к новой войне, нежели обеспечит устойчивый мир.
Искусственная интенсификация переговорного процесса в 2009-ом как форма давления на армянские стороны не могла не отразиться на общественных настроениях в НКР. Карабахские эксперты, общественные и политические деятели, так или иначе, стали более активно выражать свое отношение к происходящему. Если раньше карабахская проблема, по меткому выражению одного из лидеров гражданского общества НКР Гегама Багдасаряна, обсуждалась везде, кроме самого Карабаха, то сейчас ситуация несколько изменилась. По карабахской проблематике у нас начали проводиться Круглые столы, Форумы НПО, рабочие встречи-дискуссии лидеров НПО, парламентские слушания и другие мероприятия.
Армяно-турецкий катализатор
Своеобразным катализатором интенсификации переговоров по Карабаху стал процесс армяно-турецкого примирения. Этот процесс вызвал повышенный международный интерес к нашему региону.
В 2009 году президенты Армении и Азербайджана провели шесть встреч. Достаточно часто встречались и главы внешнеполитических ведомств РА и АР. Последняя встреча министров в минувшем году состоялась в Афинах, где в начале декабря имело место 17-е заседание Совета глав МИД стран ОБСЕ. По итогам встречи было принято заявление министров иностранных дел Азербайджана и Армении, а также глав МИД Франции, России и заместителя госсекретаря США. Министры заявили, что будут продолжать согласование базовых принципов и содействовать урегулированию конфликта на основе трех принципов Хельсинкского акта: неприменение силы и угрозы силой, равноправие и самоопределение народов и территориальная целостность. 2-го декабря эти подходы были поддержаны Советом МИД ОБСЕ.
С апреля 2009-го, когда было опубликовано Совместное заявление МИД Армении и Турции, а также внешнеполитического ведомства страны-посредника Швейцарии, Турция не оставляла попыток жестко связать нагорно-карабахское урегулирование с процессом нормализации армяно-турецких отношений. Хотя в подписанных армяно-турецких протоколах Карабах не упоминается, власти Турции выдвигают в качестве условия для ратификации этих документов в парламенте урегулирование карабахской проблемы по азербайджанскому сценарию. Тем самым Турция пытается использовать как международное давление, так и международный интерес в вопросе армяно-турецкого потепления для достижения территориальных уступок в пользу Азербайджана. В этом состоит реальная угроза физической безопасности НКР и Армении.
Премьер-министр Турции не перестает говорить о взаимосвязи армяно-турецкого вопроса и карабахской проблемы. Но он умалчивает о том, что связующим звеном этих двух отдельных вопросов является доктрина пантюркизма, от которой, по всей видимости, в Анкаре еще не отказались.
Европейский Союз: новый игрок?
В 2009-ом Армения и Азербайджан, а также четыре другие постсоветские страны стали участниками программы Европейского Союза «Восточное партнерство». ЕС принял решение об активизации в процессе разрешения карабахского конфликта. В этой связи в сентябре в Брюсселе были проведены консультации между европейскими чиновниками высокого ранга и экспертами из НКР, Армении и Азербайджана. Было отмечено, что Европейский Союз не намерен заменять собой Минскую группу ОБСЕ, но планирует содействовать урегулированию посредством реализации мер доверия и диалога гражданских обществ сторон. Уже в 2010-ом ЕС намерен финансировать ряд проектов в неправительственном секторе, которые охватят Армению, Азербайджан и Нагорный Карабах.
Старые препятствия или невыученные уроки
Если говорить в общем, то за последний год переговорный процесс стал более динамичным, возрос интерес к региону, есть тенденция к расширению круга участников процесса, а также привлечения к миротворческому процессу обществ трех конфликтующих сторон. Но говорить о скором подписании мирного договора не приходится, поскольку диалог продолжается в искаженном формате (без участия НКР), обсуждаемые базовые принципы урегулирования нереалистичны, а принятая международными посредниками методология урегулирования не может обеспечить серьезного продвижения в этом процессе.
Анализируя многолетние неудачные попытки Минской группы урегулировать конфликт, можно прийти к выводу, что в основе международной дипломатии урегулирования заложена «системная ошибка», которая на протяжении последних 17 лет не позволяет зафиксировать прогресс в этом вопросе. Дело в том, что принятое в 1991 году мировыми центрами чисто политическое решение признать в качестве новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза только те образования, которые в период распада СССР обладали статусом союзных республик, имело разрушительные последствия. В то время, в частности, не обратили внимания на то, что на территории бывшей Азербайджанской ССР уже обозначился конфликт, поскольку там образовались два государства - Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика, в сущности, два самостоятельных сектора военно-политического контроля. В результате, проигнорировав это обстоятельство и признав независимость лишь Азербайджана, международное сообщество, фактически, создало условия для начала военных действия против Нагорного Карабаха. Принятое в 1991 году мировыми центрами политическое решение было воспринято в Баку как сигнал к действию. Тогда Азербайджану показалось, что ему дали карт-бланш на силовое решение конфликта.
Международному сообществу необходимо срочно исправить допущенную ошибку и пересмотреть методологию урегулирования карабахского конфликта. Не только потому, что решения начала 90-х годов прошлого столетия устарели и утратили свою актуальность, но и потому, что и сегодня ранее принятый подход может иметь крайне негативные последствия, поскольку поощряет бывшие «метрополии» к новым агрессиям против бывших автономий.
Прорыв в переговорах по Карабаху может быть обеспечен в случае применения международными посредниками недавних прецедентов разрешения конфликтов на Балканах и на Южном Кавказе. Можно констатировать, что признание независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии закрыло военный путь решения этих конфликтов, обеспечило гарантии физической безопасности проживающих там народов и создало новые и равные условия для установления добрососедских отношений между враждующими субъектами.
В случае с Карабахом такого равенства пока нет. Да, НКР и Азербайджан являются сторонами конфликта и обладают международной правосубъектностью с момента провозглашения независимости. Неравенство заключается в том, что в одном случае независимость международно признана, а в другом нет. «Выравнивание» статуса всех договаривающихся сторон может послужить ключом для достижения прогресса в урегулировании карабахского конфликта и поддержания региональной стабильности.
25 декабря 2009 16:21